Тема: "Словосочетание"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шартон Ирина Александровна

Урок  133  русского языка в 4 классе по программе  «Школа XXI века»                            

Тема: Словосочетание.

Урок  134  русского языка в 4 классе по программе  «Школа XXI века»                            

 

Тема:  Слово. Словосочетание. Предложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  133  русского языка в 4 классе по программе  «Школа XXI века»                            

Тема: Словосочетание.

 Цели: Создать условия  для формирования умения группировать слова по заданному основанию. Устанавливать основание для классификации сочетаний слов и распределять на основании выделенных признаков слова по группам. Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. 

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала (ЛУУД 3);

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. (РУУД1); Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. (РУУД2);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД5); Оценивать собственную успешность в выполнении заданий

(РУУД 9)

Познавательные: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.(ПУУД7); Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.). Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.(ПУУД3) ПУУД 5: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); КУУД 7: Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе  в группе.

Оборудование: учебник 4 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., печатная тетрадь,

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

(даю установку на урок, на хорошую работу)

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3

РУУД1

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Актуализация опорных знаний.

- С какими единицами речи вы знакомы? (слайд)

Слово, предложение, словосочетание

- Давайте охарактеризуем их.

- Найдите соответствия.(слайд)

- На слайде обозначения. После прочтения одной из этих единиц, вы должны показать круг нужного цвета.

Ночная бабочка садится на раскрытую книгу.

ночная бабочка

ночная

Бабочка садится.

на раскрытую книгу

бабочка

- А теперь проверьте свою работу (слайд)

- Где были допущены ошибки?

-  Почему?

2.Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Какова тема урока?

Словосочетание

- Какую учебную задачу необходимо решить  на уроке?

Научиться находить словосочетания в предложении, различать словосочетание и предложение.

Отвечают на вопросы

Двое у доски, остальные по вариантам

предположения

Формулируют тему и цели под руководством учителя

РУУД2

КУУД3

ПУУД3

3 «Открытие» новых знаний.

1. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

Стр.109

- Прочитайте

- Выпишите однородные члены.

(на доске)

- Можно ли назвать однородные члены словосочетаниями? Почему?

Вывод: Однородные члены не являются словосочетаниями.

- Найдите информацию, которая уточнит ваш вывод.

(Рубрика «Обрати внимание»)

- Как называется такая связь в предложении?

2. Первичное осмысление и закрепление.

Упр.1 стр.110

- Прочитайте и выполните работу. (двое у доски: 1 абзац и 2 абзац)

- Проверим выполнение работы.

- Какие сочетания нельзя назвать словосочетанием?

Упр.2 стр.110

- Выполним работу в паре по рядам:

1 ряд – однородные члены

2 ряд – словосочетания

3 ряд – грамматические основы

- Проверим работу

3.Работа с рубрикой «Давай подумаем».

Стр.110(слайд)

- Чем отличаются сочетания слов?

- Какой вывод сделаем?

Вывод: фразеологизмы не являются словосочетаниями.

.

Работает у доски 1 ученик

Делают вывод

Работают с информацией

Сочинительной

 Работают самостоятельно с последующей поверкой

В паре

Участвуют в обсуждении

КУУД4

ЛУУД3

ПУУД 5

ПУУД7

КУУД4

РУУД9

 Итог урока

– Какую задачу  ставили?

- Что же вы узнали?

- Что не является словосочетанием?

КУУД4

Дома: упр.3 стр.111

                 

Урок  134  русского языка в 4 классе по программе  «Школа XXI века»                            

Тема:  Слово. Словосочетание. Предложение.

 Цели: Создать условия  для формирования умения составлять предложения из приведённых словосочетаний. Распределять на группы слова, словосочетания и предложения.

Результаты:

Личностные: Создать условия для формирования умения проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала (ЛУУД 3);

Регулятивные: Самостоятельно организовать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. (РУУД1); Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. (РУУД2);  осуществлять само- и взаимопроверку работ (РУУД5); Оценивать собственную успешность в выполнении заданий

(РУУД 9)

Познавательные: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.(ПУУД7); Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.). Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.(ПУУД3) ПУУД 5: Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). 

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. (КУУД3); участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения (КУУД4); КУУД 7: Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе  в группе.

Оборудование: учебник 4 класса (2 часть) С.Иванова, А.Евдокимовой и др., печатная тетрадь,

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

(даю установку на урок, на хорошую работу)

Настраиваются на урок, проверка готовности.

ЛУУД3

РУУД1

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

1. Актуализация опорных знаний.

- Какую работу вы должны были выполнить в домашнем упражнении?

- Что не является словосочетанием?

- Назовите словосочетания.

- Как различить словосочетание?

- Что называет слово?

- А что называет словосочетание?

2.Сообщение темы и постановка учебной задачи.

- Какова тема урока?

Словосочетание. Слово. Предложение.  

- Какую учебную задачу необходимо решить  на уроке?

Научиться находить словосочетания в предложении, составлять словосочетания,  различать слово, словосочетание и предложение.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели под руководством учителя

РУУД2

КУУД3

ПУУД3

3 «Открытие» новых знаний.

1. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

Стр.112

- Рассмотрите рисунки. Выполните работу.

- Можно ли словом СТОЛ назвать каждый из предметов на рисунке?

- Что точнее называет предмет?

- Прочитайте запись на слайде:

ребёнок – весёлый ребёнок

бегу – быстро бегу

красивый – очень красивый

- Что вы можете сказать?

- Что же называет словосочетание?

Вывод: Словосочетание,  как и слово, называет предмет, признак, действие, но только более точнее.

- Найдите информацию, которая уточнит ваш вывод.

(Рубрика «Обрати внимание»)

2. Первичное осмысление и закрепление.

Упр.1 стр.113

- Выполним работу по рядам

- Проверим выполнение работы по слайду

- Как отличить слово от словосочетания?

(слайд)

3.Работа с рубрикой «Давай подумаем».

Стр.113(слайд)

- Внимание на слайд. Чем отличаются записи в столбиках?

- Выражает ли словосочетание законченную мысль?

- Что можно сказать о предложении?

(восклицательное или нет; по цели высказывания: повествов., побудит., вопросит.)

- Можно ли это же определить у словосочетания?

- Может ли словосочетание входить в состав предложения?

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Словосочетания не выражает законченную мысль, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы, входит с состав предложения.

- Найдите информацию, которая подтвердит ваши слова.

4. Первичное осмысление и закрепление.

Упр.2 стр.114

-  Какие варианты получились?

- А теперь посмотрите, как звучит это предложение.

(слайд)

- Мы с вами общаемся весь урок. Какую речь мы для этого используем?

- Используют ли отдельные слова и словосочетания в речи? Докажите. ПОМОЩЬ УЧЕБНИКА

- Какой вывод сделаем?

Вывод: Слова и словосочетание никогда не употребляют в речи вне предложения

Делают вывод

Работают с информацией

Работают самостоятельно с последующей поверкой

Нет

называют

Участвуют в обсуждении и делают вывод

Работают в паре

КУУД4

ЛУУД3

ПУУД 5

ПУУД7

КУУД4

РУУД9

 Итог урока

– Какую задачу  ставили?

- Что же вы узнали? (СЛАЙД)

-  Кто доволен своей работой на уроке?

КУУД4

Дома: упр.3 или 4  стр.115


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словосочетание Урок 133

Слайд 2

слово , предложение, словосочетание

Слайд 3

с лово предложение словосочетание

Слайд 4

Ночная бабочка садится на раскрытую книгу. ночная бабочка ночная Бабочка садится. на раскрытую книгу бабочка

Слайд 5

Чем отличаются сочетания слов? б ить баклуши - бить в барабан валять дурака – валяться на диване з арубить на носу – уткнуться носом в одить за нос – водить гулять


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово. Словосочетание. Предложение. Урок 134

Слайд 2

Сравни ребёнок – весёлый ребёнок бегу – быстро бегу красивый – очень красивый

Слайд 3

Проверь свою работу к омпот- компот из смородины д ом – деревянный дом и грушка - любимая игрушка т рудный – слишком трудный весёлый – очень весёлый к расный – красный от волнения п остроить – построить мост с мотреть – смотреть пристально в ыйти – выйти из дома

Слайд 4

1. Словосочетание , как и слово, называет предмет, признак, действие, но только более точнее .

Слайд 5

Найди отличие С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. падали с неба падали изредка одинокие снежинки с пасмурного неба

Слайд 6

Словосочетание , как и слово, называет предмет, признак, действие, но только более точнее . Словосочетания не выражает законченную мысль, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы, входит с состав предложения.

Слайд 7

В первый вечер моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.

Слайд 8

1) Словосочетание , как и слово, называет предмет, признак, действие, но только более точнее . 2) Словосочетания не выражает законченную мысль, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы, входит с состав предложения . 3)Слова и словосочетание никогда не употребляют в речи вне предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме" Словосочетания"(программа УМК "Гармония")

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словосочетания"    Цель урока: научить устанавливать связи слов в предложении, познакомить с алгоритмом выписывания  словосочетаний из предл...

Презентация к уроку по теме "Словосочетание"

Презентация к уроку по теме «Словосочетание»Благодаря использованию данной презентации учащиеся успешно актуализировали знания по теме урока, обозначили проблему, осуществили поиск решения данной проб...

Предмет: «Русский язык». Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании». Класс 4 Программа 2100

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1)    познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут...

Дидактический материал по грамматике. Тема "Словосочетания, обозначающие пространственные отношения с предлогом - между".

Эти задания могут быть использованы на уроках русского языка и грамматики в начальных классах школы II вида. Выполняя их дети закрепляют полученные знания. Этот материал можно использовать на разных э...

Урок по русскому языку в 1 классе на тему: Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Урок по русскому языку в 1 классе на тему : Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.Цель урока: -закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;-продолжить формирование умения грамотно писать; вид...

Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс

Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....

Урок русского языка по теме "Словосочетание"

Цели: учить выделять словосочетания в предложении;развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;закрепить знания о простых и сложных предложениях, о...