Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Газукина Екатерина Юрьевна

Данный конспект был разработан в ходе педагогической практики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(программа «Школа России» В. Канакина, В. Горецкий)

Тема урока: «Роль глаголов в языке»

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создание условий на уроке для актуализации знаний об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке.

Задачи  предметные – содействовать совершенствованию  умения находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; способствовать развитию навыка классификации глаголов по значению; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; развитию гармоничной личности ребенка.

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

познавательных –  уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);;

коммуникативных – принимать участие в работе; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс часть 2, авторы В. Канакина, В. Горецкий; рабочая тетрадь 2 класс автор В. Канакина.  

Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Организацион-ный момент

2 мин.

1.Проверяет готовность к уроку.

2. Напоминает учащимся о правилах посадки, положении тетради при письме.

3. Предлагает записать число в тетради и «Классная работа».

1.Показывают готовность к уроку.

2.Показывают правильную посадку.

3. Делают запись в тетради.

Индивидуальная.

2. Каллиграфичес-кая работа

5мин.

 – Запишите буквосочетания и слова.

– Спишите предложения, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните смысл пословиц. Над словами обозначьте части речи.

Февраль (сущ.) силен (прил.) метелью (сущ.),
а (союз) март (сущ.) – к
апелью (сущ.).

Мороз (сущ.) и (союз) метели (сущ.) под (предл.) февраль (сущ.) полетели (гл.).

Индивидуальная, фронтальный опрос.

Слайд №2.

3. Словарно-орфографическая работа

5 мин.

– Отгадайте загадку:

Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звезд.

                            (Ракета.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

Записывают  слова в тетрадь, обозначая слоги и расставляя ударение.

Индивидуальная, фронтальный опрос.

Слайд №3.  

4. Самоопределе-ние к деятельности: формулирование темы урока, постановка цели и задач урока, мотивация к  учебной деятельности

5-7 мин.

- Начнем наш урок с небольшой зарядки для ума. Я буду загадывать загадки, а вы будете записывать отгадки в тетрадь.

(Приложение 2)

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.

- Какую цель мы поставим себе на уроке?

- Что мы с вами должны сделать, что бы решить нашу цель?

Отгадывают загадки.

Записывают отгадки в тетради.

По первым буквам слов узнают тему урока.

Ставят цель и задачи урока.

Фронтальный опрос,  групповая. Слайд №5.

5.Физ.минутка

Предлагает детям выполнить физ. минутку.

Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо),
Закачалось деревцо (покачаться из стороны в сторону).
Ветер тише, тише, тише (наклониться),

Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх).

Выполняют поставленную задачу.

6. Актуализация опорных знаний

3-5 мин.

– Что вы знаете о глаголе?

– Сравните два текста. (Приложение 3)

- Что вы можете от них сказать?

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

 Глаголы изменяются по числам.

Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

В прошедшем времени изменяется по родам.

Сравнивают два текста. Отмечают, что, в первом тексте нет глаголов, поэтому нет динамики, развития событий.

Делают вывод: человеческая речь не может существовать без глаголов, так как они организуют ее, позволяют ей быть живой, динамичной.

Фронтальный опрос, индивидуальная.  

7. Обобщение и систематизация знаний

5-8 мин.

 Упр. 139, с. 68.

Стихотворение Благининой.

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Выпишите глаголы. Объясните, по каким признакам вы их определили.

 Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Выписывают глаголы.

(Что делать?) звенеть, (что сделали?) пере-
стали, (что сделали?) застыли, (что сделали?) заблистали, (что сделали?) заледенели, (что
сделает?) встанет, (что сделает?) возьмется,
(что делать?) припекать, (что сделает?)
забарабанит.
 

Выполняют разбор слова по составу.

Выполняют звуко-буквенный разбор слова
«капель».

Индивидуальная, фронтальный опрос.

8. Применение знаний и умений

8-10 мин.

 Работа по учебнику

Упр. 140

– Прочитайте. Назовите группы глаголов со значением движения, речи, звучания, труда, мысли, проявления чувств.

– Запишите глаголы со значением движения.

Упр. 141.

– Прочитайте. Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?

– Спишите первое предложение. Подчеркните главные члены. Каким членом предложения является глагол?

Записывают глаголы со значением движения.

Бежать, идти, ехать, лететь.

Называют глаголы-омонимы.

Пою – поить водой.

Пою – петь песни.

Есть – кушать.

Есть – существует.

Списывают первое предложение. Подчеркивают главные члены.

