Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению для 4 класса "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Соловьева Елена Николаевна

 Благодаря интеграции различных знаний у детей возникает целостное восприятие мира и формируется деятельностный подход в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_4_klass_hk.doc_prilagat.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого

интегрированного урока

 русского языка и литературы в 4 классе

Учитель: Соловьева Елена Николаевна

Школа: № 2043

Класс: 4 «Б»

Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных

Цели: 1.Образовательная:

- формирование умения распознавать слова, относящиеся к именам            прилагательным, совершенствовать умения написания окончаний имен прилагательных;

- совершенствовать навык сознательного чтения.

          2.Развивающая:

- развивать навыки точного употребления имен прилагательных в         речи;

- развитие зрительного восприятия;

- способствовать развитию фонематического слуха, орфографической        зоркости, внимания, мышления, речи, кругозора.

          3.Воспитательная:

               - воспитание интереса к урокам русского языка.

Учебный материал:

1.Ксерокопия параграфа 10 из учебника Граник Г.Г., Кантаровская О.З. Русский язык: учебник для  4 класса общеобразов. учрежд. В трех кн.    Кн. 3 «Слово».- М.: «Мой учебник», 2007.

2.Таблица «Самостоятельные части речи» (демонстративная)

3.Материал для орфографической работы.

4.Глобус .

  1. Карточка с инструкцией.
  2. Диск «История географических открытий (БДЭ)
  3. Набор зрительных диктантов И.Т. Федоренко(аналогичные предложения по количеству букв).

Название этапа

урока

Деятельность

Учителя

Учащихся (по группам)

1.Организационный момент

Запись числа на доске.

У: Мы с вами продолжаем работать по теме «Имя прилагательное», повторяем материал об этой части речи и совершенствуем наши знания о существенных признаках имен прилагательных, о правописании окончаний имен прилагательных и существительных.

Запись числа в рабочей тетради.


2.Письмо по памяти.

3. Словарно-орфографическая работа.

4.Движение темы

5.Чтение сначала про себя, затем вслух  п. 10. «Как правильно писать безударные окончания имен прилагательных»

 

На доске.

Но вот волны принесли к кораблям Колумба зелёную ветку.(46 букв)

(Учащимся предъявляется предложение, которое в течение 5 минут они стараются запомнить, а затем записать в тетрадь.

 Работа по карточкам .

У: Каждая команда получает карточку, на которой несколько видов орфограмм. Группа ответственна за определенную орфограмму.

 Вы должны вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

(Дается время для расстановки букв).

У: Проверяем по командам.

Показ карточек с окончаниями имен прилагательных.

У: Назовите часть речи, которой принадлежит это окончание( -его, -ому, -им, -ем)

У: Какие грамматические признаки вы можете назвать по этому окончанию?

Д: Мы можем назвать часть речи, число,  род , падеж.

-У: Прочитайте словосочетание, написанное на доске.

Д: Испанский адмирал

У: Кто знает, кто такой адмирал?

Д: Это главный чин высшего командного состава военно-морских сил.

У: А вы знаете испанского адмирала?

Д:….

У: С испанским адмиралом мы познакомимся немного позже, а сейчас посмотрим на это словосочетание – испанский адмирал

У:В каком роде, числе и падеже стоит прилагательное?

Д: Имя прилагательное стоит в единственном числе, мужском роде, Им. п.

У: Какие окончания у имен прилагательных в мужском роде единственного числа?

Д: - ый, -ий.

У:  Чтобы это вспомнить,

просклоняем, выделяя окончания.

У: Проверяем  работу.

У: Как правильно писать безударные окончания имен прилагательных, узнаете из параграфа 10.

У: Одинаково ли изменяются имена существительные и имена прилагательные?

Д: И имена существительные, и имена прилагательные  изменяются по падежам и числам.

У: А имена существительные изменяются по родам?

Д: Имена существительные относятся к определенному роду (не изменяются по родам, а именно относятся).

-

Учащиеся читают предложение 3 раза орфографически: сначала тихо, затем громче, ещё громче.

Стараются запомнить его. Затем предложение стирается, и учащиеся записывают его.

При проверке каждый член группы читает слово орфографически, подбирает проверочное слово, где это возможно.

Фронтальная работа с классом. Учащиеся по окончаниям называют грамматические признаки прилагательных.

 

У доски работают 2 учащихся, все остальные в тетради.

Р. п. адмирала(какого?) испанского

Д.п. адмиралу (какому?) испанскому

В. П. адмирала (какого?) испанского

Т.п. адмиралом (каким?) испанским

П.п. об адмирале (каком?) испанском

.

6.Беседа по прочитанному

У: В какой форме имена прилагательные  имеют окончание      -ый,- ий ?

Д: В форме  ед. ч., м.р., Им.п.

У: Как определить, что надо писать в безударном окончании имен прилагательных в других формах ?

 Д: Надо найти «товарищей по окончанию»

У: Как найти « товарища по окончанию»?

