Главные вкладки

    открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях. НРК."
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна

    Урок был дан в рамках районного конкурса "Учитель года 2018".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка. 2 класс

    Заглавная буква в географических названиях. НРК: описание достопримечательности с. Тарбагатай (Спящий лев)

    Пояснительная записка

    Автор материала (ФИО)

    Хандажапова Арюна Ширап-Нимбуевна

    Должность (с указанием преподаваемого предмета)

    МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» с. Нижний Саянтуй, учитель начальных классов

    Название материала

    Урок по теме «Заглавная буква в географических названиях.»

    Класс (возраст)

    2 класс  (8 – 9 лет)

    Учебный предмет

    Русский язык

    Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

    УМК «Школа России»

    Учебник :В.П.Канакина «Русский язык». 2 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий .-  М.: Просвещение ,2017 г., 2-я ч.

    Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

    Презентация, текстовый документ.

    Техническое оснащение

    Оборудование

    Ноутбук, экран, проектор, презентация, карточки с текстом, карточки с заданиями,   карта Тарбагатайского района, машина времени, картинки с изображениями Спящего льва, льва, тарбагана, цветов, абрикосовой рощи, 2 корзинки, цветы-жарки из бумаги, шкалы самооценки.

    Цели, задачи материала

    Планируемые результаты :

    - формирование умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия;

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

    - упражнять в написании географических названий своего края;

    -согласовывать действия, работая в паре ,в группе;

    - определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

    - воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину.

    Универсальные учебные действия (метапредметные):

    Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей  учебной деятельности.

    Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

    Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.

    Личностные: проявлять познавательный интерес, положительное отношение к школе , одноклассникам.  

    Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивидуальная, групповая и другое)

             Данный урок   продолжает изучение раздела «Имя существительное». Так как  материал содержит  конкретный объём   информации, был выбран такой тип урока  - урок открытия новых знаний.

            Урок составлен с опорой на психолого-педагогическую характеристику детей данного возраста с учетом возрастных особенностей обучающихся. По наполняемости обучающимися класс большой , поэтому на уроке использовался дифференцированный подход –  работа в  парах велась по принципу «вместе мы все сможем».

              Для активизации изучения   достаточно серьезного и объемного материала на уроке были использованы различные методы: словесные, наглядные, частично-поисковый метод,  исследовательский метод, метод прогнозирования.  Также были использованы различные формы работы: работа с  тестом, работа с наглядным материалом (картой),  и прочее. Все виды работ на уроке организовывались на базе  учебного материала .

               Работа на уроке активизирована, еще и тем, что перед обучающимися поставлена конкретная типовая задача,      и они видят конечную цель.    Обучающиеся  сами себя оценивают по шкале оценки.

               На уроке идет  сочетание различных форм работы. Каждый новый вид занятий включает отработку и закрепление разнообразных  УУД .

              Каждый этап урока сопровождается контролем учителя и самоконтролем обучающихся для выявления степени усвоения  материала.

              Обучающимся   предлагаются :    работа в парах и самостоятельная работа.

             Содержание урока полностью соответствует требованиям программы.

    Список используемой литературы.

    Ссылки на Интернет источники.

    1. Алексеева, Л.Л, Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. «Планируемые результаты начального общего образования».- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    2.  Волина, В.  «Веселая грамматика».- М.: Просвещение, 2004
    3.  Волина, В. «Учимся играя».- М.: Просвещение, 2004
    4. Демидова, М.Ю, Иванов, С.В, Карабанова, О.А, «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе». Система заданий.-  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    5.  Канакина, В.П,  Горецкий, В.Г.  «Русский язык», учебник для 2 класса. –М.: Просвещение, 2012
    6. Ожегов С.И,  Шведова Н.И. «Толковый словарь русского языка».- М.: Просвещение, 2007
    7. Савина, Е.С, «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    8. Тикунова, Л.И,  Канакина, В.П. «Сборник диктантов и творческих работ».- М.: Просвещение, 2011

    Электронные источники информации:

            1.www.wikipedia.ru

            2.www.openclasse.ru

            3.www.it-n.ru – творческое сообщество учителей

            4.www.1september.ru

             5.www.wiki.vladimir.i-edu.ru     

                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

            Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

    Содержание деятельности педагога

    Содержание деятельности обучающихся

    Инструментарий

    регулятивная

    познавательная

    коммуникативная

    Этап 1. Мотивация к учебной деятельности.

