Глагол
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Надежда Александровна Кучаева

Глагол- как часть речи. Закрепление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2016.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Начальная школа-детский сад «Ясень»

Конспект урока по русскому языку

УМК «Перспективная начальная школа »

4 класс

Тема урока: «Глагол- как часть речи. Закрепление»

Подготовила: учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Цель: обобщить полученные знания о глаголе.


Задачи: - закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола;
- развивать орфографическую зоркость и формировать навык грамотного письма, развитие каллиграфического навыка;

- работать над культурой  речи;

- развивать интерес к родному языку;

- развивать речь, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

личностные:  формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.

Метапредметные:

регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.

Познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации, закрепление умений определять спряжение глаголов; правильного написания безударных личных окончаний глаголов

коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: повторить грамматические признаки глагола

Методы: наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, дифференцированная.

Средства обучения:  тетрадь № 2 «Для самостоятельной работы» (автор Байкова Т.А.), карточки с  заданиями для работы в группах, презентация, лист самоконтроля, смайлики.

  1. Организация класса

Психологический настрой

Здравствуйте,ребята. Сегодня у вас немного необычный урок,потому что проведу у вас его я. А зовут меня Надежда Алекандровна. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

 -Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя — результат.

-На столах у вас есть листы самоконтроля. Они помогут вам оценить работу на уроке по каждому заданию.

Слева в столбце указаны задания, которые вы будете выполнять, над каждым заданием даны критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. А в конце урока поставите себе оценку за весь урок.

 заполните 1-ю строку, а во второй покажите смайликом как вы настроены на урок

( Слайд 1)

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа (слайд2)

II...Сообщение темы урока.Постановка учебных задач.

Прочитайте слова (слайд 3)

Говорю, ломаю, аукаю, грущу, обижаю, люблю.

-К какой части речи они относятся? (глаголы)Докажите. (задают вопросы)

-В какой форме они  употреблены? (в настоящем времени, единственного числа, 1 лица)

Запишите эти глаголы в неопределённой форме в столбик с маленькой буквы

-Как будете действовать? (задать вопрос к глаголу, послушать: есть приставка с или нет, выбрать нужный вопрос, задать, записать глагол)

 -Проверьте себя (слайд 4)

-Если вы провели правильное рассуждение, у вас должны быть записаны такие глаголы:

г

о

в

о

р

и

т

ь

л

о

м

а

т

ь

а

у

к

а

т

ь

г

р

у

с

т

и

т

ь

о

б

и

ж

а

т

ь

л

ю

б

и

т

ь

-Оцените свою работу в листе самоконтроля

- По первым буквам прочтите слово.  Может кто-то догадался, о чем будем говорить на уроке? Вы уже изучили тему глагол, значит сегодня буем повторять все, что изучили о глаголе (Тема урока : Глагол-как часть речи. Закрепление.)  (Слайд 5.)

-Какие учебные задачи будем решать?

1. Обобщить знания о глаголе, как о части речи.
2. Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов. ( Что нужно знать, чтобы их правильно написать?-спряжение)

3.Учиться правильно определять спряжение глагола

III Работа по теме урока

  1. Обобщение знаний о глаголе, как части речи

1)Технология  ФИНК – РАЙТ – РАУНД – РОБИН 

(подумай – запиши – обсуди в команде )

-На карточках вам даны задания. Вы дополняете каждую строчку ответом, затем в группе обсудите результаты и один из вас выскажет общее мнение по данному вопросу.(на время 1+2 мин ) Детям за ответы даю смайлики

                                                  ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

Глагол настоящего времени..............................................................................................

Глагол прошедшего времени .............................................................................................

Глагол будущего времени...................................................................................................

В предложении является     ………………………………………………………………

  2)  Технология ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН 

          (Встать - сесть)

 - Верны ли  мои высказывания . Если вы согласны с  высказыванием, то встаете, а если не согласны, то сидите.

    « Спряжение – это изменение глагола по падежам» ,

    « Глаголы бывают  I  и II  спряжения»,

     «Если у глагола с безударным личным окончанием в нач. ф. есть глагольный суффикс –и-, значит, это (как правило) глагол  II спряжения  »,

     «К I спряжению  относятся глаголы терпеть, обидеть, ненавидеть»,

   «Окончания глаголов в настоящем и будущем времени называются личными»

   «Побежал- глагол прошедшего времени

2.. Закрепление знаний и способов действий

1. Упражнение в   правописании глаголов

Создание  проблемной  ситуации.

