Урок русского языка, 2 класс. Тема: "Знакомство с понятием «текст»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок учит находить отличия текста от предложения и от набора предложений. На уроке обучающиеся учатся ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_ponyatiem_tekst.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с понятием «текст».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о тексте.

УУД

Предполагаемые результаты: 

Предметные: овладение способом выявления отличия текста от предложения и от набора предложений; сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью; появление  навыков сотрудничества.

Метапредметные:

личностные:  формирование интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, развивать умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; 

познавательные: развивать умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: осознавать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, монологической и диалогической речи. 

.

Оборудование: «логическая цепочка» - набор слов, раздаточный материал - тексты, мультимедиа,  презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок. Проверка готовности рабочего места

.- Здравствуйте, ребята….

Вот и прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Упражнения и задачи, 
Игры, шутки –  всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

- Подарите улыбку друг другу, учителю.

 Мы начинаем урок русского языка. Нам понадобятся учебники, тетради на печатной основе, карандаши, ручки и …

ваши светлые головы с умными мыслями, добрые сердца и чувство локтя ваших товарищей – одноклассников.

 

Приветствие учителя

Учащиеся оформляют запись в тетради.

 Р - организация своего учебного места;

Л- освоение роли ученика;

К - соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Л - интерес к урокам русского языка, уважение к нему, понимание его богатства; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения;

П- осознавать познавательную задачу.

II. Актуализация опорных знаний.

м) микроитог

Минутка чистописания

а) индивидуальный опрос

- 6 человек поработают по карточкам

б)фронтальный опрос

- Узнаёте сказочных героев? Из какого они произведения?

- Давайте покажем героям, что мы знаем о единицах речи.  Восстановим логическую цепочку единиц речи:

предложение   звук и буква   слово   слог

- Каким  словом заканчивается логическая цепочка?

- Повторим известные сведения о предложении.

- Молодцы, ребята! Вы правильно восстановили логическую цепочку, обобщили свои знания  о предложении. Вспомнили, какие бывают предложения по цели  и интонации (эмоциональной окраске)

Задание: «Из данных слов составь и запиши предложения, после записи в скобках укажи, какие они по цели и интонации»

хороша *осень * как  

листва * земле * на *ковром *  лежит *   опавшая

- Это Знайка и Незнайка из произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Дети на доске восстанавливают:

звук и буква – слог – слово –

предложение

- Предложение.

Дети повторяют все известные сведения о предложении.

  1. В предложении выражается законченная мысль, чувство.
  2. Предложение состоит из 1и более слов, связанных друг с другом по смыслу.
  3. Предложение произносятся с интонацией конца мысли.
  4. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком - его конец.
  5. Предложения по цели бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

П- понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, изобразительной, модельной; переводить её в словесную;

К- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

П- проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Ш. Введение в тему урока.

а) постановка проблемы

а) целеполагание

-Ребята, какое название носит наш учебник русского языка? Почему его так назвали?

-Да, нас ждут открытия. Сегодня мы откроем ещё один «секрет» русского языка.

Знайка принёс нам одно новое понятие – текст. Он утверждает, что это тоже единица речи. В таком случае, как определить, где место в цепочке единиц речи новому понятию и почему оно занимает это место?  

- Вы, наверное, не первый раз слышите это понятие. Знайка и Незнайка предлагают нам два набора предложений. А можем ли мы сейчас сразу определить, какой набор является текстом, а какой – нет?

(наборы предложений)

№.1

Белку легко можно приручить. На высоком дереве жили две беспокойные белки. Бельчонок быстро освоился в гнезде.

№ 2

На лугу раскинулась ковром молодая травка. А из травки выглядывали жёлтенькие цветочки. Они как маленькие солнышки.

- Какие цели поставим сегодня на уроке?

-«К тайнам нашего языка». Нам предстоит делать открытия, раскрывать «секреты» русского языка.

Дети затрудняются ответить.

- Нет. Мы мало знаем о тексте.

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

П- читать и слушать, извлекать нужную информацию;

умение отвечать на вопросы; сравнивать, находить общее.

К-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.

IV. Работа над новой темой.

а) работа по учебнику

 знакомство с понятием «текст»

б) работа в тетради на печатной основе

в) вывод нового понятия «текст»

г) Микроитог

- Откройте учебник с.119, найдите упражнение 234. Прочитайте предложение.

  «В одном сказочном городе жили коротышки».

-Всё понятно из данного предложения о жителях городка или вы ждёте продолжения мысли?

- Если ждёте, то о чём хотелось бы узнать?

-Может ли следующее предложение быть таким:

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

- Уточните и дополните своё рассуждение

с.120, упр.235. Читаем  про себя.

- Так о чём или о ком говорится в нашем первом предложении?

- О чём же мы продолжим речь?

- Давайте посмотрим, как сам автор продолжил свою мысль.

Откройте тетради на печатной основе стр. 53 упр. 236. 

Если в каждом следующем предложении развивается мысль предыдущего предложения, будем показывать это стрелкой. Вот так. (Показ на слайде) Поработайте в парах.

- Сколько здесь предложений?

- Как эти предложения связаны друг с другом?

- Что нового сообщается о коротышках во втором предложении?

- В третьем предложении?

- Как же называется такой набор предложений?

- Прочитайте сообщение на с.109 и скажите, какую новую единицу речи мы получили.

- Найдите место данному слову в нашей логической цепочке.

Вставляем в логическую цепочку:

ЗВУК и БУКВА – СЛОГ – СЛОВО – ПРЕДЛОЖЕНИЕ – ТЕКСТ.

