открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях. НРК."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна

Урок был дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2018".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс

Заглавная буква в географических названиях. НРК: описание достопримечательности с. Тарбагатай (Спящий лев)

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» с. Нижний Саянтуй, учитель начальных классов

Название материала

Урок по теме «Заглавная буква в географических названиях.»

Класс (возраст)

2 класс  (8 – 9 лет)

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»

Учебник :В.П.Канакина «Русский язык». 2 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий .-  М.: Просвещение ,2017 г., 2-я ч.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Презентация, текстовый документ.

Техническое оснащение

Оборудование

Ноутбук, экран, проектор, презентация, карточки с текстом, карточки с заданиями,   карта Тарбагатайского района, машина времени, картинки с изображениями Спящего льва, льва, тарбагана, цветов, абрикосовой рощи, 2 корзинки, цветы-жарки из бумаги, шкалы самооценки.

Цели, задачи материала

Планируемые результаты :

- формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- упражнять в написании географических названий своего края;

-согласовывать действия, работая в паре ,в группе;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей  учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

Личностные: проявлять познавательный интерес, положительное отношение к школе , одноклассникам.  

Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое)

         Данный урок   продолжает изучение раздела «Имя существительное». Так как  материал содержит  конкретный объём   информации, был выбран такой тип урока  - урок открытия новых знаний.

        Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику детей данного возраста с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс большой , поэтому на уроке использовался дифференцированный подход –  работа в  парах велась по принципу «вместе мы все сможем».

          Для активизации изучения   достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод,  исследовательский метод, метод прогнозирования.  Также были использованы различные формы работы: работа с  тестом, работа с наглядным материалом (картой),  и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе  учебного материала .

           Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача,      и они видят конечную цель.    Обучающиеся  сами себя оценивают по шкале оценки.

           На уроке идет  сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных  УУД .

          Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения  материала.

          Обучающимся   предлагаются :    работа в парах и самостоятельная работа.

         Содержание урока полностью соответствует требованиям программы.

Список используемой литературы.

Ссылки на Интернет источники.

  1. Алексеева, Л.Л, Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. «Планируемые результаты начального общего образования».- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  2.  Волина, В.  «Веселая грамматика».- М.: Просвещение, 2004
  3.  Волина, В. «Учимся играя».- М.: Просвещение, 2004
  4. Демидова, М.Ю, Иванов, С.В, Карабанова, О.А, «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Система заданий.-  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  5.  Канакина, В.П,  Горецкий, В.Г.  «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2012
  6. Ожегов С.И,  Шведова Н.И. «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007
  7. Савина, Е.С, «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
  8. Тикунова, Л.И,  Канакина, В.П. «Сборник диктантов и творческих работ».- М.: Просвещение, 2011

Электронные источники информации:

        1.www.wikipedia.ru

        2.www.openclasse.ru

        3.www.it-n.ru – творческое сообщество учителей

        4.www.1september.ru

         5.www.wiki.vladimir.i-edu.ru     

                                                                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

        Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные:

Мотивирование обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Этап 2.

Актуализация  знаний и способов  

деятельности    

Предметные   умения: характеризовать особенности согласных звуков, группировать слова по наличию звуков

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез

Работа по учебнику.

Личностные:

Осознание  и определение  эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, уважение к своему Отечеству, его языку, культуре

Предметные: правописание заглавных букв в именах собственных, обозначающих географические названия

3.Открытие нового

Знания.НРК.

Метапредметные:

построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом,

 осуществляют чтение  информации об изучаемом языковом факте

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

-Добрый день!

 Присаживайтесь.

- Ребята, как вы думаете, что мне принадлежит с самого рождения, однако, другие пользуются им чаще, чем я?(имя)

-Да, ребята, это имя. Зовут меня Арюна Нимбуевна.

 -Сегодня мы с вами поработаем вместе. Ребята, скажите, пожалуйста, Почему моё имя и отчество пишется с заглавной буквы?

   -Прочитайте слова, записанные на доске.

россия , бурятия, улан-удэ, река.

Ребята, вы заметили тут какую-то ошибку?

- На какие две группы их можно разделить?

-Найдите в двух словах одинаковый звук.

-Дайте характеристику звуку[ р].

-Какой буквой обозначим этот звук на письме?

-Почему в одной группе слов звук [р] обозначен заглавной буквой, а в другой- строчной.

-С какой буквы начинается название нашей страны?

Вторую группу давайте разложим по степени значимости.

-Давайте подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика.

-Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно.

-Запишите число, классная работа.

Письмо в воздухе, сопровождающееся объяснением учителя.

Минутка чистописания. Заглавная буква Р.

-Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы работали и попробуйте сформулировать тему урока. Какое правило есть на эту тему?