    Личностные:

    Мотивирование обучению и целенаправленной познавательной деятельности

    Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

    Этап 2.

    Актуализация  знаний и способов  

    деятельности    

    Предметные   умения: характеризовать особенности согласных звуков, группировать слова по наличию звуков

    Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез

    Работа по учебнику.

    Личностные:

    Осознание  и определение  эмоций других людей, сочувствие, сопереживание, уважение к своему Отечеству, его языку, культуре

    Предметные: правописание заглавных букв в именах собственных, обозначающих географические названия

    3.Открытие нового

    Знания.НРК.

    Метапредметные:

    построение речевого высказывания в устной и письменной форме, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом,

     осуществляют чтение  информации об изучаемом языковом факте

    Вот звонок нам дал сигнал.

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем!

    -Добрый день!

     Присаживайтесь.

    - Ребята, как вы думаете, что мне принадлежит с самого рождения, однако, другие пользуются им чаще, чем я?(имя)

    -Да, ребята, это имя. Зовут меня Арюна Нимбуевна.

     -Сегодня мы с вами поработаем вместе. Ребята, скажите, пожалуйста, Почему моё имя и отчество пишется с заглавной буквы?

       -Прочитайте слова, записанные на доске.

    россия , бурятия, улан-удэ, река.

    Ребята, вы заметили тут какую-то ошибку?

    - На какие две группы их можно разделить?

    -Найдите в двух словах одинаковый звук.

    -Дайте характеристику звуку[ р].

    -Какой буквой обозначим этот звук на письме?

    -Почему в одной группе слов звук [р] обозначен заглавной буквой, а в другой- строчной.

    -С какой буквы начинается название нашей страны?

    Вторую группу давайте разложим по степени значимости.

    -Давайте подготовим пальчики к работе.

    Пальчиковая гимнастика.

    -Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте правильно.

    -Запишите число, классная работа.

    Письмо в воздухе, сопровождающееся объяснением учителя.

    Минутка чистописания. Заглавная буква Р.

    -Посмотрите еще раз на слова, с которыми мы работали и попробуйте сформулировать тему урока. Какое правило есть на эту тему?

    Откройте учебники на с. 60, прочитаем правило! Там же есть словарные слова. Напишем одно слово : Россия 3 раза. Какие здесь орфограммы? две буквы сс и безударная гласная о.

     

    Итак, какая же задача, цель нашего урока? Напомните, пожалуйста. Правильно, будем выполнять задания с собственными именами существительными в названиях городов, сел, гор, рек. По другому названия сел , городов, рек, гор называют географические названия. Вы много интересного узнаете сегодня на уроке.

    -Чтобы продолжить работу, нам необходимо отдохнуть.                                         

    Физминутка. 

    Географические названия – это имена собственные или нарицательные?

    А теперь, ребята, все сели правильно, пристегнулись. Мы отправляемся с вами в путешествие в прошлое на Машине времени. Сидим тихо.

    Мы с вами очутились в 1933 году. 85 лет назад образовался наш Тарбагатайский район. Как вы думаете, от какого слова произошло название нашего района и вашего села?

    Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган», что в переводе означает «сурок» - зверёк, который обитает в этих местах повсеместно и занесен в Красную книгу (картинка тарбагана).

    Перед вами карта нашего района. Внимательно рассмотрите. Как написаны названия сёл и рек? Ваша задача: 1 вариант выписывают 5 названий сёл, а 2 вариант выписывают 5 названий рек, и с одним из слов составьте предложение.

    Взаимооценка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего партнера.

    Вы, ребята, живёте в прекрасной местности. Рядом с вашим селом есть замечательная гора. Как она называется?

    Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. Другое название горы Омулёвка.

