Род имён прилагательных 3 класс УМК «Школа России»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Валентина Геннадьевна Макарова

урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_prilagatelnyh_3_klass.odt20.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Род имён прилагательных

3 класс УМК «Школа России»

Выполнила :

Макарова Валентина Геннадьевна,

учитель начальных классов

Велиж


2017

  Тема: «Род имен прилагательных».

Уровень образования школьников: 3 класс (ФГОС)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока: исследование

Цель:  - знакомство с изменением имён прилагательных по родам;

             -  развитие умения определять род имён прилагательных;

             -  умение анализировать и делать выводы;

             - воспитание  интереса и бережного отношения к природе.

Формировать УУД:

 Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Технологии, методы: работа в парах, динамическая пауза, фронтальная работа.

Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина , В.Г.Горецкий. «Русский язык», 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.

Карточки для фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Сценарий урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья. (
Слайд 2)

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II.Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Как обычно урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания. Ребята, для чего нам на уроке необходима минутка чистописания?

А над какой буквой мы с вами будем работать вы мне скажите сами. Посмотрите (Слайд3). Какая буквы встречается в каждой сточке.

Сегодня мы будем писать букву Рр Ррр Рррр (Какую закономерность вы заметили?). Самоконтроль (Подчеркните самое красивое написание)

2. Словарная работа.

А сейчас раз, два, три на доску посмотри.Что вы видите?

На доске (Слайд 4)

р_стен_ , р_машка, ру_ кий, р_сунок.

  • Прочитайте. Какое задание вы бы предложили выполнить друг другу?
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые вставили.
  • Проверяем(Слайд5), оцениваем 

«!» -молодец, все выполнил верно (нет ошибок); 

 «+» -хорошо, но есть ошибки  (1 ошибка) ;

 «-» - ошибок много, нужна помощь учителя (2 и более ошибки)

 Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки, 1 ошибку, те, кому нужно выучить словарные слова.

  • А что вы можете рассказать о данных словах? Где можно проверить написание этих слов?
  • Среди записанных вами слов найдите «лишнее». Докажите, почему вы так решили?
  • У имён существительных определите род и число.

Проверяем (Слайд 6)

оцениваем 

«!» -молодец, все выполнил верно (нет ошибок); 

 «+» -хорошо, но есть ошибки  (1 ошибка) ;

 «-» - ошибок много, нужна помощь учителя (2 и более ошибки)

 Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки, 1 ошибку.

Назовите имя существительное единственного числа, женского рода. Составьте с нам предложение.Слушаем составленные предложения и одно из понравившихся записываем в тетрадь. Подчеркните основу предложения.

3. Постановка учебной задачи.

Обратимся к «лишнему» слову.

  • Какой частью речи является слово русский?
  • Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном?

РАБОТА В ПАРЕ.

Имя прилагательное

знаю

умею

Обозначает признак предмета

Находить среди других частей речи

Отвечает на вопросы Какой? Какая?Какое?Какие?

Ставить вопросы

Какой? Какая?Какое?Какие?

Делает нашу речь более яркой, красочной

Описывать предметы

?

?

Давайте проверим, как вы работали в паре. Молодцы!

  • А вот почему в нижней строке стоят знаки вопроса?
  • А вот, что-то мы не знаем. (Ваши предположения).

III. Самоопределение к деятельности.

Чтобы выяснить, что мы должны узнать сегодня на уроке проведём исследование.

лес           большая

дорога      большое

озеро        большой

  • Прочитаете слова в левом и правом столбиках.Охарактеризуйте их как часть речи.
  • Подберите к сущ. лес соответствующее имя прилагательное из правого столбика.Задайте к нему вопрос.
  • Подберите к сущ. дорога соответствующее имя прилагательное из правого столбика. Задайте к нему вопрос.
  • Подберите к сущ. озеро соответствующее имя прилагательное из правого столбика. Задайте к нему вопрос.
  • Сравните прилагательные. Чем они отличаются? Выделите окончания. Что можно сказать о прилагательных?
  • А почему разные окончания? От чего это зависит?
  •  Значит форма имени прилагательного будет зависить от имени существительного.
  • Вернёмся к именам словосочетаниям и определим роди число имён сущ..
  • Вывод:...
  • Сформилируйте тему урока.
  • Подумайте, чему мы должны научиться?

А теперь давайте  проверим правы мы или нет в своих предположениях. Откроем учебник стр.72.

  • Верно ли мы с вами сделали вывод?
  • Что мы нового узнали об имени прилагательном?

IV. Первичное закрепление

  1. Давайте отдохнём

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два –изящно покружилась.

Три – качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

  1. На с.73 найдите табл. с окончаниями.

Поработаем по это таблице. Какие окончания бывают у прилагательных м.р., ж.р., ср.р.

А зачем нам надо знать эти окончания? (чтобы грамотно писать имена прилагательные).

Сделаем себе шпаргалку (прием «Своя опора»).

М.р.

какой?

Ж.р.

какая?

Ср.р

 какое?

-ой/-ый/-ий

-ая/-яя

-ое/-ее

На что надо обратить внимание? Стр. 73.

  1. Упражнение 126.

1 строку — вместе;

2 строка- в паре.(Проверяем в класс)

V.Физкультминутка.

Если прилагательное ж.р. - хлопаете в ладоши,
м.р. - топаете ножками,с
.р. - приседаете
Тихая, густой, горячее, тёплое, старая, прекрасный, (ловушка – прекрасно), жгучий, жаркое, туманный, книжная.

Сколько раз встретилось прилагательное ж.р.? (3 раза)

VI. Закрепление пройденного

1.Диффериенцированное задание.

1. Запишите словосочетания,  укажите род имен прилагательных.

Жареный картофель, вкусное какао, летучая мышь, белый лебедь, лесная глушь.

2.Из слов составьте и запишите предложение. Найдите имена прилагательные, выделите окончания, определите род.

Полянка, на,ковер, лесная, цветущий, похожа.

2.Мини- проверочная

Поставьте в тетради цифры от 1 до 5 в столбик .Я буду говорить словосочетания, вы записываете только род.

Тёплая весна

Чёрный грач

Яркое солнце

Вечерняя прогулка

Свежий воздух

Взаимопроверка: без ошибок- 5,1-4,2-3. Встаньте у кого 5,4,3

VII.Итог урока. 

- Как определяется род имени прилагательного?

-  На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?

- Какие имеет окончания?

VIII.Рефлексия.

Продолжи предложение:

Сегодня я узнал….

Теперь я могу….

Я научился…

Спасибо за урок!

IX.Домашнее задание.

1. Правило с.72, №127

2. Правило с.72, составить 3-5 предложений на тему весна.(определите род имён прилагательных).

Макарова Валентина Геннадьевна, учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Урок русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"

Разработка конспекта урока русского языка 3 класс УМК Школа России "Род имён прилагательных"....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....