Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Непределенная форма глагола" 3 класс
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Мариам Арменовна Назмутдинова

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neopredelennaya_forma_glagola.ppt1.53 МБ
Файл neopredelennaya_forma_galagola.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема:НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

  • Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с неопределенной формой глагола и ее признаками; научить находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи, ставить глаголы в неопределенную форму.

Планируемые результаты:        

личностные: развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

предметные: познакомятся с неопределенной формой глагола;формируют представление о глаголах неопределённой формы и умеют определять их в устной и письменной речи.

Тип урока:ОНЗ

Оборудование: учебник Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013, презентация.


Этапурока

Методиприемы

Хро-нометраж

Содержаниеурока.Деятельностьучителя.

Деятельностьученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мариам Арменовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Мотивационный

Практич.:каллиграфическоеупражнение, орфографический анализ.

Словес.:ответынавопросы. Осмысление.

≈ 5

– Начнём урок с народной мудрости. На доске пословицы, почитайте их.

Не всякий, кто ч.тает, во чтен.е силу знает. Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с ниххв.тать.

(Не всякий, кто чИтает, во чтенЬе силу знает. Не на пользу книги чИтать, когда только вЕршки с них хвАтать.)

– На какую тему эти пословицы?        

– Объясните твое объяснение орфограммы.

– Запишите в тетрадь, выделяя орфограммы.

– Назовите глаголы? Подчеркните их в тетради.

– Что вы знаете о глаголе?

План ответа:

1. Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? Что делает? что сделает? что делал? Что сделал? Что будет делать?

3. В предложении глагол является сказуемым

Объяснять правописание орфограмм.

Определять смысл пословиц.

Писатькаллиграфически.

Определять части речи.

Знать признаки глагола.

Р:принимаютисохраняютучзадачу

П: различатьчастиречи:глагол.

3.

Постановкаучебнойзадачииеерешение

Практич.:письм. грамупр

Словес.:ответынавопросы

Анализ правила.

≈10

-Поставьте слова в начальную форму и спишите их.

Весной( весна), ближнего(ближний), леса(лес), дороги(дорога), быстрому(быстрый).

- Что такое начальная форма имени существительного? (И.п. ед. числа)

- Что такое начальная форма имени прилагательного? (И.п. ед.ч. мужского рода)

- А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?

- Для чего нужно уметь определять начальную форму глагола?

(1. по этой форме мы определяем постоянные признаки глагола;

2. от начальной формы образуются все формы одного слова.)

- Сформулируйте тему урока. ( неопределенная (начальная) форма глагола)

-Какие цели мы можем поставить на уроке?

Давайте начнем достигать наши цели!

А теперь, откройте учебник на странице 106, упр 181.

- прочитайте пары слов. Сравните их.

(первое слово- незаконченное действие, второе-законченное)

- На какие вопросы отвечают?

- какая часть в написании глагола одинакова?

-Каким буквосочетанием заканчивается глагол?

-Выполните задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их)

- Назовите глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?Назовите приставки в этих глаголах.

Вывод:

У глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?Почти всегда есть приставка.

Ребята, как вы думаете, как называются глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?( глаголы неопределенной формы или начальной).

А сейчас давайте сверим наш вывод с правилом в учебнике.

- Прочитайте правило на стр 106 про себя, вслух.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

- По каким признакам мы будем узнавать неопределенную форму глагола?

- Почему начальная форма глагола называется неопределенной? (нельзя определить род, число, время).

Писать слова в начальной форме.

Анализировать работу.

Отвечать на   вопросы.

Осмыслять выполненную работу.

Определять цели и тему урока.

Выполнять грамматическое упражнение

Отвечать на вопросы.

Читать правило.

К:участвуютвучебномдиалоге;формулируютответыивыводы;обмениваютсямнениями;строятреч.высказывания.

П: находитьвспециальновыделенныхразделахнужнуюинформацию;

4.

Решениечастныхзадач

Словес.:словоучителя.

Лексич. Анализ предложения.

Практич.: списывание с грамматическим заданием.

Словес.: ответы на вопросы

Практич.:письм.граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.:письмо по памяти.

