Рабочие программы
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) на тему

Дмитриева Оксана Анатольевна

Рабочие программы за 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа-интернат

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 22 г.Томска

Рассмотрено

на заседании

методического обьединения

протокол № ______________
от «____»_____________20__г.        

Утверждаю:

директор школы-интерната

________ А.Е.Аникина

Приказ   № ______________
от «____»_____________20__г.        

Рабочая программа
по предмету «Русский язык»

предметная область: « Язык и речевая практика»
4 класс

Разработала учитель начальных классов

 Дмитриева О.А

2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

   1. Пояснительная записка……………………………………………… ………2                                                                  

   2. Общая характеристика учебного предмета………………………………….4

   3. Описание места предмета в учебном плане………………………………....5

   4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…….5

   5. Содержание учебного предмета……………………………………………...8

   6.Тематическое планирование.

   7.Описание материально- технического обеспечения  образовательной      деятельности………………………………………………………………………..10

1.Пояснительная записка

 Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

     Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ от 29.12.2013г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ООШИ № 22 г. Томска
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программ – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования  30.08.2013г. №1015;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.32.86-15 от 10.07.2015г.
  • Устав МБОУ ООШИ № 22 г. Томска.
  • Локальные акты образовательного учреждения.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Письмо и развитие речи» в системе начального общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках письма и развития речи ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма и развития речи во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель: создать условия для развития и совершенствования знаний, умений, навыков владения языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выработка навыка аккуратного, разборчивого и грамотного письма.
  2. Развитие устной и письменной речи.

        Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  2. Развитие навыков каллиграфии;
  3. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  4. Развитие познавательной деятельности школьников, способствование коррекции мышления, умственному и речевому развитию.

     Воспитательные:

  1. Воспитание любви к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
  2. Формирование нравственных качеств.

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;
  • здоровьесберегающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • информационно-коммуникативные.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
  • практический метод;
  • наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;
  • работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;
  • фронтальные, групповые или индивидуальные;
  • итоговые и текущие.

Формы обучения.

По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
2. По месту организации (школьные).
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа).
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.

Виды деятельности:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
  • звуко - буквенный анализ слова;
  • овладение правописанием слов, предложений, текстов;
  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;
  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения;
  • ответы на последовательно поставленные вопросы;
  • совершенствование графического навыка;
  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю;
  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания;
  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой;  

8 е издание. – М.: Просвещение, 2013г. по предмету: «Русский язык»         

предметная область: «Язык и речевая практика» 4 класс.

Учебно-методический комплекс:

Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.

В младших классах обучающимся даются самые элементарные сведения по грамматике, способствующие выработке достаточно осмысленного отношения к элементам языка, приобретению  практических навыков устной и письменной речи, формированию  основных орфографических и пунктуационных навыков. Обучающиеся приобретают ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.  На уроках развиваются умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.

Фонетико-фонематические нарушения младших школьников с ограниченными возможностями  затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого  самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.  

В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Изучение предложения имеет особое значение для подготовки  школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении обучающие получают на конкретном речевом материале в процессе разбора  предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся осознают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
В 4 классе особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Продолжается работа с деформированным текстом. Обучающиеся учатся писать небольшое изложение под руководством учителя; делают описание картин по коллективно составленному плану; учатся оформлять деловые бумаги: письмо адреса на конверте.

У обучающихся  продолжается работа по развитию   графических навыков, трудности формирования которых у  школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок.

3.Описание места предмета в учебном плане.

  Программа рассчитана на 165 часов, по 5 часов в неделю.

            1 четверть- 01.09.17-27.10.17

  1. четверть-07.11.17- 29.12.17

3  четверть- 11.01.18- 21.03.17

4 четверть- 02.04.18- 24.05.18

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  • осознание себя как индивидуальности с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
  • осознание себя как гражданина своего Отечества;
  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  • понимание важности здорового образа жизни.

Минимальный4

  • стремление преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Достаточный

  • принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
  • действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
  • оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Минимальный

  • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Достаточный

  • осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи;
  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
  • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
  • осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Минимальный

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить схематическую);
  • осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Достаточный

  • осознанно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Минимальный

  •  вести диалог на заданную тему, используя лексику, отработанную в ходе урока;
  • планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела;
  • уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
  •  создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели).

Предметные результаты

«Звуки и буквы»        

  • алфавит;
  • расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков  в  
  • слове);
  •  употреблять ь на конце и в середине слова;
  • употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и;
  • писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова;
  •  ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

        

 «Слово»

  • предлоги до, без, под, над, около, перед,

  •  различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять

их в связи друг с другом;

  • правильно писать имена собственные;
  • писать предлоги раздельно с другими словами;
  • употреблять разделительный ъ;
  •  подбирать родственные слова, находить корень;
  • писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

 «Предложение»

  • члены предложения: подлежащее, сказуемое.
  •   членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что        

говорится.;

  •  составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам;
  • ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак);
  • находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды);
  •  списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  •  писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

        ПРИМЕЧАНИЯ.

        Обязательно:

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
  • ставить знаки препинания в конце предложения;
  • списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
  • писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

 «Связная речь»

  •  понятие «текст», «предложение».
  •  составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Достаточный

Минимальный

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре

5.Содержание учебного предмета

Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Коррекционно-развивающая направленность

Повторение

(предложение)

8

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

Звуки и буквы.

62

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Уточнение и обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Слово.

42

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги
до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Предложение.

Повторение.

35

18

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

7. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Литература        

1.        Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

2.        Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

     1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

3.        Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

Технические средства

1. Классная доска .

2. Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...