Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Нестеренко Татьяна Павловна

Данный урок используется в 4 классе при изучении темы "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Однородные члены предложения

Вариант 2

Цели:

  • обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;
  • развивать устную и письменную речь детей, обогащать словарный запас;
  • прививать любовь к родному краю.

Оборудование:

  • карточки;
  • Кохичко А.Н. «Край, который я люблю», Мурманск1999;
  • Л.С. Гринько, Т.Н. Девяткова «Краеведение на уроках русского языка в начальных классах»  Мурманск  1997;
  • Ожегов С.И. Словарь русского языка:/Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1989 г.;
  • презентация.

Ход урока

I.  Организационный  момент

Я рада вас сегодня встретить.

Мне интересны вы, друзья!

И ваши умные ответы

Не обойду вниманьем я.

Сегодня ждут нас наблюденья

И выводы, и рассужденья…

А чтобы впрок пошёл урок,

Активным самым будь, дружок!

II. Актуализация знаний

Игра «Угадайка»


Отгадайте  кроссворд (Слайд)

Л

И

С

И

Ц

А

П

Е

С

Е

Ц

О

Л

Е

Н

Ь

А

Л

Ь

Б

А

Т

Р

О

С

К

У

Р

О

П

А

Т

К

А

О

С

О

М

А

Х

А

С

И

Н

И

Ц

А

     

1.Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

2. Хищное животное с ценным мехом, полярная лисица.

3. Крупное животное с ветвистыми рогами.

4. Большая морская птица с удлинённым клювом и длинными узкими крыльями.

5. Дикая птица семейства куриных.

6. Хищное млекопитающее семейства куньих с ценным мехом  (росомаха)

7. Небольшая пёстрая птица семейства воробьиных.

- Что общего в этих словах?

- На какие группы их можно разбить?

- Назовите слово, которое спряталось в кроссворде? (СПОЛОХИ)  

Работа со словарём. 

Сполохи -  народное название северного сияния, а также зарницы.

 (СЛАЙД со стихотворением)

                                   Т. Курьянов

Северное сияние

Нахлынула света лавина,

Ночной задрожал горизонт.

И, кажется, в небе раскинут

Огромный серебряный зонт.

Искрится ковёр белоснежный,

 И небо светлеет, как днём.

Какая суровость и нежность

Сегодня на небе ночном.

- Составьте предложения, используя предложенные  слова. (СЛАЙД)

  1. СПОЛОХИ   ЦВЕТАМИ   ИГРАЮТ  ЯРКИМИ   НОЧНОМ  В   НЕБЕ.

  2. СПОЛОХИ  ЦВЕТАМИ   ИГРАЮТ  ЯРКИМИ   НОЧНОМ  В   НЕБЕ

      ВСПЫХИВАЮТ .      

- Найдите грамматическую основу каждого предложения.

- Чем предложения отличаются друг от друга?

- Как выделили однородные члены на письме?

III. Сообщение темы  и цели урока

- Сформулируйте тему нашего урока:

«Предложения с однородными членами»

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

Закрепить знания…

Развивать…

Воспитывать…

IV. Работа по теме урока

1. Закончите высказывания (СЛАЙД):

  • Однородные члены предложения  …
  • Однородные члены предложения связываются с помощью…
  • Запятая не ставится, если…
  • Запятая ставится, если…

Физминутка

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

2. Работа с текстом.

  - Прочитайте текст.

       Заполярная погода расщедрится, и через всё небо потечёт бледно-зелёная река - северное сияние. Задрожат, заиграют небесные огни, повиснут алыми  складками, ударят разноцветными прожекторами. И ты стоишь зачарованный, слушаешь небесную музыку красок.

- Найдите в тексте синонимы к словосочетанию "северное сияние".

- Как вы понимаете выражение "музыка красок"?

- Выберите из текста предложения, соответствующие данным  схемам. Обоснуйте свой выбор.

- Как связаны однородные члены предложения? (СЛАЙД)

3. Работа с союзами при однородных членах предложения.

«Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят»

- Запишите предложения согласно схемам.

[         и         ].

[        , а          ].

[        ,        ,       ,        ].

[        , но         ].

Летом свиристели питаются насекомыми  (а)зимой кормятся ягодами.

Свиристели гнездятся в хвойных и берёзовых лесах лесотундры.

Они поедают в огромном количестве плоды рябины калины боярышника можжевельника.

Во время кочёвок стайки надолго задерживаются в лесах с обилием ягод  (но)быстро покидают скудные места.

- Прочитайте все предложения(СЛАЙДЫ).

- Что получилось? Докажите.

- Когда между однородными членами ставится запятая?

IV. Итог урока

- Что необходимо знать, чтобы правильно писать предложения с однородными членами.

- Проверим себя.

Экспресс- контроль              

1.Какие члены предложения называются однородными?

а) отвечающие на вопросы КТО? ЧТО?;

б) относящиеся к подлежащему;

в) отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову;

г) отвечающие на один и тот же вопрос.

2.Как связаны между собой однородные члены?

а) связаны только интонацией;

б) связаны знаками препинания;

в) связаны любыми предлогами;

г) связаны интонацией перечисления или союзами И, А, НО.

3)Когда между однородными членами ставится запятая?

а) всегда, если нет союза между однородными членами;

б) всегда;

в) никогда;

г) перед союзом И.

4) Перед какими союзами между однородными членами  предложения всегда ставится запятая?

а) перед союзом И;

б) перед всеми союзами;

в) перед союзами А, НО;

г) никогда.

Проверка (СЛАЙД).

V. Рефлексия

-Закончите предложение, используя  однородные члены:

          Урок  для меня  был …, …. .

VI. Домашнее задание

Составьте и запишите три предложения с однородными членами, используя союзы и, а, но.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....