- Докажите, что новая единица правильно заняла своё место.

-Молодцы! Вы правильно дали определение понятию  «текст», что предложения в тексте связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.

-Нет. Мы услышали одно предложение. Мы ждем продолжение мысли.

-Почему их назвали коротышками?

- Нет, это предложение про Незнайку, а не про коротышек. А мы хотели узнать, почему их так назвали. Мысль не продолжается.

Учащиеся читают рассуждение.

Часто нам бывает мало высказать мысль в одном предложении. Мы хотим  её продолжить, развить. Делаем это с помощью следующих предложение.  Но подойдут не любые. В  них должно говориться о том, о чём шла речь.

- О коротышках.

- Тоже о них, но будем развивать мысль дальше.

Учащиеся работают в ТПО. стр. 53 упр. 236. 

   В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. Каждый был с небольшой огурец.

- Три.

- Каждое предложение продолжает мысль предыдущего и сообщает новые сведения.

- Почему их так назвали.

- Какими маленькими они были.

-Текст.

Дети читают сведения о тексте с. 120 (хором).

 Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называют текстом.

- Новая единица речи - текст.

Учащиеся вставляют слово в цепочку.

Рассуждение детей.

- Это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.

- Предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение является логическим продолжением предыдущего.

П-умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами.

К - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

П - умение анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

Р - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

V. Динамическая пауза.

 доктора Пилюлькина. Слайд №4

Точечный массаж.

1.Точка на лбу между бровями («третий глаз»).

2.Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние).

3.Парные точки в височных ямках.

Выполняют действие.

К-умение слушать и понимать речь.

VI. Первичное закрепление.

- Хотите прочитать продолжение текста про коротышек?

- Прочитаем продолжение в упр. 237.

Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставьте после него +, если нет, ставьте - .

- Можно ли назвать эту запись текстом? Докажите.

- Найдите слова, которыми можно коротко сказать, о чём говорится в отрывке.

- Можно ли эти слова выбрать как название текста? Почему вы так думаете?

- О том, как выбрать правильно название текста мы будем говорить с вами завтра. А сейчас, спишем текст о Цветочном городе, решая орфографические задачи.

Проверка.

- Да.

Дети читают и ставят необходимые знаки.

- Да. Предложения говорят об одном и том же, и каждое следующее является продолжением предыдущего предложения.

- О городе коротышек (или о Цветочном городе).

Дети высказывают свои предположения.

Дети работают с текстом в тетрадях.

К- участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Р – осуществлять самоконтроль, самокоррекцию собственной деятельности.

П - развитие умения анализировать, обобщать,сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения.

VI. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему?

- Любой ли набор предложений может быть текстом?

- Вернёмся к двум наборам предложений, которые нам предложили Знайка и Незнайка. Определите, какой из них не является текстом.

- Почему вы так решили?

- На парте перед вами карточки с наборами предложений. Ваша задача -  определить являются ли данные наборы текстами. Работать будете в парах. Постарайтесь вести рассуждения вместе, учитывая мнение каждого.

Карточка №1.

Лес кормит людей, зверей и птиц. Люди собирают ягоды, грибы. И каждый зверёк тоже делает свои запасы.

Карточка №2.

Деревья в парке были большие. За полем виднеется деревня. Усталые ребята отдыхали на скамейке.

Карточка №3.

Хорош осенний лес! Клюква растет на болоте. Мойте руки перед едой!

Карточка №4.

На улице жара. В такую жару Глеб и Олег отправились на пляж. Море было тёплым, а купание веселым!

- Проверим, как вы справились с работой. Покажите номера карточек, где текст.

- А на каких карточках обычный набор предложений?

- Когда будем выражать свои мысли, и одного предложения нам будет мало.

- Нет.

Дети выбирают набор № 1

- В этом наборе хотя и говорится об одном и том же, но предложения не связаны друг с другом.

Дети работают в парах.

- 1 и 4 – это тексты.

- 2 и 3 – это просто предложения.

К- осознание практической значимости учебного материала; участвовать в работе группы; допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.

П - развитие умения анализировать с целью выделения главных признаков текста, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли.

VII. Итог урока, рефлексия.

- Какие цели ставили сегодня на уроке?

- Смогли ли мы их достичь?

- Что такое  «текст»?

- Докажите это.

- Как думаете, вам достаточно одного урока для знакомства с новой единицей речи? Почему?

- А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был.

Оценивание

Хочется сегодня отметить работу ребят на уроке. По карточкам работали…. Получают отметки…

За работу на уроке …

- Найти место новому понятию в цепочке единиц речи и научиться отличать текст от набора предложений.

- Да.

Дети отвечают.

- Текст состоит из нескольких предложений, каждое из которых является продолжением предыдущего.

Дети отвечают.

Р – адекватно оценивать свои достижения.

VIII. Домашнее задание

с. 120 понятие (выучить), упр. 239. 

Ваша задача: сравнить две записи. Выяснить, есть ли среди них текст. Списать те предложения, которые вы считаете текстом.

Дети слушают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"

данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...

Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс

Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....

Урок русского языка по теме: «Знакомство с суффиксом. Уменьшительно-ласкательные суффиксы»

Урок подготовлен для учащихся 3 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива". На данном уроке были использованы ЭОР....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с местоимением" 3 класс

Предметный результат:Узнать о функции и значении местоимений.Цель:  формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности, направленной на  изучение новой части речи ...