Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Челебова Наида Тагировна

Конспект урока по русскому языку  в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»       Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?                                                                                                                                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yaz_3kl._otkr.urok_.docx803.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа №152

 

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе

«Звонкие и глухие согласные в корне слова»

                                      Подготовила учитель начальных классов

                                     Челебова Наида Тагировна

 

Санкт Петербург 2017

Тема:  «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся  различать парные согласные в корне; подбирать правильные проверочные слова; систематизировать изученный материал.

  Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,парная.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Ход урока

l.Организационный момент

Учащиеся читают на доске пословицы и поговорки:

  • Грамоте учиться- всегда пригодиться.
  • Красна птица пеньем ,а человек уменьем.
  • Ученья корень горек, да плод сладок.

  Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока?

ll.Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова,в которых звуков меньше, чем букв.

        Небо быстро поч..рнело.Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали,как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро  ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерв..ев да мягкие удары т..желых  д..ждевых капель.. .

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу  образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята бегут на лыжах  по л..сной  доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под  дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рек в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц.

2.Словарная работа

Ребята, давайте объясним правописание словарных слов. Затем нужно образовать от них однокоренные слова, отметить ударный слог и безударные гласные.

- Посмотрите, как правильно пишется это слово.

-Куда падает ударение?

Что это?            

http://eda-86.ru/uploads/product/000/8/30205_html_m1a2cc7fd.png

-Картофель.  

-Как перенести это слово? (Кар-то-фель)

-Перепишите в свои тетради. Образуйте  от слова картофель однокоренное слово. (Картофельное)

Подберите подходящее по смыслу существительное. (Картофельное пюре). Запишите.

-Ребята, как  называются плоды картофеля? (Клубни)

-Что такое картофель? (Овощ)

Что это?

-Пшеница.

-Как перенести это слово? (Пше-ни-ца)

-Перепишите в свои тетради. Образуйте  от слова пшеница однокоренное слово. (Пшеничное)

Подберите подходящее по смыслу существительное. (Пшеничное поле). Запишите.

-Ребята, как  называются плоды пшеницы? (Зерна)

-Что такое пшеница (Хлебная зерновая культура)

-Ребята, что делают из пшеницы? (Муку, а из муки хлеб и другие мучные изделия)

-Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, не бросать. Хлеб-это наше богатство).

lll. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
-Назовите орфограмму в слове-отгадке.

-Сформулируйте тему урока.

lV. Работа по теме урока

1.Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках.

     Сегодня к нам в класс  вошли два приятеля –согласных ( они часто ходят к нам на урок парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

- Что это за  согласные? Мы можем их узнать?

Б

П

В

К

Т

З

Ш

Давайте назовем  все согласные звуки на открытых окошках. Это парные по звонкости и глухости согласные звуки. Представьте, иногда два разных звука-звонкий и глухой-оказываются в слове рядом, а один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тога ученые говорят, что произошло озвончение)  или глухим (происходит оглушение). Например, возьмем слово сказка: [з][к] - ска[ск]а.

-Что мы слышим? Глухой [с]и глухой [к].

-Что произошло? (0глушение).

-Чтобы не ошибиться в написании звонких и глухих согласных звуков, мы должны после проверяемого согласного поставить гласный . Сказка-сказочка,рукав-рукавица.

Вывод: Проверочное слово должно соответствовать двум условиям:

1)оно должно быть однокоренным;

2)после согласного проверяемого звука, должен стоят гласный звук.

V.Физкултьминутка

        Ветер дует нам в лицо,

        Закачалось деревцо.

             Ветер, тише, тише, тише,

             Деревцо все выше ,выше.

2.Работа по учебнику.

Упр.208 (с.111).

-Прочитайте текст.

-Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

-Как проверить слова с парными согласными звуками?

-Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными буквами и объясняют их написание.)

Работа со словом из словаря.

-Какое новое слово встретилось  в тексте? (Пороша.)

-Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).

-Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-Составьте предложение со словом пороша,запишите.

-Запомните написание этого слова.

Упр.209 (с.111).

-Прочитайте. Выполните задание по образцу.

-Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

- В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

Упр.211  (с.112).

Работа в парах. (Проверка.)

Vl. Рефлексия

-Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите  проверочные слова.

Дали братьям теплый дом, 
Чтобы жили впятером, 
Брат большой не согласился 
И отдельно поселился.  (Варежка- варежечка.)

Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. Губка-губочка)

Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют,

Они опят встают. (Городки-городок.)

Еду не путём,
Погоняю не кнутом,
А оглянусь назад:
Следу нет.( Лодка-лодочка)

В лесу росла,
Домой пришла,
На печи высохла,
Без слез заплакала. (Скрипка-скрипочка)

Буду мастером таким, 
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы, 
Красить двери и полы. 
А пока сестре Танюшке 
Сам я делаю..? (Игрушки-игрушечка)

Белые реснички, 
жёлтенький глазок.
Милый, романтичный, 
полевой цветок. (Ромашка-ромашечка)

Vll. Подведение итогов урока

-С какой орфограммой  мы работали на уроке?

-Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
-Что показалось трудным?

Домашнее задание

Записать десять слов  с парными  по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

                                                                                                                                        

                                                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

Техноглогическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова....

Тех. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Техн. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....