Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Табитуева Ирина Дмитриевна

Конспект урока по теме "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы" для 2 класса УМК "Перпективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная область: Русский язык

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: Открытие нового знания

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.

Цели урока:                

  • Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов  –ИК, -ЁК, -ОК.
  • Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем.
  • Развивать  устную речь учащихся.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявлять интерес к процессу письма;
  • внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе;
  • формировать умения слушать ответ товарища, уважительно относиться к иному мнению.

Предметные:

  • сравнивать предметы, их образы по заданным основаниям; 
  • задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • определять, формулировать  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
  •  сопоставлять свою работу с образцом; 
  • оценивать её по критериям, выработанным в классе;

Коммуникативные:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 
  • обосновывать высказанное суждение; 
  • уметь задавать уточняющие вопросы

Познавательные УУД:

  • сбор информации - извлечение необходимой информации из различных источников (учебник, обратные словарь);
  • формировать умения строить рассуждения, обобщать.

Оборудование.        Учебник по русскому языку часть 3, учебник по русскому языку часть 2 (словари), карточки, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

  2. Актуализация знаний

Минутка чистописания

(СЛАЙД 2)

- Составьте слово из букв Р, И, Б, Г, К, О.

- Запишите слово «грибок».

- Оцените свою запись с помощью квадратиков. Если вы записали красиво и аккуратно, то поднимите зеленый квадратик. Если есть исправления, то желтый квадратик. Ну а если вы записали неаккуратно- красный. А потом оцените запись соседа.

- Что вы знаете о грибах?

- Какой частью речи является слово «грибок»?

- Сколько твердых и мягких согласных в этом слове?

3. Постановка темы и цели урока

- Какие части слова вы знаете? (окончание, корень, основа)

- Для чего служит окончание, корень?

- Выделите части слова «грибок».

- Все ли вы выделили? (нет)

- А почему? (не знаем часть слова –ОК)

- Итак, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (узнать, как называется новая часть слова, научиться находить ее в словах).

4. Первичное усвоение новых знаний и умений.

Работа с учебником

- Откройте учебник на с. 22 и прочитайте тему урока.(СЛАЙД 3)

- Какое слово вам незнакомо? (суффикс)

- Запомните это слово, мы немного позже к нему вернемся.

- Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?

- Что вы знаете о пауках и жуках?

Сообщения детей о пауках и жуках.

- Молодцы! Ребята, что нового вы узнали о пауках? О жуках? (ответы детей)

- 1 вариант- выполните упражнения № 20.

- 2 вариант- упражнение № 21.

- Прочитайте задание.

- Какой словарь нам поможет в выполнении этого упражнения? (обратный словарь)

- От каких слов образовались эти слова?

- Письменно покажите, как образовались первые 4 слова в каждом варианте. Выделите корень.

- Проверьте по слайду. (СЛАЙД 4)

- С какой частицей познакомились в 1 и во 2 вариантах?

- Вы заметили, что частицы –ИК и -ЕК выделены цветом?

- Где они находятся: до или после корня?

- Сравните значения слов стол- столик, пень- пенек. Какой оттенок смысла придают частички –ИК, -ЕК? (СЛАЙД 5)

- Может ли кто-нибудь предположить, как называются эти частицы?

- Для чего они служат?

- Прочитайте Плакат Летучей мыши и проверьте свои выводы.

- Как обозначается суффикс в словах?

- На что похож этот значок?

- Выделите суффикс в словах.

- Сможете ли вы теперь выделить раннее неизвестную частицу в слове «грибок»? (да)

Физминутка

На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку – и молчок.

5. Первичная проверка понимания

Дифференцированная работа.

Работа по карточкам

Карточка № 1

Выделите суффикс в словах:

мостик, дождик, садик, гномик, арбузик, тазик, домик, ёжик

Карточка № 2

Образуйте слова с помощью суффикса –ЁК новые слова: огонь, окунь, зверь,  якорь, пень, конь. Выделите суффикс.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Образуйте с помощью суффиксов –ИК, -ЁК,- ОК новые слова от слов: друг, день, куст, хомяк, карандаш,  друг, двор, зверь.

Покажи образование слов письменно: день→денёк.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Первичная закрепление

Работа по группам

1 группа образуют и записывают слова с помощью суффикса  -ОК.

2 группа-образуют и записывают слова с помощью суффикса -ИК

3- группа образуют и записывают слова с помощью суффиксам- ЁК

Круг,  нос, волк, чай, ромб, куль.(СЛАЙД 6)

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполните по выбору упражнение 22 или 23 в тетради для самостоятельной работы.

8. Итог урока. Рефлексия

- Как называется новая частица?

- С какими суффиксами мы сегодня познакомились?

- Где стоит суффикс в словах?
- Как он обозначается?

- Для чего он служит?

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания?

- Оцените свою работу на Лестнице успеха. Если вы считаете, что хорошо поработали и сможете применить полученные знания, то поднимаетесь на самую верхнюю ступень.

Если вы считаете, что хорошо поработали, но не сможете применить знания, то поднимаетесь на среднюю ступень.

Если вы считаете, что плохо поработали и не сможете применить полученные знания, то остаетесь на нижней ступени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка № 1

Выделите суффикс в словах:

мостик, дождик, садик, гномик, арбузик, тазик, домик, ёжик

Карточка № 2

Образуйте слова с помощью суффикса –ЁК новые слова: огонь, окунь, зверь,  якорь, пень, конь. Выделите суффикс.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Образуйте с помощью суффиксов –ИК, -ЁК,- ОК новые слова от слов: друг, день, куст, хомяк, карандаш, пень, друг, двор, зверь.

Покажи образование слов письменно: день→денёк.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющие предметы" для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки.

Открытый урок в рамках декады начальной школы....