Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Красникова Марина Николаевна

Урок по русскому языку на тему "Имя существительное"  (обобщение) с использованием приложения SMART Notebook + интерактивная доска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx37.94 КБ
Binary Data proba.notebook1.62 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса»  

 (МБОУ «Школа № 60»)

__________________________________________________________________

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Имя существительное»

Класс: 3 «А»

Учитель: Красникова М. Н.

2017

Тип урока. Урок обобщения и систематизации умений и навыков.

Цель:

  –  обобщить и систематизировать умения и навыки учащихся.

Задачи:

- развитие умений определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи, развитие умений определять значение суффиксов имени существительного.

УУД:

Предметные.

Писать слова с непроверяемым написанием. Составлять предложения. Находить в словах окончания. Образовывать слова с помощью суффиксов. Распознавать имена существительные. Производить морфологический разбор. Выделять подлежащее и сказуемое.

Регулятивные.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные.

Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.  Извлекать информацию, представленную в разных формах. Преобразовывать информацию.

Коммуникативные.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, работать над расширением словарного запаса. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Договариваться о сотрудничестве и приходить к общему решению в совместной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные.

Осознание ответственности за произнесенные слова. Развитие интереса к изучению языка.

Оборудование:

- интерактивная доска Smart Board, ЖК ТВ,  учебник «Русский язык» 3 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Дидактический материал:

 - каталог Единых цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), интерактивный тренажер по русскому языку к учебнику Р.Н.Бунеева 3 класс, интерактивные дидактические материалы по русскому языку, раздаточный материал (приложение): алгоритм для морфологического разбора, карточки   зеленого и желтого цветов (для проведения рефлексии).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

- Откройте тетради.

- Запишите число, «Классная работа».

Словарная работа.

- Запишите слово «словарь» и поставьте двоеточие.

- Под  диктовку запишите слова и выделите орфограммы: океан, природа, мужчина, машина, иней.

- Посмотрите на доску и проверьте правильность написания слов.

- Сравните слова, написанные у вас в тетради, и слова, написанные у меня на доске.

- Что вы заметили?

- Почему?

На экране телевизора записаны число, «Классная работа». Учащиеся записывают дату.

Словарь: дети записывают слова.

На интерактивной доске: океан, природа, волшебный, мужчина, машина, иней.

Учащиеся проверяют написание слов, если необходимо, исправляют ошибки.

Учащиеся замечают, что слово «волшебный» лишнее.

Отвечает на вопрос какой? Это прилагательное. А остальные слова существительные.

Постановка проблемы, задач урока и планирование деятельности.

- Ребята, послушайте и скажите, текст это или нет?

Гуляют в. С ними. Вокруг много. Вот под. Это.

Это текст?

- Почему? Вы поняли, о чем или о ком идет речь?

- Почему? Слов, какой части речи не хватает в тексте?

- Итак, тема нашего урока – имя существительное.

- Запишите в тетради тему урока.

- Прочитайте ключевые слова нашего урока.

Одушевленные

Неодушевленные

Постоянный признак

Род

Непостоянный признак

Число

Суффиксы

- Давайте сформулируем, что мы будем повторять и обобщать сегодня на уроке.

- Ребята, а для чего нам нужны эти знания?

Нет.

Непонятно,  о чем идет речь.

Слов, отвечающих на вопрос кто? или что? то есть имен существительных.

На экране телевизора запись «Имя существительное».

Дети записывают тему.

На экране телевизора записаны слова.

Мы вспомним грамматические признаки существительного, постоянные признаки – одушевленность/неодушевленность, род, непостоянные признаки – число,  некоторые суффиксы существительных и их значение.

Чтобы грамотно и точно использовать существительные в устной и письменной речи.

Применение знаний, развитие умений.

Домашнее задание

Работа над определением.

- Давайте вспомним, что же такое имя существительное.

- На доске текст определения (слайд 3), в котором пропущены слова. Давайте вставим пропущенные слова.

Физминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку. (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки вверх поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать ( 2 раза ),

Прыгать и скакать.

Развитие умений.

- Используется электронное приложение к учебнику Бунеева Русский язык 3 класс. Написана группа слов (слайд 5)

- Найдите имена существительные, подчеркните, укажите род.

- Вернемся к нашим словам из словаря. Составьте с любым словом из словаря предложение.

- Давайте запишем предложение. Утром на крыше домов появился иней.

- Подчеркните в нем подлежащее и сказуемое. Найдите имена существительные.

- Выпишите подлежащее на лист для морфологического разбор, который лежит у вас на парте. Выполним разбор.

- Задаем вопрос.

- Ставим в начальную форму и записываем с вопросом.

- Определяем часть речи.

- Затем будем определять постоянные признаки имени существительного, такие как одушевлённое или неодушевленное,

- Переходим к следующему признаку: род.

Назовите слова-помощники каждого рода.

(слайд 7) Задание: распределить имена существительные по родам.

- Как образуется множественное число существительных?

- На доске задание из каталога (слайд 8). Найдите лишнее слово и переместите его в ведерко.

- Запишите три пары слов (дифференцированно, по выбору детей), выделите окончания существительных во множественном числе.

- Ребята, а как вы думаете,  есть в русском языке слова, которые  не имеют формы множественного числа?

- На доске слова (слайд 9).

- Прочитайте эти слова.

- Слова закрываются.

- Теперь по памяти запишите два таких существительных.

- Ребята, а есть такие слова, у которых, наоборот, нет формы единственного числа?

- На доске вновь появляется таблица (слайд10).

- Прочитаем.

- Закрываем таблицу.

- Напишите по памяти два слова.

Словообразование имен существительных.

- На доске: -тель-     -ист-

- Посмотрите и скажите, что написано у меня на доске? Как называются эти части слова?

- Как вы думаете, что обозначают существительные, у которых в составе есть суффиксы  -тель-  и  -ист-?

Упр.285.

Один ученик пальцем передвигает слова из нижней части экрана. Нажимаем «Проверить».

Один ученик у доски выделяет цветом существительные, указывает род. Получает отметку.

Один ученик записывает предложение маркером на доске.

Учащийся подчеркивает грамматическую основу, комментируя свои действия. Получает отметку.

Слово: иней

Один ученик выполняет задание с комментированием.

Вопрос: что?

Начальная форма: что? иней

Часть речи: имя существительное

Один ученик работает у доски.

Дети записывают в тетради пары слов.

Он, мой; она, моя; оно, моё.

Один ученик работает  у доски. Получает отметку.

Путем изменения окончаний.

Один учащийся работает у доски. Получает отметку.

Учащиеся записывают в тетрадь пары слов.

Высказывают предположения.

Учащиеся читают по цепочке.

Учащиеся читают по цепочке.

Суффикс.

Называют человека по роду его действий или занятия

Итог урока.

Рефлексия.

- В конце урока давайте подведем итог.

- Вернемся к ключевым словам нашей темы на уроке.

- Проанализируйте свою работу на уроке.

- Если урок прошел для вас эффективно, вы справились  практически со всеми задания без труда, поднимите зеленую карточку.

- Если вы испытывали трудности, не смогли справиться самостоятельно с заданиями, поднимите желтую карточку.

На экране ключевые слова.

Учащиеся поднимают карточки, а учитель делает для себя выводы о проведенном уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 3 класс: «Путешествие по стране Имени Существительного»

Урок. «Путешествие по стране Имени Существительного» 3 класс «Б»Учитель: Исаева Татьяна Михайловна. Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»...

"Признаки склонения имен существительных". Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. ОС "Школа России"

Урок-обобщение проводился по учебнику  Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. "Русский язык. 4 класс. 1 часть" на основе ИКТ: демонстрация слайдовой презентации...

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...