Части речи. Охрана растений
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по русскому языку в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chasti_rechi._ohrana_ras.odt26 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок русского языка в 3 классе по теме: «Части речи. Охрана растений».

Цель: обобщить знания детей о частях речи, о разнообразии растений и их пользе.

Оборудование: учебник, гербарий, картина на экологическую тему, презентация о  растениях, индивидуальные карточки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

В нашем классе сегодня очень много фотографий с цветами. Вы не знаете почему? Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами попробуем как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе.

  1. Словарная работа.  Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит посвятим этой теме и словарную работу. Запишите эти слова в тетрадь.

- Про какое дерево говорят: «Листок колючий, а ствол липучий?» (Про сосну).

- Какое «кудрявое» чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем? (Берёза)

- А как мы ласково называем это дерево? (Берёзка, берёзонька).

- Какое дерево называют «спичечной королевой?» (Осина).

- Какое растение - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов-розы? (Шиповник).

- Я капелька лета

  На тоненькой ножке,

  Плетут для меня

  Кузовки и лукошки.

  Кто любит меня,

  Тот и рад поклониться,

  А имя дала мне родная землица. (Земляника)

  1. Актуализация знаний. На какие группы можно разделить эти растения? (Кустарники, травы, деревья).

- Какие ещё группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, лишайники, папоротники...).

- Без какой части большинство растений не могут жить? (Без корня).

-А без какой части не может существовать слово? (Без корня).

- Назовите  в словах, обозначающих деревья, корень? (Берёза, осина, сосна).

- К какой части речи относятся слова? (Имя существительное).

- Что такое имя существительное? (Отвечают правило).

- Что выделяют в воздух растения? (Кислород). Кислород необходим для дыхания живых существ. Для животных растения-это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.

- Перед вами лежит текст. Прочитайте из чего состоит ваш завтрак.

  1. Работа с текстом.

                        Твой завтрак

Белая булочка с изюмом. Чай с сахаром.

- Какие растения дали тебе пищу? (Пшеница, виноград, чай, сахарная свёкла или сахарный тростник).

- Назовите словосочетания. (Белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром).

- Какими частями речи выражены слова? (Существительными и прилагательными).

- Что такое имя прилагательное? (Дети отвечают правило).

  1. Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из них вам сейчас расскажут.

(Дети читают тексты : 1. Венерин башмачок. 2. Кувшинка. 3. Ландыш.)

  1. Физминутка «Цветок»

В охране нуждаются не только красивые и полезные цветы, но и ядовитые. Чтобы наш организм работал лучше давайте отдохнем.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся....

  1. Распознавание частей речи ( Работа в парах)

- А сейчас подберём к каждому существительному нужное по смыслу прилагательное. Словосочетания запишите в тетрадь.

1.  Колокольчик                             Лесной, луговой, белая.

2. Ландыш                                      Водная, синий, редкий.

3. Кувшинка                                    Лекарственный.

-   Какие словосочетания получились? (Синий луговой колокольчик, белая водная кувшинка, лесной лекарственный ландыш).

- О какой части речи мы не говорили? ( Глагол). Что такое глагол? ( Ответы детей).

  1. Индивидуальная работа (по карточкам)

- Прочтите текст, записанный у вас на карточках, вставьте пропущенные слова.

                                              Лекарственные травы

Когда человек (болеет), врач (прописывает) ему лекарство. Часть лекарств (делают) из трав. Травы так и (называют) лекарственные. Они ( растут) на зелёных лугах, на широких полях, в густых лесах.

- Какая часть речи пропущена? Прочтите текст, который у вас получился и сравните его по эталону.

  1. Беседа о лекарственных растениях.
  2. Работа в группе. Игра «Собери букет»

- Из набора картинок с растениями собрать букет: 1 группе-садовые цветы; 2 группе-луговые, полевые; 3 группе- лекарственные.

  1. Решение проблемной ситуации на экологическую тему. Беседа по картине. Высказывание мнений, правил поведения в лесу.
  2. Рефлексия

- Могут ли люди жить без природы? Один старшеклассник сказал: “Сейчас нет! Но придет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и они смогут жить без природы. Как вы считаете, прав ли старшеклассник?»

- (Ответы детей). Люди не смогут жить без природы. Ни одно искусственное вещество не сможет полноценно заменить натуральное, природное.

- В любые медицинские препараты всё равно добавляют вещества, взятые из растений. Например: из дурмана взято ядовитое вещество, которое применяют как обезболивающее средство.

  1.  Работа над проектом.

- Ребята, сейчас вам предлагается нарисовать плакат, призывающий охранять природу.

- Природа — наш друг! Берегите природу — великую кладовую!

- Какие части речи мы использовали при ответах? ( Существительное, прилагательное, глагол).

  1. Итог

- Итак, ребята, человек не сможет прожить без природы. А без каких частей речи человек не сможет выразить свои мысли?

- Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Охрана растений"

Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащи...

Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс

Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"

Данный конспект подходит для проведения уроков оуружающего мира в 3 классе...

Охрана растений

Классный час на экологическую тему в начальной школе...

Охрана растений. урок окружающего мира в 3 классе.

Цели: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету; 2. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека; 3. Воспитывать эко...

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....