"Учимся писать письма"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Скоробогатова Татьяна Михайловна

Материалы к уроку русского языка в 4 классе на тему: "учимся писать письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_pisma.docx27.6 КБ
Office presentation icon uchimsya_pisat_pisma.ppt862.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                     Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

                                                   Урок русского языка

                                                             в 4 классе

                                           Тема «Учимся писать письма»

                                                                            Скоробогатова Т.М.

                                                                                   методист

                                                                   

                                             

                                                 2013 – 2014  учебный год

       Цели: показать значение переписки в жизни людей; показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности; обогатить речеведческие знания, учить избегать штампов и шаблонов; познакомить с правилами и вежливыми формами переписки; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

      Оборудование: презентация, проектор, конверты с письмами,

                                  карточки «Схема письма», «Проверь себя».

  1. Орг. момент.  II. Работа над темой урока.
  1. Вводная беседа.

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых –

Вести от друзей, родных.

На ногах с рассвета он.

Кто же это?

                                  (Почтальон).

(Входит почтальон).

- Здравствуйте, дети!

Я веселый почтальон!

Детям я давно знаком.

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

Разноцветные конверты,

И открытки, и пакеты,

И посылки, телеграммы

Доставляю все их вам я!

(Почтальон вручает учащимся письма.)

- До свидания, ребята! Я спешу. У меня в сумке  еще  много писем.

- Как почтальон  узнал, кому какое письмо предназначено?

 - Кто имеет право распечатать и прочитать письмо?

Правило 1

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

- Получателя письма называют адресатом. 

Адресат – от немецкого слова адресе.

  1. Сообщение цели урока.

-Надо ли отвечать на полученное письмо?

Правило 2

    Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее трех-пяти дней после получения и в вежливой форме.

            На уроке состоится

 Разговор очень важный,

 Как оформить, отравить

 Наш конвертик бумажный?

 Как письмо написать,

 Как спросить, как  ответить?

 Вот об этом сегодня

 Побеседуем, дети.

      - Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо – отправителем, и получателем – адресатом, соблюдается выработанный веками порядок.

  1. Актуализация знаний.

- Кто же из вас получал письма? От кого? О чем узнавали из писем?

-С какой целью люди пишут письма?

-Кому из вас приходилось писать ответ?

          -Какие письменные принадлежности вам

           понадобились при работе?

Правило 3

     Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.

  1. Знакомство со структурой письма

      -Прочитайте письма, которые вам вручил почтальон.

      -Какие чувства вы испытали, когда читали письма?

      Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях.

Пишут письма только в хорошем настроении. Оно у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, у вас получаться хорошие, теплые письма.

    - С чего начать письмо? Как обратиться к адресату, на «вы» или «ты»?

     От чего это зависит?

 Запишите в тетрадь слова здравствуйте, привет.

- Как выделяется обращение?

   Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком:

Здравствуй, Маша!

Как у тебя, Серёжа, дела?

До свидания, Люда.

Здравствуйте, бабушка и дедушка!  

Письмо – это текст, имеет три части: начало, основная часть, концовка.

     

1-я часть.

В начале письма описывается причина написания письма:

Я очень скучаю …

Мне необходим твой совет …

Получила от тебя письмо …

2-я часть.

- О чем можно рассказать в основной части письма?

3-я часть.

- Подумайте. Как вы будете прощаться в письме, если оно адресовано:

учителю;

другу или подруге;

инопланетянину.

- К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.

Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе –

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

  1. Физкульминутка.
  2. Самостоятельная работа.

Написание писем:

  1. другу, подруге;
  2. заболевшему учителю;
  3. бабушке или дедушке.

Схема текста письма

     Письмо

Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки

Дорогие папа и мама!

Любимая бабушка!

Уважаемый учитель!

Получила ваше письмо. У нас всё хорошо.

Основное содержание письма, сообщение о новостях.

Расскажу о нашей жизни. У нас много новостей.

Вопросы адресату (кому адресовано письмо)

Как вы живёте?

Как ваше здоровье?

Какие у вас новости?

Благодарность.

Просьбы.

Приветы.

Спасибо вам за то, что …

Я прошу вас писать мне чаще.

