Главные вкладки

    Урок русского языка 1 класс по учебнику Н.В. Нечаевой по теме "Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Ермолаева Нина Ивановна

         Урок нацелен закрепить представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш,], мягких согласных звуках [ч],  [ш,];

         учиться выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость;

         упражняться  в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У;

         развить речь учащихся, расширить словарный запас.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе

    Тема «Буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу».

    Цели и задачи урока: 

        - закреплять представления о твёрдых согласных звуках [ж],  [ш,], мягких согласных звуках [ч],  [ш,].

        - учить выделять слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух, развивать орфографическую зоркость.

        - упражнять детей в традиционном написании сочетаний ЖИ – ШИ с буквой И, ЧА – ЩА с буквой А, ЧУ – ЩУ с буквой У.

       - развитие речи учащихся, расширение словарного запаса.

       - закреплять навык правильной посадки при письме; развитие мелкой моторики рук; учить приемам релаксации.

        - воспитание аккуратности, усидчивости учащихся; формировать интерес к изучению русского языка; воспитание коммуникативных навыков;

    Планируемые результаты:

        - учащиеся научатся писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

        - научатся относить объекты к известным понятиям

        - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    Оборудование и дидактические материалы:

    Интерактивная доска и мультимедийная установка, карточки для работы в парах, в группах

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:

    • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
    • представление о причинах успеха в учебе;
    • интерес к учебному материалу;
    • знание основных моральных норм поведения.

    Обучающийся получит возможность для формирования:

    • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
    • первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
    • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
    • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
    • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
    • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях;
    • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и в учебных пособиях;
    • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
    • анализировать изучаемые факты языка с выделение их отличительных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из его частей;
    • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;
    • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
    • первоначальному умению смыслового восприятия текста;
    • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
    • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • принимать участие в работе парами и группами;
    • допускать существование различных точек зрения;
    • договариваться, приходить к общему решению;
    • использовать в общении правила вежливости.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • принимать другое мнение и позицию;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • строить понятные для партнера высказывания;
    • задавать вопросы;
    • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

    Организационный момент.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Встало солнышко давно
    Заглянуло к нам в окно.
    Нас оно торопит в класс,
    Вновь урок у нас сейчас!

    -Какие  два шага нам нужно сделать, чтобы успешно учиться?

    -Как выяснить, что я не знаю?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

    1.Каллиграфические минутки.

    Работа в тетради

     ж,ш,ч щ

     Ж Ш Ч Щ        

    Что знаете об этих буквах? Что скажите о звуках, которые они обозначают?

    Что общее? (согл., шипящие)

     ы и а я у ю

    Что общего у записанных букв?

    Какие из этих букв можно писать после шипящих?

    3. Локализация затруднений.

    1.Как можно обозначить тему урока?                 СЛАЙД

    Буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Работа в тетради: жи-ши, ча-ща, чу-щу      

    -запишите зелёной пастой на новой строке

    что мы знаем о написании этих буквосочетаний.

    жи-ши  пиши -                        СЛАЙД

     ча-ща….., чу-щу…..    .                        СЛАЙД                СЛАЙД

    Это правила русского языка.

    На уроках русского языка важным является слово правило.

    Правило даёт указание как поступать, чтобы не делать ошибок. Надо находить опасное место и знать какое правило применить.

    2.Определим задачи урока.

    -Находить в словах эти сочетания

    -Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    -Вы определили, что вы ещё делать не умеете и поставили задачи, помните второй важный шаг?

    Сам открою знание.

    -Что и кто нам будет помогать в этом?  -учебник, учитель, наши наблюдения, то что мы повторили.

    3.Работа по ТПО стр.15  №28.

    Правила правописания этих сочетаний звучат и в стихотворных текстах. Вы догадались, какие буквы нужно вставить в места пропусков?

    Комментированное письмо (вставляем буквы).

    4.Работа по «звуковой тетради». «Звуковая одежда» слов:

    пиши (называем звуки и характеристику); прощай.

    Какие правила при письме этих слов мы должны применяем? (ши, ща)

    Запишем эти слова: пиши, прощай (на доске)

    5.Работа с буквенными ромашками. Гласная в слове пиши после шипящей согласной. Почему?  В слове прощай?        

    4.Построение проекта выхода из затруднения.

    Приглашаю вас в город шипящих звуков, в котором живут гостеприимные люди и зовут друг друга в гости.                СЛАЙД

    «С добрым утром!»-я кричу

    Кузнецу, ткачу, врачу.

    «Добрый вечер!»- так встречаю

    Всех домой спешащих к чаю.

    1.Выделение слов с сочетаниями  жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ в потоке речи на слух

    -Кто услышал слова,  в которых спрятались жи-ши, ча-ща, чу-щу

    -Я сейчас прочитаю, а вы встаньте, когда услышите слова, содержащие эти  буквосочетания.        СЛАЙД

    2.Выделение слов с сочетаниями  жИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ по рисункам на слайде

    -Назовите слова, в названиях которых встречаются буквосочетания  ча-ща

    -Какое правило позовём в помощники?

