Технологическая карта урока 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тарасова Галина Павловна

Урок русского языка по теме "Значение суффиксов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_g.p.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в  3 классе.

Тема урока: Значение суффиксов

Тип урока: Изучение нового материала. 

Предметное содержание урока: понятие –суффикс, словообразование, однокоренные слова

Цель: помочь детям освоить способ действия при  нахождении суффикса в слове;

            учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

УУД:

Познавательные-   выделять в словах суффиксы;

образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

на основе наблюдений выделять значения суффиксов

Регулятивные -умение осуществлять рефлексию выполненного действия в тренировке.

Коммуникативные - умение договариваться, обсуждать и предъявлять свою позицию;

-умение слышать других.

Цели этапа

Деятельности учителя

Деятельности обучающихся

1.Целеполагание

постановка  учебной задачи и программы действий для ее решения

Групповая работа

Мини-исследование в группах

2.Решение поставленной задачи: тренировка нахождении суффикса в словах

Фронтальная работа

3. Рефлексия

Домашнее задание

На карточке

 

Задача

Помочь учащимся поставить задачу на урок.

Создать учебную ситуацию.

Прочитайте модель

   

Какие части слова вы уже научились находить?

Запишите в тетради слово ВЕТЕР и разберите по составу

Как действовали, чтобы найти части слова?

- Измените слово и разберите по составу.

ветерок     (ветрище, ветрянный)

- Каким образом   изменили слово ветер?

- Что такое суффикс?

- Как вы действовали, чтобы определить суффикс в слове ветерок?

Изобразите модель способа действия при определения суффикса в слове

                 

       фс   одн. сл

Могут ли суффиксы влиять на значение слова?

 Разделите  на группы данные слова, расскажите, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, полюшко, жарища, избушка.

II группа: мышонок, пожарник, медвежонок, лисёнок, сапожник, мясник, моряк.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ      УМЕНЬШИТЕЛЬНО-  ЛАСКАТЕЛЬНОЕ

домище                                        зверюшки

ветрище                                        полюшко

жарища                                        избушка

  ПРОФЕССИЯ               НАЗВАНИЕ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ                  

пожарник                                    мышонок

мясник                                        медвежонок

сапожник                                    лисёнок

ОТТЕНОК ЦВЕТА                             ПРИЗНАК ЛИЦА

сероватый                                            храбрец

красноватый                                        упрямец

черноватый                                          глупец

- Какую задачу поставите на урок?

Задача.

Помочь детям использовать способ действий при нахождении суффикса в словах

Создание учебной ситуации. Помощь в оценке выполненного.

Самостоятельная  работа в тетради с взаимопроверкой. Спишите слова, выделите суффиксы. Оцените себя.

Берёзка, стаканчик, ягодка, травинка, травка, погодка, ветерок, городок, гнёздышко,

карандашик, морковка, дождик, зёрнышко.

Игра «Хитрые вопросы»

1) Как большой дом превратить в маленький?

2) Можно ли рыбы превратить в человека?

3) Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить технику?  

- Сделайте вывод о значениях суффиксов

Задача.

Организовать рефлексию.

Задать рефлексивные вопросы.

-Какую задачу решали?

-Каких результатов хотели достичь?  (освоить СД)

-Что получили?  Что удалось? Не удалось?

- Почему удалось, (не удалось)?

- Что помогло, (помешало)?

- Какую задачу будем ставить на следующий урок?

Задача 

Самостоятельная тренировка

 1) Работа с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Прочитайте сказку. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью автор данной сказки использует такие суффиксы? (Ответ запишите в тетрадь.)

2)Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

Задача.

Ставят учебную задачу на урок  и определяют шаги для решения.

Это модель  слова, которое состоит из   корня, суффикса и окончания.

Мы знаем способы, как находить  окончание и корень.

Дети записывают и разбирают слово    ветер                                      

Сначала изменяли форму слова, чтобы найти окончание, затем подбирали однокоренные слова и определяли общую (главную) часть.

Изменяют и записывают слово

Добавили суффикс ОК (ИЩ, ЯНН)

Часть слова 

Находили окончание, затем корень –часть слова после корня, перед  окончанием –суффикс.

 

Работают в группах

Предъявляют  результат для обсуждения.

 Объясняют модель СД:

Сначала находим в слове окончание, для этого изменяем форму слова –выделяем окончание и основу слова. Затем подбираем однокоренные слова и выделяем корень. Часть слова, стоящая после корна и перед окончанием –это суффикс.

Ответы детей.

Работа в группах

Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

Формулируют учебную задачу (Учиться находить суффикс в словах, разбирать слова по составу, определять значение слова по суффиксу )

Задача.

Применять способ действий при нахождении суффикса в словах, определять значение слова по суффиксу.

Самостоятельная работа в  тетради.

Взаимопроверка.

Анализ  результатов.

Самооценка (на столбике)

Добавить – ик - домик

Добавить – ак -рыбак

Убрать суффикс  -ист - трактор

-Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.

Задача.

Сравнить образовательную задачу и результат. Постановка новой образовательной задачи.

Ответы детей (Использовать способ действий при нахождении суффикса в словах)

Тренироваться в нахождении суффиксов и определении значений слов по суффиксам

 

 

«21»февраля 2017 г                                    Тарасова Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...