Методическая разработка по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Шибаева Надежда Анатольевна

Данная методическая разработка позволяет в процессе проведения уроков по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы научить обучающихся распознавать род имён существительных, формирует умение определять род имён существительных, умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, умение употреблять имена существительные общего рода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы

        Данная методическая разработка позволяет в процессе проведения уроков по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы научить обучающихся распознавать род имён существительных, формирует умение определять род имён существительных, умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, умение употреблять имена существительные общего рода.

        Используются образовательные технологии и виды деятельности: обучение в сотрудничестве, беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

        В результате обучающиеся достигнут результатов в своей учебной деятельности:

предметных:

  • Определять род имён существительных;
  • Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные;
  • Находить группы синонимов.

метапредметных:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • Находить необходимую информацию в словаре, применять её;
  • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Делать выводы на основе полученной информации.

личностных:

  • Проявлять интерес к русскому языку
  • Оценивать человека по его поступкам

Тема урока: «Род имён существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: научиться распознавать род имён существительных.

Задачи урока:

  • формировать умение определять род имён существительных;
  • Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе;
  • Формировать умение употреблять имена существительные общего рода.

Образовательные технологии и виды деятельности: обучение в сотрудничестве, беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

Планируемые результаты Предметные:

  • Определять род имён существительных;
  • Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные;
  • Находить группы синонимов.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • Находить необходимую информацию в словаре, применять её;
  • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Делать выводы на основе полученной информации.

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку
  • Оценивать человека по его поступкам

Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова.Синонимы.»

Ресурсы: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» УМК Школа России, 2016 год

Ход урока:

Организационный момент

Обучающиеся приветствуют учителя.

-        Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку.
(Наличие учебника, тетради на печатной основе, рабочей тетради).

Включение детей в деятельность. Мотивация учебной деятельности.

-        Прочитайте с доски высказывание великого чешского педагога Яна Амоса
Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не
усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

-Какая основная мысль данного высказывания?

-        Как вы можете связать данное высказывание с уроком русского языка?

Актуализация необходимых знаний

-        Откройте тетради, запишите число. Начнём урок с
повторения пройденного. Запишите под диктовку слова
(один ученик пишет за закрытой доской):
кровать, река,
море, ужин, животное, подъезд, солнце, площадь,
мыши, герб, сирень, столица, щавель
и определите их
род.

1


  • Проверьте работу на доске и в своих тетрадях.
  • К какой части речи относятся данные слова? Как вы определили род имён существительных? (Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - м.р.; она, - ж.р.; оно - ср.р.)
  • Какое слово можно исключить по признаку рода (мыши
  • мн. число)? Как определить род имени существительного, стоящего в форме множественного числа? (Надо поставить это имя существительное в начальную форму: мыши - мышь (ж.р.))

Постановка учебной задачи

-        Прочитайте стихотворение (упр.48).
Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем ни за что не поделится -Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: жадина.

-        Кого называют словом «жадина»? Можно ли точно
сказать какого рода слово «жадина»? (Определить
сложно). Почему? (Не хватает знаний; т.к. данному
существительному можно подставить слова «она» и
«он»).

-Такие имена существительные относятся к именам существительным общего рода.

>

-        Вы догадались, над какой темой мы будем продолжать


работать? (Род имени существительного).

-Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

(1. Познакомиться с понятием имён существительных общего рода; 2. - учиться правильно определять род имён существительных).

Организация познавательной деятельности

-        Выполните упражнение 49. Обратите внимание на знак. Как будете
выполнять данное упражнение? (Работа в парах. (Двое желающих - у доски,
с помощью учителя).)

Грязнуля, капризуля, невежа, злюка, лежебока, задира, выскочка, плакса, забияка, рёвушка, чистюля, хныкалка, заморашка, сластёна, умница.

Проверка, обсуждение, исправление ошибок, оценивание своей работы.

  • Какое настроение у вас вызывают прочитанные слова? С кем из тех, кого так называют, вы хотели бы подружиться? Какие имена существительные близки по значению? Сколько групп синонимов получилось?
  • Как определить род у этих имён существительных? Какие будут предложения для определения рода данных имён существительных?

-Найдите информацию, как определить род имён существительных ( В рубрике «Обрати внимание» стр.30)

Обучающиеся читают, делают вывод. (Если речь идёт о лицах женского пола, то это имя существительное будет женского рода: маленькая плакса, большая умница. Если речь идёт о лицах мужского пола, то это имя существительное будет мужского рода: маленький плакса, большой умница).

Физминутка.

Закрепление   знаний.


1.- Сейчас применим полученные знания. Выполните упражнение 48 в рабочей тетради. (Выполняется в парах). Какие лишние слова выбрали в каждой строке? (грязнуля, умница, плакса). Составьте словосочетания сущ.+прилаг. с данными словами. (Маленький грязнуля, большая умница, милый плакса). Определите род имён существительных в составленных словосочетаниях. Что поможет вам это сделать? (Рубрика «Обрати внимание»). У кого нет ошибок? В каком слове допустили ошибку?

2.        - Выполните самостоятельно упражнение 50.

-        Выполните взаимопроверку.

-С какими трудностями столкнулись? Какие ошибки допущены? Почему? Оцените свою работу.

3.        - Выполните упражнение 47 в рабочей тетради. Как определить род
данных имён существительных (информация в рубрике «Обрати внимание»)?

Рефлексия

-Вспомните, какая цель была поставлена нами на данный урок? (Определять род имён существительных общего рода). Удалось ли нам достичь её?

  • Где чаще всего можно услышать такие имена существительные? (В разговорной речи)
  • Продолжите предложение:

«На уроке я узнал, ...», «Научился...», «Смог...», «Могу похвалить себя и своих одноклассников за ...».

Домашнее задание

По выбору обучающихся: Выполнить упр.47 в рабочей тетради или составить для одноклассников задания, которое позволят потренироваться в определении рода имён существительных.

Итог урока


- Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

- Что нового узнали о роде имён существительных? Что остало непонятным?

-Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...