Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

    Шибаева Надежда Анатольевна

    Данная методическая разработка позволяет в процессе проведения уроков по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы научить обучающихся распознавать род имён существительных, формирует умение определять род имён существительных, умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, умение употреблять имена существительные общего рода.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы

            Данная методическая разработка позволяет в процессе проведения уроков по русскому языку в 3 классе общеобразовательной школы научить обучающихся распознавать род имён существительных, формирует умение определять род имён существительных, умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, умение употреблять имена существительные общего рода.

            Используются образовательные технологии и виды деятельности: обучение в сотрудничестве, беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

            В результате обучающиеся достигнут результатов в своей учебной деятельности:

    предметных:

    • Определять род имён существительных;
    • Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные;
    • Находить группы синонимов.

    метапредметных:

    • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
    • Находить необходимую информацию в словаре, применять её;
    • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
    • Делать выводы на основе полученной информации.

    личностных:

    • Проявлять интерес к русскому языку
    • Оценивать человека по его поступкам

    Тема урока: «Род имён существительных»

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Цель урока: научиться распознавать род имён существительных.

    Задачи урока:

    • формировать умение определять род имён существительных;
    • Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе;
    • Формировать умение употреблять имена существительные общего рода.

    Образовательные технологии и виды деятельности: обучение в сотрудничестве, беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с раздаточным материалом.

    Планируемые результаты Предметные:

    • Определять род имён существительных;
    • Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные;
    • Находить группы синонимов.

    Метапредметные:

    • Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
    • Находить необходимую информацию в словаре, применять её;
    • Планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
    • Делать выводы на основе полученной информации.

    Личностные:

    • Проявлять интерес к русскому языку
    • Оценивать человека по его поступкам

    Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа над лексическим значением слова.Синонимы.»

    Ресурсы: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» УМК Школа России, 2016 год

    Ход урока:

    Организационный момент

    Обучающиеся приветствуют учителя.

    -        Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Проверьте готовность к уроку.
    (Наличие учебника, тетради на печатной основе, рабочей тетради).

    Включение детей в деятельность. Мотивация учебной деятельности.

    -        Прочитайте с доски высказывание великого чешского педагога Яна Амоса
    Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не
    усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

    -Какая основная мысль данного высказывания?

    -        Как вы можете связать данное высказывание с уроком русского языка?

    Актуализация необходимых знаний

    -        Откройте тетради, запишите число. Начнём урок с
    повторения пройденного. Запишите под диктовку слова
    (один ученик пишет за закрытой доской):
    кровать, река,
    море, ужин, животное, подъезд, солнце, площадь,
    мыши, герб, сирень, столица, щавель
    и определите их
    род.

    1


    • Проверьте работу на доске и в своих тетрадях.
    • К какой части речи относятся данные слова? Как вы определили род имён существительных? (Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - м.р.; она, - ж.р.; оно - ср.р.)
    • Какое слово можно исключить по признаку рода (мыши
    • мн. число)? Как определить род имени существительного, стоящего в форме множественного числа? (Надо поставить это имя существительное в начальную форму: мыши - мышь (ж.р.))

    Постановка учебной задачи

    -        Прочитайте стихотворение (упр.48).
    Кто мелом, резинкой, любою безделицей

    В классе ни с кем ни за что не поделится -Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: жадина.

    -        Кого называют словом «жадина»? Можно ли точно
    сказать какого рода слово «жадина»? (Определить
    сложно). Почему? (Не хватает знаний; т.к. данному
    существительному можно подставить слова «она» и
    «он»).

    -Такие имена существительные относятся к именам существительным общего рода.

    >

    -        Вы догадались, над какой темой мы будем продолжать


    работать? (Род имени существительного).

    -Сформулируйте цель урока, опираясь на тему.

    (1. Познакомиться с понятием имён существительных общего рода; 2. - учиться правильно определять род имён существительных).

    Организация познавательной деятельности

    -        Выполните упражнение 49. Обратите внимание на знак. Как будете
    выполнять данное упражнение? (Работа в парах. (Двое желающих - у доски,
    с помощью учителя).)

    Грязнуля, капризуля, невежа, злюка, лежебока, задира, выскочка, плакса, забияка, рёвушка, чистюля, хныкалка, заморашка, сластёна, умница.

    Проверка, обсуждение, исправление ошибок, оценивание своей работы.

    • Какое настроение у вас вызывают прочитанные слова? С кем из тех, кого так называют, вы хотели бы подружиться? Какие имена существительные близки по значению? Сколько групп синонимов получилось?
    • Как определить род у этих имён существительных? Какие будут предложения для определения рода данных имён существительных?

    -Найдите информацию, как определить род имён существительных ( В рубрике «Обрати внимание» стр.30)

    Обучающиеся читают, делают вывод. (Если речь идёт о лицах женского пола, то это имя существительное будет женского рода: маленькая плакса, большая умница. Если речь идёт о лицах мужского пола, то это имя существительное будет мужского рода: маленький плакса, большой умница).

    Физминутка.

    Закрепление   знаний.


    1.- Сейчас применим полученные знания. Выполните упражнение 48 в рабочей тетради. (Выполняется в парах). Какие лишние слова выбрали в каждой строке? (грязнуля, умница, плакса). Составьте словосочетания сущ.+прилаг. с данными словами. (Маленький грязнуля, большая умница, милый плакса). Определите род имён существительных в составленных словосочетаниях. Что поможет вам это сделать? (Рубрика «Обрати внимание»). У кого нет ошибок? В каком слове допустили ошибку?

    2.        - Выполните самостоятельно упражнение 50.

    -        Выполните взаимопроверку.

    -С какими трудностями столкнулись? Какие ошибки допущены? Почему? Оцените свою работу.

    3.        - Выполните упражнение 47 в рабочей тетради. Как определить род
    данных имён существительных (информация в рубрике «Обрати внимание»)?

    Рефлексия

    -Вспомните, какая цель была поставлена нами на данный урок? (Определять род имён существительных общего рода). Удалось ли нам достичь её?

    • Где чаще всего можно услышать такие имена существительные? (В разговорной речи)
    • Продолжите предложение:

    «На уроке я узнал, ...», «Научился...», «Смог...», «Могу похвалить себя и своих одноклассников за ...».

    Домашнее задание

    По выбору обучающихся: Выполнить упр.47 в рабочей тетради или составить для одноклассников задания, которое позволят потренироваться в определении рода имён существительных.

    Итог урока


    - Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

    - Что нового узнали о роде имён существительных? Что остало непонятным?

    -Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

    Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

    Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

    Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

    методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

    Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

    Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

    Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

    Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

    Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...