Практич.:взаимопроверка.

Практич.:письм.граммат.упр.,проверьтепообразцунадоске.

Практич.:письм.граммат.упр.Взаимопроверка.

Практич.:чтениеправила.

≈ 15

Мы с вами познакомились с новым правилом, а сейчас его закрепим.

Прочитайте задание к упражнению 182.

-прочитайте предложение.

- Какая мысль выражена в предложении?

(прежде чем чего-то хотеть, нужно уметь себя контролировать)

- Обсудите и выполните задание в парах. Спишите, подчеркивая глаголы в неопределенной форме.

- Сверьте свою работу с образцом на доске.

- Оцените каждый свою работу на полях цветным сигналом (зеленый, красный).

- По каким признакам вы нашли глаголы неопределенной формы?

Физминутка

– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.

Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.

Присаживаемся, продолжаем работать дальше.

Упр 183.

-Прочитайте. Назовите главную мысль этих строк. (книга- главное).

- Назовите синоним к слову Отчизна.( Родина, Отечество, родная сторона, родной край)

- сейчас мы подготовимся к письму по памяти.

Читаем про себя, обратите внимание сколько строк в стихотворении, где поставлены запятые.

Почему слово Отчизна написана с большой буквы?

Приступаем к письму по памяти. Закрываем учебники. При выполнении, так же подчеркните глаголы в неопределенной форме.

(письмо по памяти. Взаимопроверка в парах).

В чем различие лексическом значении слов Учитьи учиться?

Учить- передавать кому-либо знания, навыки.

Учиться- усваивать какие-либо знания.

Обратите внимание, глагол учиться– это тоже глагол в неопределенной форме, отвечает на вопрос что делать? и называется этот глагол в русском языке возвратным.

(дополнительно)

Послушайте.

Сначала читаю орфоэпически, а потом еще раз орфографически.

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб конца своих владений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

- Из какого произведения эти строки? (из «Сказки о золотом петушке»)

-Назовите автора этого произведения? (А.С. Пушкин).

- выпишите глаголы в неопределенной форме.

-Назовите глаголы, которые вы выписали.

(отдохнуть, устроить, беспокоить,содержать).

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Работать в парах.

Оценивать себя.

Осмыслять услышанное.

Осмыслять услышанное.

Писать по памяти.

Взаимопроверка в парах.

Анализировать работу.

П:извлекаютнеобходимуюинформациюизрассказаучителя,собственногоопыта;осуществляютпоискнеобходимойинформации.

Р:осмысляютуч.материал;действуютсучетомвыделенныхучителемориентиров;адекватновоспринимаютоценкуучителя.

5.

Итогурока.Рефлексия

(предметная).

Словесный:

Ответы на вопросы.

≈10

- Замените данные словосочетания глаголами в неопределенной форме.

Нести службу(служить), принимать еду утром(завтракать), оказывать помощь (помогать), громко разговаривать (кричать).

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?

Скажите, пожалуйста.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Ответы на вопросы:

1)      Расскажите о ваших впечатлениях на уроке: показался ли он длиннее, или короче, чем всегда?

2)      Поднимите руки,  кто не устал во время урока, а кто устал?

3)      Кто доволен своей работой на уроке?

4)      А кто недоволен? Чем именно?

5)      У вас на парте  есть анкеты. Оцените ваше впечатление от урока и отметьте выбранную клеточку:

Анкета

1.      Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.

1        2        3        4        5

2.      Оцени свой вклад в работе группы (насколько ты оказался полезен группе).

1        2        3        4        5

3.      Хотел(а)  бы ты ещё раз побывать на таком уроке?

Да.                              Нет.

Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных  новых встреч!»

Систематизировать полученные знания.

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Записать домашнее задание.

Оценивать свои достижения .

Р:принимаютисохраняютуч.задачупривыполнениизаданий;действуютсучетомвыделенныхучителемориентиров;применяютосвоенныеспособыдействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»

Конспект урока по русскому языку на тему «Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи»...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса

Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока русского языка для 4 класса УМК "Перспектива" на тему: Неопределенная форма глагола....