Я коня водой пою, песню солнышку пою.

Выполняют морфологический разбор слова.

Пою – глагол, что делаю?, нач. ф. – петь, несоверш. вид, невозвр., I спряжение, настоящее время, 1-е л., ед.ч., сказуемое.

Фронтальный опрос, индивидуальная.

9. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в тетради с. 38 №84

– Прочитайте стихотворение «Глагол» Л. Яхнина.

– Подчеркните глаголы. Объясните их лексическое значение. В каком времени употреблены
глаголы и почему?

Упр. 85

– Прочитайте. Подчеркните главные члены предложения. Над словами укажите часть речи.

– Выпишите выделенный глагол. Подберите и запишите к нему синонимы

Выполняют задание в рабочей тетради.

Стоял, плясал, сидела, пела, лопотал, спали, пил, летало, спало, пело, действовал, мог, помогали.

– Глаголы употреблены в прошедшем времени

Выполняют задание.

Мелкая (прил.) роса (сущ.) высыпала (гл.)
на (предл.) листьях (сущ.) и (союз) травах (сущ.),
блистала (гл.) серебром (сущ.) на (предл.) паутинах (сущ.).

Подбирают синонимы.

Блистать – блестеть, сверкать, выделяться

Индивидуальная, фронтальный опрос.

10. дом. задание

Просит дома выполнить упр. 142 стр. 69

Записывают д/з.

Индивидуальная.

11. Рефлексия

1-2 мин.

1. Предлагает закончить фразы. 

Сегодня я узнал …

Я научился …

Теперь я умею …

Мне было трудно …

Высказывают свое мнение, выбирают одну из фраз и оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальный опрос.

12. Итог урока

1-2 мин.

Тест по пройденной теме. (Приложение 4)

 Решают тест.

Индивидуальная.

Приложение 1.

Работа над словами с непроверяемым написанием

РАКЕТА – 1. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начинённой пороховым составом, который после вылета ярко светится при полёте в воздухе. 2. Летательный аппарат (снаряд) с реактивным двигателем.

– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «ракета».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову. Составляют предложения.

Однокоренные слова: ракетный, ракетчик, ракетница, ракетодром, ракетчица, ракетостроение.

Предложения:

Ракета неслась всё дальше и дальше от Земли.

Красная ракета высоко взвилась в небо.

Приложение 2.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. ( Газета)

В огороде и в саду

Я работу ей найду.

У меня в ладонях сжата,

Чтобы землю рыть... (Лопата)

Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох)

Лежит на грядке молодец,

Зелёный сочный. (Огурец)

Лежит на спине –

Никому не нужна,

Прислони её к стене-

Заберёшься вверх по ней. (Лестница)

Приложение 3.

Текст 1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов, фруктов, разносчики мороженого.

Текст 2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно
замерли громады пароходов. Дымят трубы, Хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов, фруктов, суетятся разносчики мороженого.

Приложение 4.


1.Глагол – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета;     б) предмет;    

в) действие предмета.

2.Отыщи глаголы:

а)   весёлый         в)  бег                   д) смеяться

б)   играть            г)  пришёл            е)  улыбка

3. Слово улетают отвечает на вопрос:

а)   что сделал?    в)  что делали?   д) что сделают?

б)   что делать?    г)  что делают?  е)  что делаете?

4. Выбери все глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

а)   смотрят         в)  бегали             д) посадить

б)   играть            г)  шагать            е)  строить

5. Найди глаголы в форме единственного числа:

а)   шелестят         в)  кормили              д) веселятся

б)   спешит            г)  подошёл            е)  почистит

6.Подбери антоним к  глаголу терять:

а)  покупать         в)  забывать            д) выбирать

б)  собирать         г)  находить            е)  строить


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 3

Чудо-птица – алый хвост Полетела в стаю звезд.

Слайд 5

«Роль глаголов в языке»

Слайд 6

Сегодня я узнал … Я научился … Теперь я умею … Мне было трудно …

Слайд 7

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Конспект урока английского языка во 2 " Б" классе 23.03.2017 г. Учитель английского языка МБОУ СОШ №5: Терентьева М. А. Тема урока: «Мои игрушки»/ “My Toys”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цели: Практическая - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Мои игрушки». Воспитательная - воспитывать у учащихся интере...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...

Конспект урока порусскому языку(День единого текста)

laquo;День единого текста» – это технология изучения одного и того же текста на разных уроках, в результате которого обучающиеся совершенствуют навыки ...