Откройте учебники на с. 60, прочитаем правило! Там же есть словарные слова. Напишем одно слово : Россия 3 раза. Какие здесь орфограммы? две буквы сс и безударная гласная о.

 

Итак, какая же задача, цель нашего урока? Напомните, пожалуйста. Правильно, будем выполнять задания с собственными именами существительными в названиях городов, сел, гор, рек. По другому названия сел , городов, рек, гор называют географические названия. Вы много интересного узнаете сегодня на уроке.

-Чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.                                         

Физминутка. 

Географические названия – это имена собственные или нарицательные?

А теперь, ребята, все сели правильно, пристегнулись. Мы отправляемся с вами в путешествие в прошлое на Машине времени. Сидим тихо.

Мы с вами очутились в 1933 году. 85 лет назад образовался наш Тарбагатайский район. Как вы думаете, от какого слова произошло название нашего района и вашего села?

Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган», что в переводе означает «сурок» - зверёк, который обитает в этих местах повсеместно и занесен в Красную книгу (картинка тарбагана).

Перед вами карта нашего района. Внимательно рассмотрите. Как написаны названия сёл и рек? Ваша задача: 1 вариант выписывают 5 названий сёл, а 2 вариант выписывают 5 названий рек, и с одним из слов составьте предложение.

Взаимооценка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего партнера.

Вы, ребята, живёте в прекрасной местности. Рядом с вашим селом есть замечательная гора. Как она называется?

Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. Другое название горы Омулёвка.

С вершины Омулёвки открывается красивейший вид на Селенгу, в которой водится омуль. Склон сплошь покрыт редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу.

С каким названием реки вы встретились, когда я вам рассказывала о горе Спящий лев? река Селенга.

Итак, посмотрите, как пишутся эти слова. Само слово гора пишется со строчной буквы, Спящий с заглавной буквы, а лев со строчной. Слово река пишется со строчной, Селенга с заглавной.

P/S/О других природных памятниках рассказать вскольз.

Оценивают правильность высказываний совместно с учителем.

Выполняют учебное задание в соответствии с целью.

Исправляют ошибки.

Оценивают правильность предложенной характеристики звука

 Разгадывают загадку, высказывают свои предположения.

Ответы детей

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Демонстрируют сформированные знания, группируют слова.

р – согласный, непарный звонкий, твёрдый

Заглавная буква в названиях стран, городов, республик, рек, гор, озёр.

Записывают словарное слово Россия.

Определяют проблему и находят пути её решения

Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя

Ответы детей

Определяют проблему и находят пути её решения

Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения

Формулируют ответ на вопрос.

Названия стран, городов, рек, гор, озёр пишем с заглавной буквы. Это имена собственные.

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

Спящий лев

Осознают и определяют эмоции других людей.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

 Этап 4 . Применение  и закрепление нового знания.

А сейчас вам предстоит потренироваться в правильном выборе географических названий.

Для того, чтобы вернуться в настоящее время, нам нужно поработать по карточкам. Начинать нужно с верхнего овала по часовой стрелке и вернуться обратно. Тогда мы окажемся в нашем настоящем времени. На это даётся 5 минут.

Мы вернулись в наше время и посмотрите, наш лев он проснулся и приветствует вас всех. Он рад, что вы все хорошо поработали (картинка льва).

Самостоятельная работа.

Выборочно спросить у 2, 3 учеников.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные: умение ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Предметные: осознание значимости знания правила правописания географических названий

Метапредметные: определение степени успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания.

-Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?

-Достигли вы её?

Дополни предложения:

Сегодня на уроке я

 узнал…

У меня получилось…

Меня удивило…

Было трудно…

 Было интересно…

 Теперь я умею…

В соответствии со своими достижениями выберете домашнее задание.

Уч. с.60 №102

Дети, сегодня на уроке каждый из вас был звездочкой, мы делали одно большое общее дело, и каждый из вас расцвёл как цветок-жарки..

-Сейчас мы соберем в корзинки жарки.

- 1 корзинка-если вы всё поняли на уроке, вы довольны своей работой на уроке.

-2 корзинка- в целом вы были активны, но остались некоторые вопросы, которые я не понял.

Спасибо за урок.

Выбирают домашнее задание  для успешного усвоения изученного материала

Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью

Осуществляют рефлексию

Слайд 11

2 корзинки, жарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"

Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...

Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в географических названиях".

Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС НОО, по программе "Школа России", авторской программы   "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс...

Урок русского языка во 2 классе. Тема "Заглавная буква в географических названиях"

Урок русского языка с использованием ИКТ2 класс Тема урока: Развитие умения писать заглавную букву в географических названиях.Практические цели и задачи урокаЦель урока: научить писать заглавную ...

Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....

Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."

Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...