Звуки и буквы
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект и презентация к уроку русского языка 1 класс, УМК "Перспектива" на тему: "Звуки и буквы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки и буквы» 1 класс
Выполнила работу: учитель начальных классов
Муксимова Ольга Эдуардовна МБОУ «СОШ №9» г. Энгельс
Цели:

1.Научить учащихся давать характеристику звуку  и правильно обозначать его на письме буквой, соотносить количество слогов и гласных звуков, правильно произносить слова;

2. Формировать умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму;

3.Учить различать звуки речи и звуки окружающего мира;

4. Расширить представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать звуковой состав слова; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: «Русский язык: Учебник для 1 класса»,авторы Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, электронное приложение к учебнику  Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой, индивидуальные карточки для работы в парах, индивидуальные задания для работы в группах.

Ход урока.

I. Организационный момент.
Повторяем за мной

Мы сильные, мы смелые.

Мы умные, умелые.

 Мы справимся, сумеем

и все преодолеем.

«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

«Крестики-нолики». 
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

«Ухо-нос». 
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

  1. Чистописание

Открываем рабочие тетради, запишем буквенный диктант. Записывайте только первые звуки из слов: город, автобус, люди, едут, асфальт, новый, светлый, день, начинается, утро, алое, заря, ясная.

- Составьте предложение с одним из слов.

ГАЛЕАНСДНУАЗЯ

Эти буквы встали в ряд
И загадку говорят.

-  Молча прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока. (Гласные). Те, кто определил - встаньте пожалуйста.
- Назовите мне антоним к слову гласные.

Какова тема нашего урока?- Подумайте, чего мы будем  ожидать от урока?  (Сегодня мы будем повторять гласные и согласные звуки и буквы).

-Возьмите карточки. Прочитайте эти буквы.

У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, И, Ь.

- Найдите лишние, обведите их, обоснуйте своё мнение. (Ь- не обозначает звука.)(М- обозначает согласный звук.)

- Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)

- Запишите все гласные буквы в ряд с заглавной буквы. Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?

Самоопределение к деятельности.
Ребята, мы с вами использовали разные виды речи.
Какую речь мы использовали, когда составляли предложение?  ( Устную)
А когда записывали словарные слова?  ( Письменную)

Назовите  наименьшую единицу устной речи? ( звук)
а наименьшая  единица  письменной  речи? (буква)

Речь

Устная

Письменная

Звук

Буква

Ребята, сможете вы определить тему нашего урока?

 ( Звуки, буквы.) Как проверить?

Какие задачи урока мы поставим ?
- различать буквы и звуки;
- определять сколько в слове букв и звуков;  
- правильно, грамотно и красиво писать;

IV. Работа по теме урока.
-
Чем отличаются буквы от звуков? ( Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.)
Какие звуки природы можно услышать весной? ( звук дождя, пение птиц, журчание ручейка, шелест листвы,…)
- Что такое буква? ( обозначение звука на письме)

- Всегда ли количество букв и звуков в слове одинаково? Произношение и написание одинаково? Докажите!

Выполните звуковой анализ слов.

Девочки:  ягода [й’агада]- 3 слога, 5 букв, 6 звуков, 3 согласных, 3 гласных.

Мальчики:  коньки [кан'к’и]- 2 слога, 6 букв, 5 звуков, 3 согласных, 2 гласных.

Проверьте  своих одноклассников!  Оцените свою работу.

Вывод:  Количество букв и звуков в слове может быть разным:
              ь- звука не обозначает, буква  
я - дала нам 2 звука.

 Работа в парах. Составьте звуковые схемы  слов: заяц, лиса, утка.

Что вы заметили в этих словах: произношение и написание одинаково?

Вывод:  Слова не всегда пишутся так, как слышатся.

Физминутка.

Покажите левой рукой букву а

Правой букву о

Левым локтем букву у

Правым локтем букву ы

Левой ногой букву э

Правой ногой букву и

Левым коленом букву ю

Правым коленом букву

Носом пишем букву я

Двумя руками сколько букв в русском алфавите

А плечами - сколько гласных букв

Работа с учебником. С.47  Упр.84. Прочитайте задание.

- Произнесите первые слова( шарф, шар)  Чем в написании  отличаются эти слова? ( одной буквой ф).
Одинаково  ли значение этих слов? ( Шарф – одежда, шар – игрушка)
Чем по звучанию отличается слово
шкаф? ( появилась буква К)
Что происходит со словами, если в них изменить или переставить буквы?
Сделайте вывод.
Если в слове, изменить или переставить буквы, то изменится значение слова.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте выясним, почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Упр.85.  Какое слово произнёс Ваня ? ( Батон)  Как его поняла Аня? ( Бутон)

При замене какого звука в слове  БАТОН   появилось новое слово? (а- на - У)

Почему Аня не поняла Ваню? ( Возможно быстро проговорил, сказал не чётко).

Почему так важно правильно произносить в словах звуки, не пропуская и не заменяя их?

Прочитайте, что говорит об этом Иван Иванович.

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (произносить слова; выражать мысли свои нужно четко ,понятно)
Запишите эту пословицу.

V. Рефлексия. Проверочная работа ( Работа в группах).

Выбери правильный ответ:

                               пишем                       произносим
1. Звуки  мы        слышим       и           пишем
                             видим                         видим

                             

                               слышим                     слышим
    Буквы  мы       пишем           и          произносим
                              произносим               видим

2. Найди слова, в которых буква не обозначает звука:
     
канат               угольки                  банька                   банка                    лошадь

3. В каком слове  3 звука:

            мама                        дождь                            конь                              яма

4. Укажи слова, в которых есть звук [О]

       тень                  ёлка                    папа                   март                   лось                   ток

VI. Итог урока.

Ребята,  справились мы с задачами которые ставили в начале урока?

Чему вы научились на уроке?
Возникли ли трудности?  Что не получилось?
Что вам было интересно?

Муксимова Ольга Эдуардовна МБОУ «СОШ №9» г.Энгельс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Медведь –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...