Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Челебова Наида Тагировна

    Конспект урока по русскому языку  в 3 классе «Звонкие и глухие согласные в корне слова»       Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?                                                                                                                                                                                                                              

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russ_yaz_3kl._otkr.urok_.docx803.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа №152

     

    Конспект урока по русскому языку

    в 3 классе

    «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

                                          Подготовила учитель начальных классов

                                         Челебова Наида Тагировна

     

    Санкт Петербург 2017

    Тема:  «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

    Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

    Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: учащиеся научатся  различать парные согласные в корне; подбирать правильные проверочные слова; систематизировать изученный материал.

      Метапредметные:

    познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

    коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

    регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

    Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный; индивидуальная, фронтальная,парная.

    Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

    Ход урока

    l.Организационный момент

    Учащиеся читают на доске пословицы и поговорки:

    • Грамоте учиться- всегда пригодиться.
    • Красна птица пеньем ,а человек уменьем.
    • Ученья корень горек, да плод сладок.

      Объясните значение этих пословиц.

    - Какую пословицу выберем для девиза урока?

    ll.Актуализация знаний

    1. Индивидуальная работа

    - Спишите, вставьте пропущенные буквы. обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова,в которых звуков меньше, чем букв.

            Небо быстро поч..рнело.Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали,как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро  ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерв..ев да мягкие удары т..желых  д..ждевых капель.. .

    - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения.

    Ночью грянул моро.. . На сн..гу  образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята бегут на лыжах  по л..сной  доро..ке. На каждом шагу тут зага..ки. Под  дерев..ями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот ро..кий зв..рек в белой шу..ке с..дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц.

    2.Словарная работа

    Ребята, давайте объясним правописание словарных слов. Затем нужно образовать от них однокоренные слова, отметить ударный слог и безударные гласные.

    - Посмотрите, как правильно пишется это слово.

    -Куда падает ударение?

    Что это?            

    http://eda-86.ru/uploads/product/000/8/30205_html_m1a2cc7fd.png

    -Картофель.  

    -Как перенести это слово? (Кар-то-фель)

    -Перепишите в свои тетради. Образуйте  от слова картофель однокоренное слово. (Картофельное)

    Подберите подходящее по смыслу существительное. (Картофельное пюре). Запишите.

    -Ребята, как  называются плоды картофеля? (Клубни)

    -Что такое картофель? (Овощ)

    Что это?

    -Пшеница.

    -Как перенести это слово? (Пше-ни-ца)

    -Перепишите в свои тетради. Образуйте  от слова пшеница однокоренное слово. (Пшеничное)

    Подберите подходящее по смыслу существительное. (Пшеничное поле). Запишите.

    -Ребята, как  называются плоды пшеницы? (Зерна)

    -Что такое пшеница (Хлебная зерновая культура)

    -Ребята, что делают из пшеницы? (Муку, а из муки хлеб и другие мучные изделия)

    -Как мы должны относиться к хлебу? (Бережно, не бросать. Хлеб-это наше богатство).

    lll. Самоопределение к деятельности

    - Отгадайте загадку.

    Сам алый, сахарный,
    Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
    -Назовите орфограмму в слове-отгадке.

    -Сформулируйте тему урока.

    lV. Работа по теме урока

    1.Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках.

         Сегодня к нам в класс  вошли два приятеля –согласных ( они часто ходят к нам на урок парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко.

    - Что это за  согласные? Мы можем их узнать?

    Б

    П

    В

    К

    Т

    З

    Ш

    Давайте назовем  все согласные звуки на открытых окошках. Это парные по звонкости и глухости согласные звуки. Представьте, иногда два разных звука-звонкий и глухой-оказываются в слове рядом, а один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тога ученые говорят, что произошло озвончение)  или глухим (происходит оглушение). Например, возьмем слово сказка: [з][к] - ска[ск]а.

    -Что мы слышим? Глухой [с]и глухой [к].

    -Что произошло? (0глушение).

    -Чтобы не ошибиться в написании звонких и глухих согласных звуков, мы должны после проверяемого согласного поставить гласный . Сказка-сказочка,рукав-рукавица.

    Вывод: Проверочное слово должно соответствовать двум условиям:

    1)оно должно быть однокоренным;

    2)после согласного проверяемого звука, должен стоят гласный звук.

    V.Физкултьминутка

            Ветер дует нам в лицо,

            Закачалось деревцо.

                 Ветер, тише, тише, тише,

                 Деревцо все выше ,выше.

    2.Работа по учебнику.

    Упр.208 (с.111).

    -Прочитайте текст.

    -Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы.

    -Как проверить слова с парными согласными звуками?

    -Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными буквами и объясняют их написание.)

    Работа со словом из словаря.

    -Какое новое слово встретилось  в тексте? (Пороша.)

    -Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега).

    -Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

    -Составьте предложение со словом пороша,запишите.

    -Запомните написание этого слова.

    Упр.209 (с.111).

    -Прочитайте. Выполните задание по образцу.

    -Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква.

    - В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте.

    Упр.211  (с.112).

    Работа в парах. (Проверка.)

    Vl. Рефлексия

    -Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы. Рядом запишите  проверочные слова.

    Дали братьям теплый дом, 
    Чтобы жили впятером, 
    Брат большой не согласился 
    И отдельно поселился.  (Варежка- варежечка.)

    Резинка Акулинка

    Пошла гулять по спинке.

    И пока она гуляла,

    Спинка розовою стала. Губка-губочка)

    Под вражеским обстрелом

    Стоят солдаты смело.

    А если их собьют,

    Они опят встают. (Городки-городок.)

    Еду не путём,
    Погоняю не кнутом,
    А оглянусь назад:
    Следу нет.( Лодка-лодочка)

    В лесу росла,
    Домой пришла,
    На печи высохла,
    Без слез заплакала. (Скрипка-скрипочка)

    Буду мастером таким, 
    Как наш дядя Евдоким:
    Делать стулья и столы, 
    Красить двери и полы. 
    А пока сестре Танюшке 
    Сам я делаю..? (Игрушки-игрушечка)

    Белые реснички, 
    жёлтенький глазок.
    Милый, романтичный, 
    полевой цветок. (Ромашка-ромашечка)

    Vll. Подведение итогов урока

    -С какой орфограммой  мы работали на уроке?

    -Как проверить парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова?
    -Что показалось трудным?

    Домашнее задание

    Записать десять слов  с парными  по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.

                                                                                                                                            

                                                    

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

    Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

    Техноглогическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова.

    Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова....

    Тех. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.

    Техн. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова....

    План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

    обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

    урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

    Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

    Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (2 класс)

    Методическая разработка конспекта урока по русскому языку для 2 класса ("Школа России"). Тема:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" (обобщающий урок)....