Урок по формированию грамматических навыков использования винительного падежа имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляпина Наталья Александровна

Фомирование речевой и коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_form.gram_.navyk_.vin_.pod_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Урок по формированию грамматических навыков использования винительного падежа существительных.

Этап первый: формирование языковой компетенции

1.Чтение (прослушивание) текста с использованием изучаемой формы. Преподаватель обращает внимание на данную форму. Например, модель: Студент читал книгу.

2.Учащиеся  вспоминают уже знакомые им модели типа:

Кто это? Студент. Что делал студент? Он читал. Студент читал (читает, будет читать). Студентка читала (читает, будет читать).

  • К этому времени ученики  уже должны знать и употреблять в речи какое-то количество переходных глаголов, например: писать, читать, знать, слушать, учить.
  • Они должны знать и употреблять формы этих глаголов. Достаточно, если они освоили только формы прошедшего или сложного будущего времени. Главное,  чтобы эти формы уже были автоматизированы.

Они должны знать неодушевленные существительные и, главное, четко ориентироваться в их родовых формах.

  1. Преподаватель обращает внимание учеников на третий элемент в структуре.

® Преподаватель произносит трехчленные однотипные структуры (все слова известны) с винительным падежом мужского рода:

         

Она читала журнал.          Я смотрела телевизор.

      Он читал  текст.              Вы слушали текст.

  • Ученики  слушают, повторяют за преподавателем (можно использовать картинку).
  • Преподаватель просит учеников сделать вывод о значении третьего элемента — это объект, это существительное мужского рода, форма совпадает с начальной.
  • Затем преподаватель дает примеры со словами среднего рода:

Он писал письмо.

Они слушали радио.

Затем даются формы женского рода:

Мы читали газету.

Они слушали музыку.

Я читала книгу.

Снова анализ и выводы. Ученики сами могут вывести правило образования винительного падежа женского рода.

  • Обобщение формы в таблице (можно просить учеников заполнить таблицу). Можно записать образец фразы, перевести на родной язык.
  1. Следующий  шаг — на какой вопрос отвечает третий член предложения.

Мы читали книгу и журнал.

Что вы читали?

Что — вопрос к объекту, который выражен неодушевленным существительным.

  1. Первичное закрепление— многократное употребление формы (можно с использованием рисунков).

C:\Users\AD74~1\AppData\Local\Temp\media\image1.jpeg

Преподаватель внимательно следит за правильностью фраз. Ошибки учеников, как правило, появляются из-за неточного знания рода существительных.

Этап второй: формирование речевой компетенции

  1. Тренировка в речи — многочисленные вопросы. Я читала книгу, а вы?

Вы читали книгу или журнал ?

Что вы - слушали?

                     смотрели?

                     читали?

  1. Присоединитесь к мнению.
  • Я читала книгу.
  • Я тоже читал книгу.
  1. Скажите противоположное.
  • Я читала книгу.
  • А я смотрел фильм.
  1. По образцу составьте диалог.
  2. «Снежный ком».
  • Я читала, книгу.
  • Она читала книгу, а я смотрела, фильм...
  1. Ситуации. Вы в магазине просите показать вещи

 Модель: —Дайте, пожалуйста, ...

  1. Контроль употребления винительного падежа в речи (устно и письменно).
  • Разыграйте ситуацию «В магазине». Вы просите продавца дать вам вещи.

Модель: —Дайте, пожалуйста, ...

  • Ответьте на вопросы.

Образец: — Что студенты учат в университете?

                       — Студенты учат математику...

Этап третий: формирование и контроль коммуникативной компетенции

Разыгрывание ситуаций, требующих самостоятельной деятельности учащихся.

  1. Спросите друг друга и запишите, что надо купить в магазине (продукты, вещи) или что он (она) купил(а) на этой неделе и т. п. Затем расскажите об этом всем.

        

  1. Расскажите (напишите), что вы читали (писали, слушали, учили) на прошлой неделе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"

На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования....

Технологическая карта урока по теме: "Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения"

Разработка конспекта урока с презентацией по теме " Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения". От физминутки до итога урока-подробное описание далога учителя с учен...

конспект урока русского языка в 3 классе " Винительный падеж имен существительных"

технологическая карта урока русского языка по теме "Винительный падеж имен существительных" Учебник Канакина В.П....