-Прочитайте предложение  (СЛАЙД  6 - пословица)

«Январь глаз снегом теш.т, да ухо морозом рвёт».

- Чем является это предложение? ( пословица)

-Как вы понимаете эту пословицу ?(1-2 ученика )( выпавший снег укрывает землю, поздней осенью краски мрачные, а снег как бы обновляет природу, радует глаз.  А в декабре и снег идёт ,и морозы бывают крепкие)

-В написании какого слова возникают сомнения, проблемное местечко?(глагол  тешит)

-Как вы понимаете значение этого слова? (тешить-радовать)

- Определите форму этого глагола (наст.в., ед.ч., 3 лицо)

– В какой части слова находится орфограмма? (в окончании)

 – Как называется такое окончание? (  безударное личное окончание)

- Что при этом надо знать , чтобы правильно писать? (спряжение глагола)

Как определить  спряжение? ( поставить в неопред. Форму)

-Поставьте глагол тешит в неопределенную форму и определите спряжение глагола (тешить-оканчитается на ить- значит 2 спряжение)

-Какую букву напишете в безударном личном окончании слова тешит? (и)

- Запишите пословицу в тетради.

А на доске ее запишет (                                       )

1 ученик у доски.

-Давайте выполним разбор этого предложение по членам и охарактеризуем его

(повеств, невосклицательное,распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми)

Резервное задание для тех, кто выполнил раньше-разбор по составу этого слова (тешить)-спросить 1 человека с места устно

Физминутка «Зимой» 

-О каком времени года говорится в этой пословице?

-Любите ли вы зиму? Почему? (ответы детей)

-Я предлагаю вам вспомнить все зимние забавы

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения. 

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх) 

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках) 

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков) 

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут») 

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках) 

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх) 

-Какие глаголы услышали , выполняя физминутку? (едем, поиграем, одеваем)

-Можно ли сказать, что в этих глаголах безударные личные окончания? (это глаголы настоящего и будущего времени, ударение не падает на окончание

-Какое окончание напишете каждом из глаголов? Почему? (в начальной форме оканчиваются на ать-1 спряжение-буква е)

2) Упражнение в определении спряжения глагола

Задание из учебника стр.27 №21

Выношу на доску  и организую работу в группах

Слайд 7

-Прочитайте слова: Спать, смотреть, играть, стелить, бить, верить.

-Ребята выполняли задание: «Запиши глаголы в 2 столбика:1) глаголы 1-го спряжения, 2)-глаголы 2-го спряжения»

-Вы сейчас проверите и обсудите их работы в группах

1группа : Петя Захаров, 2 группа –Таня перова, 3 группа-Маша Иванова

Вспомним правила работы в группах (слайд 8)

 Говори тихо.

 Работай дружно.

Помогай товарищу.

Умей выслушать другого.

Каждая группа получает карточку с выполненным заданием, обсуждает, исправляет ошибки-(на обсуждение 2-3 минуты)

Выступление представителя каждой группы (задания на слайдах) ( слайды 9,10,11)

1-я группа: неправильно определено спряжение у глаголов спать - ударное личное окончание (спишь)-2 спряжение, бить-ударное личное окончание (бьешь)-1спряжение

2-я группа: Неправильно определено спряжение в слове смотреть-искл.-1спряжения, Стелить-искл.-1 спряжения

3-я группа: задание выполнено верно

-Оцените свою работу в листе достижений

Физминутка для глаз (слайд 12)

3) Самостоятельная работа

-Проверьте себя, как вы научились правильно писать безударные личные окончания и умение решать другие орфографические задачи

ТПО стр.16 №12-выполнить в тетради

Дети самостоятельно выполняют задание

Самопроверка по доске (слайд 13)

-Оцените свою работу влистедостижений

Итог урока

- Давайте вспомним, какие учебные задачи мы ставили в начале урока?

-Все ли задачи нами выполнены?

-Что вы сегодня повторили о глаголе? (ответы детей фронтально)

Рефлексия

-Возьмите листы самоконтроля и заполните те графы, которые остались.  (слайд14)

-Помашите мне рукой, кто оценил свою работу на 5? 4? 3?

