КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скрипникова Галина Викторовна

Конспект урока по русскому языку в4 классе на тему: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе к  УМК   В.П.Канакиной,  В.Г.Горецкого  по программе «Школа России».      

Тема: Правописание  безударных  падежных окончаний  имён существительных во множественном числе

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Формы обучения:  фронтальная, индивидуальная, работа в паре, групповая работа.

Методы обучения:

-проблемный метод;

-индивидуальный и дифференцированный подход;

-  создание проблемных ситуаций;

- ситуация учебного спора;

- метод решения учебных задач;

- учебный диалог

Оборудование:  учебник по русскому языку авторы:  В.П.Канакина,  В.П.Горецкий, рабочая тетрадь  В.П.Канакиной,  школьные словари: толково - этимологический, словарь синонимов, словарь трудностей русского языка,  индивидуальные задания на перфокартах,  словарные слова,  карточки для игры «Кто быстрей?»

Ресурсы:  проектор с экраном, компьютерная презентация, персональный компьютер для каждого ученика с электронным приложением  к учебнику В.П.Канакиной,  В.П.Горецкого (1cd), (Урок 25)

Цель: познакомить с изменением имён существительных по падежам во множественном числе

Задачи: обобщение знаний об изменении существительных по числам, формирование умения правильно изменять существительные во множественном числе, закрепление навыка правописания безударной гласной в разных частях слова, отработка правильного произношения слов, каллиграфически правильного написания слов, развитие речи. Обогащение словарного запаса учащихся и развитие интереса к родному языку.

Формируемые УУД:  л. – установление связи между целью учебной деятельностью и её мотивом, проявление творческого отношения к процессу обучения, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, формирование ответственности перед коллективом, формирование познавательной потребности; воспитание стремления к творчеству,  п. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование;  к. – умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  р. – постановка учебной задачи;  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;  оценивание качества и уровня усвоения материала.

 Ход урока

I. Организационный момент. 

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы, ребята, все садитесь,
И друг другу улыбнитесь!

Работа по карточкам (дифференцированная работа)

А) Перфокарта № 24 (определить падежи)  Николаева Таня

Б) Перфокарта №26 (определить склонения существительных)  Белоглазов Андрей

В) Перфокарта №27 (определить склонения и падеж существительных) Кошмин  Денис

II. Проверка домашнего задания

Д/З.- Рабочая тетрадь Упр.№166

(Прочитать текст, найти орфограмму ошибку и исправить её.

Записать правильно предложение, в  котором вы нашли ошибку и исправили её.)

Прочитайте предложение, в  котором вы нашли ошибку и исправили ошибку.

- Докажите  что вы правы.

III. Актуализация знаний 

1.Запись под диктовку.

(Учащиеся по очереди записывают пословицы на доске. После  записи предложения, проводится коллективная проверка, ученик у доски объясняет написание слов с орфограммами, остальные подчеркивают орфограммы в тетрадях)

При солнышке тепло, при матери добро.

Кошке игрушки, а  мышке слёзки.

По капельке море, по былинке стог.

2. Выполните звуко - буквенный анализ слова слёзки. 

      (Темурова Вика выполняет  задание на доске)

     (Пока Вика будет выполнять своё задание, я вам предлагаю , разбиться на 3 группы и чья группа быстрее разберёт, слово  игрушки, как часть речи.)  

 3. Разбор слова  игрушки, как части речи.

(Каждая команда выполняет задание на листочке.)

-   (Взаимопроверка, группы проверяют друг друга и доказывают правильность выполнения)

- Коллективная проверка звуко-буквенного анализа слова слёзки

IV.  Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

школа                 школы            

школы                школ

школе                школам

школу                школы

школой             школами

о школе            о школах

- Что общего у слов первого столбика?  (Это форма одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе)

- Что общего у слов второго столбика?  (Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе)

- Как слова расположены в строках? (В каждой строке записаны формы одного падежа)

- Какое слово изменяется в первом столбике?

(Школа.)

- А во втором столбике?  (Школы.)

- Какая орфограмма есть  в словах первого столбика?  (Безударные падежные окончания имён существительных единственного числа.)

- Определите орфограмму в словах второго столбика. (Безударные падежные окончания имён существительных множественного числа.)

- Сформулируйте задачи  и тему урока. ( Научиться изменять по падежам имена существительные во множественном числе, правильно писать безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе) (слайд 2)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Упр.248 (с.131)

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Назовите имена существительные.

- В каком числе они употреблены? Докажите.

  (Спишите стихотворение или запишите по памяти.)

   Взаимопроверка, самооценка.

2. Упр. 249 (с.131)

(Коллективное выполнение с комментированием)

- Прочитайте стихотворение из упр. 248 ещё раз.