    С вершины Омулёвки открывается красивейший вид на Селенгу, в которой водится омуль. Склон сплошь покрыт редкими почвопокровными растениями, многие из которых занесены в Красную книгу.

    С каким названием реки вы встретились, когда я вам рассказывала о горе Спящий лев? река Селенга.

    Итак, посмотрите, как пишутся эти слова. Само слово гора пишется со строчной буквы, Спящий с заглавной буквы, а лев со строчной. Слово река пишется со строчной, Селенга с заглавной.

    P/S/О других природных памятниках рассказать вскольз.

    Оценивают правильность высказываний совместно с учителем.

    Выполняют учебное задание в соответствии с целью.

    Исправляют ошибки.

    Оценивают правильность предложенной характеристики звука

     Разгадывают загадку, высказывают свои предположения.

    Ответы детей

    Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

    Демонстрируют сформированные знания, группируют слова.

    р – согласный, непарный звонкий, твёрдый

    Заглавная буква в названиях стран, городов, республик, рек, гор, озёр.

    Записывают словарное слово Россия.

    Определяют проблему и находят пути её решения

    Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя

    Ответы детей

    Определяют проблему и находят пути её решения

    Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения

    Формулируют ответ на вопрос.

    Названия стран, городов, рек, гор, озёр пишем с заглавной буквы. Это имена собственные.

    Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

    Спящий лев

    Осознают и определяют эмоции других людей.

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

     Этап 4 . Применение  и закрепление нового знания.

    А сейчас вам предстоит потренироваться в правильном выборе географических названий.

    Для того, чтобы вернуться в настоящее время, нам нужно поработать по карточкам. Начинать нужно с верхнего овала по часовой стрелке и вернуться обратно. Тогда мы окажемся в нашем настоящем времени. На это даётся 5 минут.

    Мы вернулись в наше время и посмотрите, наш лев он проснулся и приветствует вас всех. Он рад, что вы все хорошо поработали (картинка льва).

    Самостоятельная работа.

    Выборочно спросить у 2, 3 учеников.

    Этап 6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Личностные: умение ориентироваться  на понимание причин успеха в учебной деятельности.

    Предметные: осознание значимости знания правила правописания географических названий

    Метапредметные: определение степени успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания.

    -Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?

    -Достигли вы её?

    Дополни предложения:

    Сегодня на уроке я

     узнал…

    У меня получилось…

    Меня удивило…

    Было трудно…

     Было интересно…

     Теперь я умею…

    В соответствии со своими достижениями выберете домашнее задание.

    Уч. с.60 №102

    Дети, сегодня на уроке каждый из вас был звездочкой, мы делали одно большое общее дело, и каждый из вас расцвёл как цветок-жарки..

    -Сейчас мы соберем в корзинки жарки.

    - 1 корзинка-если вы всё поняли на уроке, вы довольны своей работой на уроке.

    -2 корзинка- в целом вы были активны, но остались некоторые вопросы, которые я не понял.

    Спасибо за урок.

    Выбирают домашнее задание  для успешного усвоения изученного материала

    Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью

    Осуществляют рефлексию

    Слайд 11

    2 корзинки, жарки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Большая буква в географических названиях"

    Технологическая карта урока "Большая буква в географических названиях" по программе "Планета знаний". Учебник "Букварь" под редакцией Т.М.Андриановой...

    Урок русского языка по теме: "Заглавная буква в географических названиях".

    Технологическая карта урока составлена на основе ФГОС НОО, по программе "Школа России", авторской программы   "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс...

    Урок русского языка во 2 классе. Тема "Заглавная буква в географических названиях"

    Урок русского языка с использованием ИКТ2 класс Тема урока: Развитие умения писать заглавную букву в географических названиях.Практические цели и задачи урокаЦель урока: научить писать заглавную ...

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс.

    Открытый урок по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс....

    Конспект урока по русскому языку "Большая буква в географических названиях"

    Цель урока: научить узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек....

    Конспект открытого урока по теме " Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях."

    Технологическая карта урока по русскому языку по ФГОС.  Тип урока - урок открытия новых знаний. УМК " Школа России"...