оцениваю тех детей, кто собрал смайлики  за урок

Домашнее задание     ТПОстр.16 №13 (слайд15)

Лист самоконтроля ученика (цы) 4 класса___________________________________________

1.

Мое настроение в начале урока (смайлик)

2.

Задания

Выполнил(а)

Не выполнил(а)

Количество ошибок

оценка-

Образование начальной формы глаголов

 

 

 

 

 Участвовал (а)в обсуждении

Не участвовал (а) в обсуждении

 Выступил(а) от группы

оценка-

3.

Работа в группе

 

 

 

выполнил(а)

Не выполнил(а)

Количество ошибок

оценка-

Самостоятельная работа

 

 

 

 

4.

Мое настроение в конце урока (смайлик)

Оценка за урок -

Домашнее задание

ТПОстр.16 №13

ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

В предложении является     ………………………………………………………………

ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

В предложении является     ………………………………………………………………

____________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

В предложении является     ………………………………………………………………

___________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

В предложении является     ………………………………………………………………

_________________________________________________________________________

ГЛАГОЛ:

Обозначает    ……………………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы     ………………………………………………………………….

Изменяется    ……………………………………………………………………………...

В предложении является   ………………………………………………………………

Задание из ТПО

Вставь пропущенные буквы. Глаголы в скобках запиши в форме настоящего времени, 3-го лица, множественного числа. Над ними укажи спряжение.

Камыши

Полночн.й порою в б.лотной глуши

Чуть слышно, бе.шумно (шуршать) к.мыши.

О чем они (шептать)? О чем( говорить)?

Зачем ог.ньки между ними (гореть)?

(Мелькать), (мигать)- и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет

Камыши

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат (2 спр.) камыши.

О чем они шепчут? (1спр.) О чем говорят? (2спр.)

Зачем огоньки между ними горят? (2спр.)

Мелькают (1спр)., мигают(1спр.)- и снова их нет.

И снова забрезжил блуждающий свет

_______________________________________________________________________

Петя Захаров

Глаголы 1-го спряжения: спать (суффикс -а-), играть (суффикс -а-), стелить-исключение.

Глаголы 2-го спряжения: смотреть (исключение), верить (суффикс -и-), бить (суффикс -и-).

Если ты видишь ошибки, которые сделал Петя, постарайся объяснить, почему он их сделал? О чем он забыл?

_______________________________________________________________________

Таня Перова

Глаголы 1-го спряжения: смотреть (суффикс -е-), играть (суффикс -а-), бить (ударное личное окончание: бьешь).

Глаголы 2-го спряжения: стелить (суффикс -и-), спать (ударное личное окончание : спишь), верить (суффикс -и-)

-Со всем ли вы согласны? Чего Таня не учла? О чем забыла?

___________________________________________________________________________

Маша Иванова

Глаголы 1-го спряжения: играть(суффикс -а-), стелить (исключение), бить (бьём)

Глаголы 2 спряжения: спать (спим), смотреть (исключение), верить (суффикс -и-)

Вы со всем согласны?

____________________________________________________________________________

Петя Захаров

Глаголы 1-го спряжения: спать (суффикс -а-), играть (суффикс -а-), стелить-исключение.

Глаголы 2-го спряжения: смотреть (исключение), верить (суффикс -и-), бить (суффикс -и-).

Если ты видишь ошибки, которые сделал Петя, постарайся объяснить, почему он их сделал? О чем он забыл?

_______________________________________________________________________

Таня Перова

Глаголы 1-го спряжения: смотреть (суффикс -е-), играть (суффикс -а-), бить (ударное личное окончание: бьешь).

Глаголы 2-го спряжения: стелить (суффикс -и-), спать (ударное личное окончание : спишь), верить (суффикс -и-)

-Со всем ли вы согласны? Чего Таня не учла? О чем забыла?

___________________________________________________________________________

Маша Иванова

Глаголы 1-го спряжения: играть(суффикс -а-), стелить (исключение), бить (бьём)

Глаголы 2 спряжения: спать (спим), смотреть (исключение), верить (суффикс -и-)

Вы со всем согласны?

____________________________________________________________________________

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

"Глаголы. Время и число глаголов"

Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....