    5.Обобщение затруднений во внешней речи.

    1.Работа в парах по карточкам. Правила работы в парах.

     Прочитайте, найдите и подчеркните слова, с буквосочетаниями  жи-ши,

    ча-ща, чу-щу.

    Проверка.

    -Какое правило поможет нам избежать ошибки при записи этих слов?

    2.Физкультминутка. Все встали. Если услышите жи, хлопаем в ладоши, ши-прыгаем                 СЛАЙД

    Какие слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?

    Какие слова, которые обозначают  действия предметов, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу?

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой

    1.Работа в тетради по вариантам. (1в.- слова, которые обозначают предметы, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу; 2в.- слова, которые обозначают  действия предметов, содержат буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу).

    В словах, которые вы записали есть и другие ошибкоопасные места.

    2.Работа с « буквенными ромашками»

    -гласная в корне слова малыши (объясни).  Назовите другие родственные слова;

    - карандаши- в 1слоге, 2,3? Непроверяемые гласные, правописание нужно запомнить;

    -держите-  покажите гласную в корне слова(объясни)

    -пишите покажите гласную в корне слова(объясни)

    Взаимная проверка в парах.

    7.Включение в систему знаний и повторение.

    1.Работа в ТПО стр. 15 №29

    Читаем задания к упражнению. Что нужно сделать? С чего начнём?

    Кто готов вести за собой ребят?   Возьмите ручки, писать будем здесь в ТПО на первой строке с прописной буквы.

    2.Письмо на доске с комментированием.

    Проверка с помощью сигнальной карточки.

    Прочитайте слова с сочетанием ча-ща. Какое правило вы использовали? с сочетанием чу-щу? с сочетанием жи-ши?

    3.Работа с предложением на интерактивной доске.                СЛАЙД        

    Прочитайте группу слов. Какое задание вы предложите?

    В, леса,   спешит, чащу,  ёжик  

    Составьте предложение. Какие буквосочетания здесь встретились? Как их надо писать?

     Правила о предложении.

    Заслушиваем разные варианты.

    Произносим  вместе орфографически.

    Запишите, (проговаривают).

    Проверьте

    4.Задания предложенные учениками выполняют на выбор.

    Покажите гласные, слоги, ударение. Какое слово нельзя переносить.

    Назовите слова этого предложения в алфавитном порядке.

    5. Работа по карточкам в группах.

    Проверить, как мы справились с задачами урока  нам поможет задание «Исправь ошибку»

    Правила работы в группах.

    Проверка.1-2; 2-3…7-1.

    Заслушиваем результаты.

    8.Рефлексия деятельности.

    С какими буквосочетаниями  мы сегодня на уроке работали?

    Какое правило применяли?                                

    Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?

    -Находить в словах эти сочетания

    -Писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Вы пока можете оценить только своё знание, а умение мы сможем оценить, когда потренируемся в применении этих правил.

    Кто легко находил эти буквосочетания?

    Как вы проверяли свои знания? (выполняли задание самостоятельно)

    Кто писал сегодня слова с этими буквосочетаниями без ошибок?

    В каких заданиях вы испытывали трудности?

    Кто думает, что нужно ещё тренироваться?

    Мы продолжим на уроках  русского языка учиться узнавать эти буквосочетания и писать правильно.

    А теперь вместе прочитаем и постараемся запомнить.

    В сочетаниях жи – ши, СЛАЙД
    Только 
    и всегда пиши!
    В сочетаниях 
    ча – ща СЛАЙД
    Пиши только букву 
    а!
    В сочетаниях 
    чу – щу СЛАЙД
    Пишут только букву 
    у!

    Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

    -Это ошибкоопасное место.

    -Кто себя может похвалить за работу на уроке?

    -Я благодарю Вас за сотрудничество на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

    Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

    Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

    Урок русского языка 1 класс на тему:"Роль слова в изменении характера. Правописание сочетаний ча- ща, чу-щу "

    Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" 1 класс. Соответствует требованиям ФГОС. Содержит элементы здоровьесберегающей технологии по системе В.Ф. Базарного. Урок содержит интересный орг...

    Открытый урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива" "Закрепление написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк"

    Урок составлен и проведен в соответствии с современными требованиями ФГОС 2 поколения. Особое внимание уделено самооценке каждого этапа урока, рефлексии. Ребенок отмечает значками  ( !. + или ?)в...

    Дидактический материал по теме: "Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ" (карточки для самостоятельной работы)

    Дидактический материал по теме: "Правописание гласных после шипящих(СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ" (карточки для самостоятельной работы)...

    Проверочная работа по теме "Жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн"

    Проверочная работа по орфограммам с шипящими. Проверяем: знание шипящих, умение найти ошибки, знание правил, умение ставить ударение, текст......

    Тест по теме " Жи-ши, ча-ща, чу-щу"

    Тест жи-ши, ча-ща, чу-щу....