Передавайте большой привет …

Прощание.

Подпись.

Дата и место написания

До свидания.

До скорой встречи. Целую. Скучаю.

 Ваш …

14 июня 2005 года.

  1. Беседа эмоционально-оценочного плана.

Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

 (По желанию ученики читают свои письма)

- Чьё  письмо вам понравилось? Почему?

-Какое письмо легче читать адресату? (В котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).

    Сравните два поздравительных письма, которые получил один и тот же человек. Какое из них доставило больше радости? Почему?

                                                            Мой дорогой дедушка!

       Поздравляю тебя с днём рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов   в работе. До свидания.

                                                                                    Твой внук Сережа.

                                                                                   12 июля 2006 года.  

                                             Мой дорогой дедушка!

      Поздравляю тебя с днём рождения. Я очень  хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще был у нас дома. И ещё хочу, чтобы у тебя на работе всё всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

                                                              До свидания. Твой внук Серёжа.  

  1. июля 2006 года.  

                                                       

8.Оформление конверта

  -  В рассказе А.П.Чехова девятилетний мальчик, отданный в учение к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

   - Чтобы письмо нашло своего адресата, т. е. получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит

Тысячи верст пути.

                       С. Маршак

      - Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, т. е. собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они читают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.

    - Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете. Как и каждому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый. Кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Первые почтовые марки появились в Англии почти 150 лет назад.

  1. Итог урока.

       - На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Во времена А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова он был очень популярен.

      Сейчас письма вытеснили телефон, компьютер. Но не следует забывать об этом способе общения людей.

- Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

10. Работа по карточкам «Проверь себя»

  1. Для письма используй ____________ лист бумаги.
  2. Письмо – это текст. Назови его части ______________________
  3. Отвечать на письмо нужно_____________________________________
  4. Письмо складывай текстом внутрь___________________________
  5. Адрес нужно указывать на конверте___________________________

Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс

      Использованная литература:

  1. Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу «Начальная школа»  №10/2010
  2. Рамзаева Т.Г.«Русский язык», 4класс.-М.:Дрофа,2009г.
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.:Просвещение Ю 1985г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать письма Скоробогатова Т.М., методист МБОУ Сосновская СОШ №2

Слайд 2

«Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены.» Н. Кузовлева

Слайд 3

адрес адресат индекс здравствуйте привет

Слайд 4

Он разносит по домам Ворох писем, телеграмм, А в конвертах голубых – Вести от друзей. Родных. На ногах с рассвета он. Кто же это? Я синего цвета Вишу на стене. И много приветов Хранится во мне. Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею Получу и вмиг расклею.

Слайд 5

Схема текста письма Письмо Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки Дорогие папа и мама! Любимая бабушка! Уважаемый учитель! Получила ваше письмо. У нас всё хорошо. Основное содержание письма, сообщение о новостях. Расскажу о нашей жизни. У нас много новостей. Вопросы адресату (кому адресовано письмо) Как вы живёте? Как ваше здоровье? Какие у вас новости? Благодарность. Просьбы. Приветы. Спасибо вам за то, что … Я прошу вас писать мне чаще. Передавайте большой привет … Прощание. Подпись. Дата и место написания До свидания. До скорой встречи. Целую. Скучаю. Ваш … 14 июня 2013 года.

Слайд 6

1. Для письма используй лист бумаги. 2. Письмо – это текст. Назови его части _____ . 3. Отвечать на письмо нужно ______________. 4. Письмо складывай текстом внутрь ______. 5. Адрес нужно указывать на конверте ____ .

Слайд 7

Использованные ресурсы: http://z4gt3.livejournal.com/ http://www.fonstola.ru/mini/201310/125045.jpg http://skyrazor.ru/index.php?cstart=4&do=cat&category=poleznoe http://900igr.net/kartinki/literatura/Kak-puteshestvuet-pismo/024-Na-stene-na-vidnom-meste-Sobiraet-vesti-vmeste-A-potom-ego-zhiltsy.html http://www.kavicom.ru/news-view-5926.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт...

Учимся писать письма

Методическая разработка урока письмас презентацией....

"Учимся писать письма"

материал содержит конспект и презентацию открытого урока русского языка в 3 классе...