Д: Надо поставить к имени прилагательному вопрос. Какое окончание в вопросе, такое же напишем и в прилагательном.

-У: Итак, как мы рассуждаем при написании безударных окончаний имен  прилагательных:

У: Прилагательное имеет безударное окончание в мужском роде, ед. числе. Им. п?

У: Если да.

Тогда что надо делать?

Д: Зовём  товарища       по окончанию»,                т. е. вопрос, на который отвечает прилагательное

и напишем такое же окончание, что и в вопросе.

У: А  если  нет ?

Д: Пишем то,  что  слышим.

У: Прочтите инструкцию на карточке.

 

Чтение инструкции

7.Физкультурная минутка  

8.Работа с текстом

Подготовка к восприятию:

У: Как зовут испанского адмирала, который в 15 веке открыл Америку?

У: …..Христофор Колумб

-Показ портрета на компьютере

-Рассматривание глобуса с показом маршрута Христофора Колумба.

-Небольшой рассказ о нем.

У: Христофор Колумб- знаменитый мореход, открывший Америку.

Совершил несколько экспедиций, во время которых открыл не  только материк, но и острова.

9. Упражнения.

Текст дается  полностью.

У: А теперь вы можете сами прочитать про  Христофора Колумба и узнать про его путешествие .

1.Чтение текста «жужжащим чтением»

2.Беседа по прочитанному::

 У: Куда плыл Христофор Колумб?

Д: В Индию.

У: Каким был путь моряков ?

Д: Очень трудным.

У: Что служило сигналом о приближении земли?

Д: Зеленая ветка послужила сигналом приближения земли.

У: Кого встретил Христофор Колумб на этой земле?

Д: Местные жители с чёрными волосами.

У: Как называется материк, открытый Христофором Колумбом?

Д: Южная Америка.

У: Запишите 1и 2 предложения из этого текста, обозначьте словосочетания  в этих предложениях  прил.+сущ.

 У: Выпишите существительные с прилагательными, в которых пропущены окончания, обозначьте зависимости прилагательных от существительных.

У: Возьмите карточки.

Прочитайте задание.

Карточки с заданием.

А) Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Назовите номер ряда, в котором все прилагательные стоят в форме винительного падежа.

1.О  радостн… дне, по высок… крыше, среди сказочн… чудовищ, в зимн… пору.

2. В рыхл… земле, за дальн… лесом, под соснов… поленом, о тих…  вечере.

3.В светл… комнату, на зелен… поляну, под стройн… березу, в дальн… дорогу.

У: Каждая группа выбирает словосочетание и составляет с ним предложение.

(1 группа: По высокой крыше сползают остатки растаявшего снега.

2 группа: Семья собирается в дальнюю дорогу.

3 группа: Малыш вбежал в светлую комнату.

У: А теперь  разверните это предложение в небольшой текст.

Д: Текст одной из групп:

Солнце пригревает. Появились первые проталины. По высокой крыше сползают остатки растаявшего снега. Звенит капель. Весна пришла.

Б) С данными однокоренными прилагательными составьте и запишите словосочетания с подходящими по смыслу существительными. Выделите родовые окончания прилагательных.

Понятный, понятливый (малыш, объяснение)

Стекольный, стеклянный (ваза, завод)

Запись 1и 2 предложений с обозначением словосочетаний прил.+сущ.

10. Рефлексия.

-Как определить, что надо писать в безударном окончании имен прилагательных ? (Надо найти «товарищей по окончанию»)

- Как найти « товарища по окончанию»? (надо поставить к имени прилагательному  вопрос и написать в окончании то же, что и в вопросе.)

11.Домашнее задание

Из хрестоматии по литературе выписать 10 словосочетаний со связью согласование, обозначить число, род, падеж имен прилагательных.

Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, прилегающая к наружной стенки корабля. (пол)

Прочитайте:

Флот уж к острову подходит,( 8)

Князь Гвидон трубу наводит: (6)

Царь на палубе стоит. (5)

Из какого произведения этот отрывок?  («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Кто из команд найдет и пояснит все орфограммы и знаки препинания?

Что такое палуба?

-Какая часть речи отсутствует в этом отрывке?

- Какой частью речи являются большинство слов?

- Каким членом предложения является имя существительное?

- Красиво и без ошибок запишите предложение в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Закрепление."

На уроке использован материал на весеннюю тему. Подобраны тексты о бережном отношении к природе с исрользованием НРК....

Презентация "Добрый праздник среди зимы" к интегрированному уроку по русскому языку и литературному чтению в 4 классе.

Тема презентации:"Добрый праздник среди зимы".Почему необходимо беоечь всё живое на земле?1. Чтобы оставить память потомкам.2.Человек - часть природы.3.Растения и животные украшают планету.Главной тем...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 1 класс Начальная школа XXI века

МАОУ Успенская СОШФИО учителя Ганихина Екатерина СергеевнаКласс: 1 «В»Дата: 19.12.2018Предмет: Литературное чтение, русский языкТема урока: Развитие вос­приятия худо­жественного пр...