Открытый урок по теме "Корень.Чередование согласной буквы в корне" 3 класс, УМК "Перспектива" с использованием ИКТ и сингапурских структур.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Миндубаева Рима Мирзаяновна

На уроке ученики работают по созданному ранее алгоритму и появляется проблема. Дети эту проблему выявляют и находят пути ее решения. Вариантом выхода из положения является новый шаг в алгоритме. Акцент урока расчитан на выработку новых знаний, а не готового вложения понятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень. Чередование согласного звука в корне слова. Выполнила учитель начальных кл .: Миндубаева Рима Мирзаяновна . МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ

Слайд 2

Это какие слова?

Слайд 3

ТАЙМД- ПЭА -ШЭА Проводится сингапурская структура : даётся время на обмен своего мнения со своим выбранным партнёром ( по предложенной учителем очереди)

Слайд 4

Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть – корень. В корне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Вспоминаем то, что знаем

Слайд 5

Это родственные слова? - люстра, светильники 1лампа - торшер - бра

Слайд 6

У них общее лексическое значение слов Светильник - любой осветительный прибор . Люстра- светильник с несколькими плафонами. Лампа- небольшой светильник, может быть с абажуром.

Слайд 7

Алгоритм – схема разбора 1.Один смысл слова? 2.Это родственные слова? 3.Один корень? 4.Это однокоренное слово?

Слайд 8

Найди лишнее слово 1) Борьба, борец, бороться, воевать. 2) Весельчак, веселый, радостный, веселье. 3) Вражда, враг, противник, вражеский. 4) Дорога, путь, подорожник, дорожный. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень . Определи какая группа подходит к теме урока .

Слайд 9

Это однокоренные слова? Т/ / Ч //Щ СВЕТ СВЕЧА ОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 10

Выход из проблемы МЫ вышли из проблемы? Эта замена 1 согласной буквы в корнеоднокоренное слово с чередованием соглассной буквы в корне Алгоритм был такой: 1.Один смысл слова? 2.Это родственные слова? 3.Один корень? 4.Это однокоренное слово? Добавим новые шаги в алгоритм 5) Что произошло? 6) Для чего произошла замена?

Слайд 11

А что произошло?

Слайд 12

Беглая согласная буква в в корне слова –для чего?

Слайд 13

- Однокоренные ли это слова? Почему? - Спишите, выделите корень. Подчеркните букву последнего согласного звука в корне. Открытие новых знаний ,

Слайд 14

ИЗМЕНИЛСЯ КОРЕНЬ СЛОВА Чередование согласной буквы в корне –запишем так Так запишем чередование согласной буквы - черточкой Г // Ж // З Г // Ж

Слайд 15

Работа в паре с взаимопроверкой Есть проблема? Записывают слова под №1и 2 партнёры по плечу Книга , книжечка, книжный. Лужок луговые, лужайка. Записывают следующую строчку слов под № 3 и 4 партнеры по плечу Книжный , книга , книжечка Луг , лужок , луговые , лужайка Как будем объяснять?

Слайд 16

пушок, пушинка, пуховик Книга, книжечка, книжный Луга, лужок, луговые, лужайка. Круги, кругом, кружок, кружились Пух, пуховый , Применяем новые знания. Развиваем умения [ г/ж ] [ г/ж ] [ г/ж ] [ х / ш ] - Прочитайте. Спишите, выделите корень. Однокоренные ли это слова? Почему? - Допишите однокоренные слова в последнюю группу. - Найдите чередующиеся согласные звуки и запишите в конце каждой строки.

Слайд 17

Итог урока Запишите ключевое слово – чередование

Слайд 18

Спасибо вам всем за внимание!

Слайд 19

Чтобы все ученики работали на уроке надо применять оригинальные идеи по системе PBL



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  русского  языка разработана  с решением креативной проблемы и   использованием 2 структур по сингапурской системе.

1.Учитель начальных  классов :  Миндубаева Рима Мирзаяновна

2.Тема урока: «Корень .Чередование согласных  букв в корне слова». 3 класс, УМК «Перспектива»

Место и роль урока  в  изучаемой теме:  урок открытия новых знаний по теме: «Корень .Чередование согласных букв  в корне слова .                                                                        3.Создать условия проблемной ситуации о чередовании согласной буквы в слове . Систематизировать усвоения новых понятий-чередование.4 .Активизировать  теоретический и практический опыт учащихся через сингапурскую систему (работа в паре, в четвёрке за столом  используя структуры : ТАЙМД_ПЭА _ШЭА, СИНГЛ  РАУНД РОБИН .

