Главные вкладки

    Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    павлова ольга васильевна

    Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema._imena_sobstvennye.docx60.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

     Учитель:         Павлова Ольга Васильевна

     Учреждение:  ГБОУ СОШ № 543 г. Санкт-Петербург, Московский район

       Предмет:         Русский язык

       Класс:              2  

       УМК:               «Школа России»

       Тема урока:   «Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях».

       Тип урока:     урок открытия новых знаний.

       Формы:          фронтальная, работа в парах, индивидуальная работа.

       Технологиипроблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.

       Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные, наглядные

       Основные понятия, термины:  имена собственные, нарицательные, географические названия рек, городов, морей.

       Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык», карточки с заданием;  у учащихся – рабочие тетради, учебник, сигнальные карточки.

    Тема раздела

    Части речи.

    Тема изучения

    Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях.

    Цель

    - формировать  и развивать  умения писать заглавную букву в географических названиях;

    - формировать умение различать имена собственные и имена нарицательные.  

    Планируемый результат

    Личностные УУД:

    - проявлять готовность и способность к саморазвитию.

    - формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению;

    - развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

    - проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость;

    Выявлять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

    Познавательные УУД:

    - использовать общие приёмы решения задач

    - преобразовывать практическую задачу в познавательную;

    - самостоятельно выделять

    и формулировать познавательную цель.

    Регулятивные УУД:

    - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

    - развивать умение правильно строить предложения.

    Коммуникативные УУД:

    -участвовать в коллективном обсуждении проблем;

    умение работать в паре, оказывать взаимопомощь;

    - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

    - формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщение;

    Предметные УУД:

    -различать собственные и нарицательные имена существительные;

    - писать с заглавной буквы  названия государств, городов, стран, деревень,рек, озер, морей;

    - объяснять написание собственных и нарицательных имен существительных;  

    объединять собственные и нарицательные имена существительные в тематические группы.

    Содержание урока

    Этап урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1.

    Организационный момент

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

    Устанавливается позитивный настрой на урок. 

    Приветствует обучающихся. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

    «Мы  пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно. Если спросят, надо встать, громко, четко отвечать!»

    2.

    Мотивация познавательной деятельности.

    Определение темы урока. Целеполагание.

    Объясняют смысл пословицы.

    Отгадывают загадку

    Объясняют  написание собственных и нарицательных имен существительных

    Выполняют задание.

    Прописывают соединения букв:

    ге ог ра фи че ск ие на зв ан ия

    Определяют тему урока, формулируют цели урока.

    Называют  географические объекты.

    Делают вывод о правописании географических названий, формулируют правило.

    Слайд 2.

    1. Девизом нашего урока будет  пословица:

    «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь»

    Как вы понимаете смысл пословицы?

    Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

    1. С какими понятиями будем работать, какие тайны языка познавать на сегодняшнем уроке? Узнаем через несколько минут.
    2. Предлагает  отгадать загадку. Слайд №3

    Что за чудо синий дом,

    окна светлые кругом

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.     /автобус /                                        

    Предлагает отправиться на экскурсию « В мир знаний»

    и заполнить заявку на экскурсию. Слайд №3,4

    город   Санкт – Петербург

    район  Московский

    проспект  Космонавтов

    1. Предлагает задание  «Минутка чистописания»  Слайд № 5,6

    Что интересного заметили?

    Создаёт условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Слайд №7

    Демонстрирует географическую карту и предлагает определить, что мы относим к географическим названиям.

    Предлагает  сформулировать правила  правописания  географических названий.

    3.

    Актуализация

    знаний.

    Постановка проблемы.

    Цель – создать условия для повторения изученного материала.

    Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    Физминутка

     

    Называют лишнее слово, доказывают  свой выбор. вспоминают правило.

    Вспоминают правописание слов из словаря, показывают карточку с буквой.

    Называют имена собственные, имена существительные одушевленные.

    Записывают в тетради  одушевленные имена существительные.

    Рассуждают.

    Объединяют собственные и нарицательные имена существительные.

    Вспоминают правило правописания имен собственных.

    1. Организует повторение знаний о правописании большой буквы в именах и кличках животных.

    Игра « 4-й лишний! «Не  ошибись!» Слайд №8,№9.