- Можно ли определить склонение имён существительных во   множественном числе? Как это сделать? (Надо поставить имя существительное в начальную форму.)

- Я предлагаю вам игру «Кто быстрей».

  К доске выходят три ученика.

 (Каждый участник игры должен выбрать карточки, которые относятся к его склонению, и выстроить алгоритм определения склонения имён существительных)

Проверка по эталону (слайд 3)

- Выпишите  из стихотворения каждое существительное, а  рядом запишите это же имя существительное, но  в начальной форме. Укажите склонение.

Образец. С хохолками – хохолок (2-е скл.), свиристели – свиристель (2-е скл.).

- Сделайте вывод: как определить склонение имён существительных во множественном числе?

-Проверьте свои выводы, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

VI.   Физкультминутка (релаксация)

- Давайте встанем и отдохнём!

- Представьте себе, что вашим родителям,  на зимние каникулы дали путёвку  на море.

- Вы быстро собрали вещи (дети показывают руками , как они собирают вещи.)

- И вот всей семьёй отправились в путешествие, кто на поезде , кто на самолёте, кто на автомобиле (имитируем  как едет поезд, как летит самолет, как можно ехать на автомобиле)

- И вот мы на море.

- Палящее солнце, горячий песок (дети закрывают голову руками и переступают с ноги на ногу)

- Тут вы быстро переодеваетесь, бежите в море и плывете. Вас ласкает бархатное море, вам приятно, вы про все забыли и наслаждаетесь морем, друг другу улыбаетесь, вскоре мама зовет вас на берег, и вы бежите загорать, и так каждый день. Вскоре закончился ваш отдых ,  и вы загорелые,  отдохнувшие вернулись в класс, сели за парты и стали работать.(дети имитируют движения в свободной форме)

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр.250 (с. 132)

-Прочитайте слова.

- По какому признаку слова распределены в три группы?   (По типу склонения)

- Назовите признаки каждого склонения.

- Запишите, вставляя пропущенные буквы, данные имена существительные во множественном числе. Выделите окончания.

(Первый вариант выполняет работу под №1, а второй вариант под № 2, 3)

(Самопроверка по словарю) Самооценка.

VIII. Словарная работа 

Что за слова, вам встретились на странице учебника? (Словарные слова)

- Запишите  в словарик слова путешествие, путешественник, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.

(На доске вывешиваются слова)

- Какую работу вы можете предложить для словарных слов?

(Найти в толковом словаре  лексическое значение этого слова, подумать, как оно образовано, и объяснить его написание, подобрать синонимы, подобрать  и записать словосочетания, придумать предложение)

- Объясните  значение слова путешествие с помощью толкового словаря.

(Шабалина Лиза прочитает значение этого слова по толковому словарю)

- Подберите синонимы к  слову путешествие.

(Маша Чернова найдёт это слово в словаре синонимов и прочитает синонимы к слову путешественник)

- А если посмотреть в интернете, посмотрите, сколько может быть синонимов к этому слову ( слайд 3)

- Как оно образовано?  Объясните его написание.

(Ученик работает у доски, объясняет, что слово образованно от двух корней с помощью соединительной гласной е, выделяет корни и соединительную гласную.)

- Подберите устно словосочетания к слову  путешественник.

- Составьте  и запишите предложение со словом путешественник во множественном числе и определите склонение и падеж, выделите окончания и поставьте ударение.

- Проверка.  

(Дети читают предложения, определяют  падеж и называют окончания.)

Какую же работу вы сейчас выполнили всем классом?

(Изменили существительное путешественник во множественном числе по падежам)

- Почему можно ошибиться в правописании существительных во множественном числе

(Потому, что окончания существительных во множественном числе могут быть и безударными, а это орфограмма)

- А теперь такую же работу выполните  самостоятельно

IX. Самостоятельная работа.

Упр.251(с.132)

- Самостоятельное выполнение.  Самопроверка по образцу. (Слайд 4)

   Самооценка.

X. Рефлексия

Работа с электронным приложением к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого (1CD). (Урок 25 упр.№252)

Прочитайте задание. Что вы поняли?

(Работа в парах)  Самооценка.

- В каком числе употребляется имя существительное метели?

-В каком предложении слово метель стоит в переносном значении?

- Определите склонение этого существительного

XI. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Как распознать имена существительные во множественном числе?

- Как определить склонение имени  существительного во множественном числе?

Как вы считаете, как вы работали на уроке?  Оцените свою работу.

- Кому из ребят можно выразить особую благодарность за активность на уроке и помощь в нашей работе?

XI. Домашнее задание

Упр.251(стр.132)

Кто захочет, поработайте  с электронным приложением к учебнику, урок №25.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....