4.Задачи урока:

Образовательные: сформировать   умение находить корень слова, обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова. Развивающие : развивать умения находить группу однокоренных слов и доказать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества , равное участие, взаимовыручка, умение слушать друг друга, отрабатывать навыки работать в команде с любыми учениками

5.Методы обучения: продуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,  в паре, в четвёрке ( за своим столом)

6.Дидактические средства для учителя: средства ИКТ:  видеопроектор, презентация, часы. НА альбомном  листе  записаны маркером  чередования согласных букв :г\\ж, х\\ш, д\\ж,  ц\\ч, с\\ш, к\\ч, з\\ж. Выставляются на доску альбомные листы ,где написан алгоритм специально перемешанные листы ( пройденные во 2классе):                                                  

добавляется ещё новый шаг :                                                                         Дети сидят  за столом по четыре человека и создаётся групповая работа на уроке.

Для  учащихся : на  середине стола указаны  № стола и глянцевая карточка со словом: МЭНЕЖМЕНТ  ,у  каждого  ученика своя  брошюра  свод правил  - словарик,  1). конверта с Дом\зад ; туда вложен тест для  каждого ученика, 2)   на каждом  столе  второй   конверт  с  карточками  с чередующимися   согласные буквами : г\\ж, х\\ш, д\\ж,  с\\з, к\\ч, з\\ж, ц\\ч      3) на каждый стол будет роздан лист А4 со словами :1)  шаг-шажок, 2) плач-плакса,3) сапоги –сапожок-сапожки,4) река-речной-речка 5) ухо-уши 6) труд-тружусь-утруждать ;  смайлики с 3 видами человечков .


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой учащихся  на плодотворную работу в стихотворной форме:

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

ручку правильно возьму .

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

Улыбнулись друг другу и приглашённым гостям.

Подготовка класса к работе

ЛичностныеУД: самоопределение;

КоммуникативныеУД: планирование  сотрудничества с учителем и со  сверстниками

2.Актуализация прежних знаний.

Запускается структура ТАЙМД ПЭА ШЭА _ (дети выходят из-за  своих стульев ,задвигают их) выбирают себе партнёра любого и встречаются друг с другом ладошкой в знак приветствия. Дальше по команде учителя (устанавливается -таймер в ноутбуке , можно будильник или часы) -Даётся ( t-  30 сек)  и он делится своей информацией. Второй участник в паре делится  своей информацией  с партнёром.(t -30 сек.)

1.В русском языке есть  ли  слова  без корня?

2.Как найти корень слова? Молодцы!

Давайте откроем   книжечку- справочник с.27) Появляется слайд №1

3.Практическое задание. Найти  однокоренные слова  и выделить в них корень.

- Одинаковый смысл слова?

- Одинаковая часть во всех словах?

 

- Молодцы, вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень.

4.Поглядите на экран. В магазине продаются осветительные приборы :  поглядите на эти слова внимательно :лампа ,торшер, люстра- это родственные слова?

5.Проводится структура :ТАЙМД_ПЭА_ШЭА.

-Тот , кто выше ростом говорит   своей паре как найти родственное слово и как найти однокоренное слово? Стоп! А теперь тот ,кто ниже ростом делится своей информацией .Какие бывают  родственные слова и как мы находим корень слова?

- Садитесь. А теперь любая   пара расскажет нам как они объясняли друг другу. Поделитесь с нами.

 

СПАСИБО ВСЕМ! Садитесь   все на свои  места. Просмотр слайдов № 2 и

1. Нет

2.Надо подобрать родственные  слова в которых  заключено основное значение слова - его смыл и найти одинаковую часть.

(зачитывают правило  в брошюре с.27)

3.Находят слова (род, родной,  родня, родственник ,Родина, двоюродной(брат) по алгоритму, хотя все слова разные , но они имеют общий для всех родственный  смысл, который заключается в корне -род

Вывод: данные слова - однокоренные .

