Конспект урока по русскому языку "Запись слов – географических названий в алфавитном порядке"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тетеревлёва Ксения Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04_rus.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дата ______________________                                                                                

Подпись учителя: ____________________

Предмет: русский язык

Тема урока: Запись слов – географических названий в алфавитном порядке.

Цель урока: Развитие умения писать географические названия стран, городов, сел, деревень и рек в алфавитном порядке.

Задачи урока:  

  1. Научить учащихся писать географические названия стран, городов, сел, деревень и рек в алфавитном порядке.
  2. Развивать память, внимание, речь.
  3. Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик научится писать географические названия стран, городов, сел, деревень и рек в алфавитном порядке.
  • Ученик получит возможность закрепить свои знания по пройденным темам.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
  • Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  • Оборудование: карточки, презентация.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Приветствие

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2 Актуализация знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Словарная работа. 

-А теперь проведем словарную работу, я вам читаю вопрос, мы вместе отвечаем,  и ответ вы записываете в тетрадь в столбик. Послушайте и скажите, как называется:

l) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики?

2) Главный город каждой страны?

3)Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством?

4) Страна, в которой мы живем?

5) Население государства, жители страны?

6) Столица нашей родины?

-Подчеркните орфограммы в этих словах.

-Итак, давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями.

-У кого нет ошибок? У кого 1-2? У кого3-4?

-Посмотрите на слайд, какое слово получилось в выделенном столбике?

- Что оно обозначает?

-Где мы можем уточнить значение этого слова?

-Давайте посмотрим в словаре С.И. Ожегова его значение (на карточках на парте):

a) Отечество, родная страна.

б) Место рождения, происхождения кого-нибудь.

–А теперь давайте придумаем предложение со словами Москва и Россия.  

-Подберите однокоренные слова к слову родина.

-Посмотрите, что общего в написании слов Москва и  Россия?

-Где мы можем увидеть эти названия?

-Сегодня мы поговорим о Кемеровской области.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня?

- Чему мы должны на учиться на уроке?

-Подумайте, почему необходимо давать названия странам городам, рекам.

 -Какие вы знаете географические названия?

-А названия улиц будут географическими назва-ниями? Как их надо писать?

-Значит географические названия имена собственные или нарицательные?

-Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.

Руки вытянуть по шире,

Наклониться- три, четыре.

И на месте поскакать- раз, два, три, четыре, пять.

Открывают тетради записывают число, классную работу.

Выполняют самостоятельную работу

город

столица

деревня

Россия

нарoд

Москва

Родина

Работают со словарём

Москва-столица России.

Род, родственники, роди-тели, родной, родня, родиться, родство, рож-дение,  народ.

Пишутся с большой буквы.

На карте

Отвечают на вопросы учителя

Названия стран, городов, сёл, деревень, рек

Да. С большой буквы.

Собственные

Они пишутся с большой буквы

Повторяют за учителем

3 Формулирование проблемы, планирование деятельности

-Сегодня мы поговорим о нашей малой Родине. Кемеровская область была образована 26 января 1943 году. Область по своей площади превосходит такие европейские государства как Венгрия, Португалия, Австрия. Соседями нашей области являются Томская и Новосибирская области, республики Алтай и Хакасия, Красноярский и Алтайский края.

-Какие географические названия встретились в моем рассказе?

-Как будем писать название государств, областей, краев и республик?

Слушают учителя.

Отвечают а вопросы.

С большой буквы.

4 Работа по теме

- Богата и  разнообразна природа нашего края. В Кемеровской области насчитывается более 1600 больших средних и малых рек. Наиболее крупными речками  нашей области являются Томь, Кия, Яя, Чулым и Чумыш.  

-Как будем писать названия рек?

-Запишите в алфавитном порядке.

-Почему Чулым написали раньше, чем Чумыш?

-А теперь поработаем самостоятельно с текстом на слайде.

-В состав Кемеровской области входят 20 городов. Областной центр  Кемеровской области - Кемерово. Расположен на обеих берегах реки Томи. В начале 18 века он носил название  Щегловск. В 1932 г был переименован в Кемерово по названию кемеровского рудника.

-Вам нужно:

a) Прочитайте названия городов.

б) Запишите в алфавитном порядке.

в) Подчеркните большую букву

г) Сделайте вывод.

-Оцените свою работу по алгоритму.

-А сейчас посмотрите у вас на столах лежат карточки, вам необходимо списать текст.

l ноября 1932 года на месте деревень Афонино и Черкасово образован Киселёвский рабочий посёлок  (от фамилии первопоселенцев Черкасовых и Киселёвых). Расположен этот поселок в верхнем течении реки Абы. В 1936 году он получил статус гoрода по названию рудника Киселевск.

-Назовите слова, которые написали с большой буквы. Почему? Подчеркните эти буквы.

Слушают учителя.

С большой буквы

Кия, Томь, Чулым, Чумыш, Яя

Работают самостоятельно по карточкам

Оценивают свою работу

Работают по картоочкам

6 Итог урока

– Что нового узнали?

– Какие слова относятся к именам собственным?

- В чем испытали затруднения?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Оценки

Отвечают на вопросы учителя

7Домашнее задание

-У вас на столах лежат карточки ваше задание дома расположить и записать в тетрадь названия городов в алфавитном порядке: Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Гурьевск, Калтан,  Кемерово, Киселёвск, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск,  Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники,  Полысаево, Прокопьевск, Салаир, Тайга, Таштагол, Топки, Юрга.

Записывают в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Данный урок помогает детям самим понять, что в русском языке есть слова - предметы, которые не имеют окончаний. Прводя анализ слов, учащиеся сталкиваются с данной проблемой, решение которой находят во...

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний".

Конспект урока по русскому языку "Слова - названия предметов, у которых нет окончаний" по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Названия предметов, у которых нет окончаний" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")

Конспект урока по русскому языку: «Слова-названия предметов разного рода» (УМК "ПНШ")...