Согласные звуки
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Нагорная Лилия Анатольевна

Урок разработан всответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласные звуки. УМК «Школа России».

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: закрепление знаний об особенностях согласных звуков и их роли в речи.

Дидактические задачи:

Образовательная: наблюдать за образованием согласных звуков; формировать умение выделять звук в речи; распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Развивающая: развивать фонематический слух, развивать мышление, внимание.

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-Ребята, я сегодняшний урок для меня - это праздник, потому что я очень рада нашему знакомству. Я пришла к вам на урок с подарками. Поставила мешок в классе, а он исчез. Вы не знаете, кто его взял?

Осматривая всё вокруг, нахожу письмо:

Я старушка хоть куда:

И умна, и молода!

Со мною моя крыска

По имени Лариска.

-Кто написал это письмо? (Шапокляк)

-Ах вот кто украл наши подарки. Кто же нам может помочь отыскать украденное?

-Я предлагаю превратить наш класс в сыскное агентство, а мы все побываем в роли сыщиков?

 -А какими качествами  должен обладать  сыщик, чтобы раскрыть дело?

-Я посвящаю вас в сыщики. Наденьте на шею Знак отличия сыщика. (Звучит музыка)

-Так, а с чего же нам начать поиск?

В приоткрытую дверь выглядывает Шапокляк и говорит, что отдаст подарки, если урок будет успешным и дети выполнят все её задания.

-Как же должны мы работать на уроке, чтобы урок был успешным?

-Чтобы определить успешность урока, мы будем наши результаты фиксировать на лесенке успеха.

        

2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение

-Ой, что это такое? Сообщение!

 «Определите тему урока» 

-Как же нам определить тему, если Шапокляк испортила все буквы. Но мы же сыщики, давайте угадаем, какие буквы спрятала  Шапокляк?

-Определите лишнюю букву. Обоснуйте свой выбор. (у-обозначает гласный звук)

-Какие звуки мы называем гласными? Что мы знаем о гласных звуках?

-Назовите все оставшиеся буквы. Что их объединяет? (согласные звуки обозначают)

Эти звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь …

-Какая тема нашего урока?

-Какая цель нашего урока? (закрепить знания о согласных звуках)

3.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ

-Давайте определим для себя задачи урока.

-Зачем нам нужно изучать эту тему? Пригодятся ли нам эти знания в жизни?

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

-Вспомните, какие звуки мы называем согласными?

-Чем отличается согласный звук от гласного?

-Какие препятствия встречает воздух во рту?

-Как образуется согласный звук?

-С помощью чего можно обозначить на письме согласный звук?

-Чем отличается звук от буквы?

Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение

«Определите, какие звуки произносят дети»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20170421_174214.jpg

-Уважаемые сыщики, а какие ещё согласные звуки вы знаете?

-Используя цветной песок, изобразите букву, обозначающую согласный звук, который есть в вашем имени.

-Какие красивые буквы у вас получились. Вы не только аккуратные сыщики, но ещё очень творческие.

Оцените работу своего соседа по парте.

Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение: «Не слишком ли вы много работаете, детки. Пора отдохнуть!»

5.ФИЗМИНУТКА

6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Интерактивная игра (электронное приложение к учебнику)

Сказка «Кому живется лучше»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь!!

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

-Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

- Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

- - у - -а

- о - о - -

Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

др - жб -

п-м-щь

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

-Составьте предложения с этими словами.

Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение: «Я тоже составила предложение. Прочитайте!»

«Дружба крепка помощью».

-Как вы понимаете это предложение?

-Важна ли дружба в нашей жизни?

-Кого можно назвать настоящим другом?

-Помогает ли нам дружба на уроке?

Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

 Проверка. Взаимооценка.

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА

  1. РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.

Появляется Шапокляк и кидает мешок с подарками. Из мешка вылетают гелиевые шары.

-Ребята, у нас получилось найти мои подарки! Теперь у нас настоящий праздник!

-Какой звук в слове шары первый?

-Какие звуки мы называем согласными?

Мы - настоящие сыщики, у нас получилось быть сыщиками? Какие качества помогли?

-Посмотрите на лесенку успеха, был ли ваш урок успешным. Если вы справились со всеми задачами, которые поставили перед собой в начале урока, возьми желтый шар, если у вас что-то не получалось - зелёный, ну а если урок был неуспешным, то возьмите фиолетовый шар.

-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.