4-Нет. Это не родственные слова ,у них    одинаковое значение  слова , но  у них разный корень .

Какие слова бывают родственные и как

находим корень у однокоренных слов?

- Поблагодарите друг друга за  полученную информацию.

 

Коммуникативные: планирование  сотрудничества с учителем и со  сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Например: Самирханов Данис и другой  в паре Путятинский Адель , а другие в это время слушают их ответы.

3.Создание проблемной ситуации.

Продолжить работу над однокоренными словами. Выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень. И так у нас получился алгоритм нахождения корня

  1. -1 и тот же смысл?
  2. -Это родственное слово?
  3. -У них  один и тот же корень?
  4. -Это однокоренное слово?(Нет!)

-Справились с заданием ?

-Что мы имеем?

-Получились разные ответы, как вы искали слова?

-В чем возникли затруднения?

-Что мы получили в результате выполнения задания?

5) -Добавим  ещё  шаг в алгоритме ------

- А  для чего  нам это  НУЖНО ?  

- Встречался ли раньше такой шаг алгоритма ?

-Что мы с вами сделали?  

-Для чего это нужно нам в речи?  

- ВОТ  это и есть  новая тема нашего урока ! Одна  беглая согласная заменилась  другой согласной и  являются они всё же  однокоренными.

-Чередование согласных помогает согласованно звучать: красиво, ровно, согласно.

Выписывают из  презентации   слова и выделяют корень .

- Да.

-Идём по алгоритму

 

-Получается что нет т.к у них  неточный корень. Он не совпадает

-НЕТ, не получается. У них беглая согласная получилась .

ч\\ж

Мы имеем разный корень. Получились разные  корни: одна согласная заменилась другой согласной.

- НЕТ

- Добавили ещё1 шаг. 5 шаг:  Здесь произошла замена? Такая замена называется -  чередованием.

-   Для того ,чтобы слово  слышалось     правильно , понятно, удобно.

-Чтобы

согласованно в звучании слова.

-  Мы вышли из непонятной  ситуации.  

Регулятивные УД: целеполагание, планирование;

ПознавательныеУД:  постановка вопросов, формирование проблемы, выдвижение гипотез;

КоммуникативныеУД: инициативное сотрудничество;

4.Постановка выхода из проблемной ситуации.

Здесь запускается  обучающая сингапурская структура : СИНГЛ  РАУНД  РОБИН (в которой ответы проговаривают по кругу 1 раз)детей на данный вопрос .Работа в команде ,где учащиеся (  по очереди) глядят на предложенную карточку .Согласовываются .

Минута отдыха  –релаксация ( смена  работы разных групп мышц)

-В чем же мы сегодня должны разобраться?    В словах происходит замена  1 буквы – получается разные корни , но мы всё же  считаем их  однокоренным  словом.

Какие чередования бывают?.

-Как мы будем это делать?

Смотрим на слайд №3, 4 и другие -8

-Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТ, свеча, ОСВЕЩЕЩЕНИЕ однокоренные слова.

-Что это значит?

- Давайте поработаем в команде за столом .Я каждому столу раздам группу слов ,а вы докажите что это родственные слова и есть ли здесь чередование?

-Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать букву в корне слова СВЕЧУ и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым.

-Прочитайте предложение. Что можно сказать о слове?

-Что нам помогло понять значение этих слов?

-Сколько однокоренных слов в тексте?

-Какие корни?

-Как пришли к верному решению?

-Вы обсудили между собой группу слов. От каждого  стола зачитает свою группу слов и покажет какое получилось чередование. Отвечать будет участник по №3

-Сформулируйте тему урока.

-Какие буквы чередуются?

ФИЗМИНУТКА (смотреть  по времени)

- В  словах происходит замена -1 буквы –получается разные корни ,но мы всё же  считаем их  однокоренным  словом.

Какие чередования бывают?.

- Подбирать родственные слова и смотреть на корень

-Произносится непривычно, неудобно.

-Звучит смешно.

-Ч заменили на Т. Значит, в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова.!

 Замены-.2

-свет-свеч-свещ -.т//ч//щ

-У родственных слов получились в корне 3 разных чередования.

-Не знали, что последние буквы в корне могут меняться.

-Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент.

-В однокоренных словах согласные могут чередоваться.