    1. Катя, Таня, Белов, Ваня

    2. Сидоров, Петров, Антон, Иванов

    3. Собака, Жучка, Шарик, Бобик

    4.Незнайка,Снегурочка, Смирнов, Айболит

    5. Волга, Нева, Москва, Днепр

    Подводит итог выполнения задания.

    1. Организует повторение правописания слов из словаря с использованием карточек с гласными буквами.   Слайд №10, №11

    Р_ссия, гор_д, ул_ца, д_ревня, М_сква, ф_милия, р_дина,

    уч_ник, с_бака, де_журный, д_вочка, к_рова.

    Обеспечивает закрепление знаний о правописании слов из словаря. Просит назвать существительные - имена собственные; имена  одушевленные,

    записать  в тетради только одушевленные имена существительные.

    1. Обеспечивает закрепление знаний знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных. Слайд №12.

    Задание « Соединить линией  подходящие друг другу существительные»

    Жеребёнок         Мурзик

     котёнок              Милка 

     корова                Лайка 

    собака                 Орлик

    Организация познавательной деятельности.

    Рассматривают иллюстрацию слайда.

    Слушают и определяют название реки.

    Читают текст, вставляя пропущенные имена собственные.

    Записывают первое предложение, подчеркивают имена собственные.

    Работают в паре, оказывают взаимопомощь.

    Используют при выполнении задания полученные знания о правописании имен собственных.

    Оценивают свою работу. Закрашивают солнышко, если ошибок нет.

    1. Преобразовывает  практическую задачу в познавательную, расширяет кругозор детей, выявляет ранее полученные знания.

    Слайд №13, 14,15

    Предлагает послушать и ответить на вопрос, о какой реке идет речь.

    «Вольная и своенравная, она подчеркивает красоту Северной столицы. Ей посвящают стихи и песни, она также любима, как и сам величественный Петербург». 

    Проводит  работу с текстом «Нева».

    Задания: Вставьте пропущенные слова.

    Спишите первое предложение, подчеркните имена собственные.

    Река …   вытекает   из … озера.  Она  впадает   в     …     залив.  Крупные  притоки … -  …,  …  … .

    Слова для справки:

    Финский, Нева, Ладожское, Охта, Тосна, Ижора.

    2. Организует работу в парах.   Слайд №16,№17

    Организует самопроверку и самооценку.

    Карточка с заданием.

    гриб   ...ыжик  –  котёнок   ...ыжик,

    город   ...рёл  –  птица  ...рёл,

    цветы  ...омашки  –  деревня  ...омашки,

    месяц  ...арт  – девочка  ...арта,

     ...ерёзовая улица  -  ...ерёзовая роща,

    алая ...орька  –  корова ...орька.

    Осознание и осмысление учебной информации.

    Читают задание

    упражнения  102.

    Выполняют самостоятельно.

    Применяют правило.

    Проверяют.

    Организует самостоятельную работу и самопроверку.

    Работа по учебнику.

    С.60 упр.102

    6.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания.

    Задают вопросы, если непонятно.

    Предлагает рассмотреть домашнее задание в учебнике

     с. 61 упр. 103

    Спрашивает, что непонятно.

    7.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Оценивают достижение

    поставленных целей, рассказывают правило.

    Проводят самооценку

    собственной учебной деятельности.

    Выявляют причины успеха  / неуспеха

    Выбирают и закрашивают соответствующую картинку.

    Предлагает осмыслить  и систематизировать полученные знания. Слайд №19, №20

    Подошла к концу наша экскурсия «В мир знаний»

    « К концу подходит наш урок.

    Давайте подведем итог!

    Чему учились?

    Оцените свою работу на уроке!»

    Карточка

    1. Урок  был:     интересный,         скучный

    2. Я узнал(а)     много  нового,     мало нового

    3. Я  на  уроке     работал(а),       плохо  работал(а)

    4. Мне  всё было понятно,        ничего  не понял(а)  

     

     Благодарит детей за хорошую работу на уроке.

    Список используемой литературы:

    1. «Русский язык», учебник для 2 класса,  Горецкий В.Г, В. П. Канакина, М.:Просвещение, 2013г

    2.  «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

    3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

    4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Заглавная буква в географических названиях"

    Конспект урока по русскому языку для 1 класса....

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....

    Конспект урока по русскому языку "Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях"

    Собственные имена существительные. Заглавная буква в географических названиях...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...

    Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях

    конспект урока по русскому языку во 2 классе " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"...

    открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях. НРК."

    Урок был дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2018"....