Стол № 1- река –речной- речка-  к\\ч

Стол № 2  -ухо –уши- х\\ ш

Стол № 3  -плач-плакса- ч\\к

Стол № 4  –шаг-шажок- г\\ж

Стол № 5 –сапоги –сапожки -сапожок- г\\ж

Стол № 6- труд – тружусь- утруждать  д-\\т

-Здесь произошло чередование:Г//Ж(№5)

- Здесь произошло чередование: Г//Ж (№4)

-Здесь произошло чередование: К//Ч(№1)

-Здесь произошло чередование: Д//Т(№)

-Здесь произошло чередование:Х//Ш(№2)

-Здесь произошло чередование:Ч//К

(№3)

 

-Чередование согласной буквы  в корне.

-  Беглая согласная  меняется в корне слова.

- Чередуются согласные буквы.

Дети рассказывают  стихотворение и выполняют в движении:

1.Нам живётся лучше всех ,

Потому что с нами СМЕХ! (руки в стороны)

С ним нигде не расстаёмся-

Где б мы ни были – смеёмся! ( поворачиваем голову с улыбкой в лево и в право)

Утром выглянем в окно- (открываем )

2.Дождик льёт, а нам смешно.

Всюду с нами наш дружок-

Смех -Смешинка!

Смех - Смешок!(повороты  в разные стороны и ноги  делаем пружинкой)

Молодой , задорный Смех!

Посмеяться ведь не грех? (руками  разводим в разные стороны)

С.Михалков

РегулятивныеУД : целеполагание;

Коммуникативные УД: постановка вопросов;

Познавательные УД: формулирование познавательной цели, формулирование проблемы;

5.Первичное закрепление

 - Проведем наблюдение над другой группой слов: 1 и 2  ученики записывают в тетрадь  друг –друзья—подруга дружить .3 и 4 ученики записывают :снег-снежинка- снеговик-снежок

СЛАЙД №11 и 12

 Слайд №11 и №12.Запишите слова. Работа в парах - №1 и 2. Слова:                  друг, друзья, дружить -                               №.3 и 4      снег, снежинка ,снежный, снежок.

Учащиеся делают вывод, что чередоваться могут и другие согласные (показ чередования)

Коммуникативные УД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

6.  Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Слайд №15 и проверка №16

Запишем слова и после проверим .Обмениваться  работами будем так:№1проверяет у  №2 партнёра по плечу и он его  взаимно , №3 проверяет №4 и он его взаимно.

Самостоятельная работа учащихся. Осуществляют проверку -ставят оценку  у другого учащегося партнёра  по плечу, пошагово сравнивая  с алгоритмом.

РегулятивныеУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено;

ЛичностныеУД: самоопределение;

7.  Рефлексия деятельности и оценивание.

-Что нового узнали на уроке?

- Над какой темой работали?

-Какое для нас сегодня было ключевое слово?

- Дом\зад :1)   в конверте лежат тесты на каждого ученика возьмите их.2) Упр. 43,с.34 в раб. \тетрадях

Слайд № 17-18

- Поднимите смайлики , как вы оцениваете свою работу.

- Вы все сегодня были молодцы! До новых  встреч!

-Узнали, что  корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой.         . -- В однокоренных словах согласные могут чередоваться.

-Чередование   звука сегодня для нас ключевое слово в разборе слова

Оценивание своей работы смайликами -1)Я сомневался 2) Мне понравилось. Я доволен 3).Мне было трудно.

КоммуникативныеУД: умение выражать свои мысли;

ЛичностныеУД : смыслообразование;

ПознавательныеУД: рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буква Ь- обозначение мягкости согласных" .

Цели урока: 1)формирование навыка чтения, 2) развитие интереса к чтению и желания читать, 3) ознакомление с новой буквой, новым языковым явлением....

Открытый урок по произношению. Тема: "Согласный звук [щ]". 1 класс.

В уроке содержатся упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, фонематического восприятия....

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Конспект открытого урока произношения по теме: «Согласный звук [ч,], буквы Ч,ч. Хорошие манеры». (2 класс).

На уроке ведется работа по уточнению произношения звука Ч, расширение семантического поля слова "Чай", развитие диалогической речи через продуктивные виды деятельности....