Конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект занятия по обж (4 класс) по теме

Сайфутдинова Рамзия Фаруковна

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах» по сказкам А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах» по сказкам А.С.Пушкина

Автор: Сайфутдинова Рамзия Фаруковна

Цели:

  • обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён существительных»;  
  • познакомить   с приёмом определения склонения имён существительных, употребленных в косвенных падежах;
  • развивать умение определять тип склонения имён существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже;
  • учить правильному употреблению  их в речи;
  • учить детей исследовать и анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения 

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Применяемая технология: технология деятельностного метода, технология «Развитие критического мышления», ИКТ.

Приемы:  кластер, синквейн

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая, парная.

Ход урока:

Этапы урока

Требования к этапам

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Цели:

  • актуализировать требование к ученику со стороны учебной деятельности;
  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • уточнить тему урока;
  • определить содержательные рамки урока

1.Включение детей в деятельность

  1. Организация проговаривания приветствия учащихся. 

Учитель: «Один, два,  три работу на уроке начни!

 Работать будем дружно, весело!

И без поддержки соседа тут не обойтись!»

Приветствие:

«Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил.

И о чем-нибудь поговорить!» (хлопают в ладоши своих соседей)

  1. Сегодня главным помощником на уроке станет великий русский писатель, чье имя каждый из вас знает с детства, чье творчество любят и ценят все люди нашей страны. Послушайте строки, чьи они?

У лукоморья  дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

(Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина)

II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цели:

  • активизировать учебное содержание;
  • зафиксировать необходимые знания.

1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового материала.

2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

1)Чистописание. Запишем высказывание А.С.Пушкина (на доске запись):

Ска__ка – ложь, да в ней намёк.

(А.С.Пушкин)

- В какой части слова пропущена буква?

- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.

- Объясните смысл этого высказывания.

- Запишите предложение.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Слайд 2)

2) - Вернёмся к высказыванию А.С.Пушкина. Найдите имена существительные.

(сказка, ложь, намёк)

- Определите склонение имён существительных. Вспомним правило определения склонения имён существительных.

Слайд 3.

Сказка- 1 скл.

Намёк – 2 скл.

Ложь – 3 скл.  

1 скл.

2. скл.      

3 скл.

ж. р., м.р.

  - а,- я

м.р., с.р.

-□, -о,-е

ж. р.

ь

3)Просклоняйте  имена существительные, построив кластер. Работа в группах. 1,4 группы – слово сказка, 2,5 группы – слово намёк, 3,6 группы – слово ложь.

                             Д.п.

Р.п                                                  В.п      

      П.п.                                           Т.п.

Аналогично составляется кластеры со словами намёк, ложь.

Предлагаю вам выполнить самостоятельно индивидуальное задание на карточке.

- Определите склонение следующих существительных в предложении.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Проверка ответов.  

III. Постановка проблемы

Цели:

  • организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость построения алгоритма для решения поставленной проблемы;
  • согласовать тему и цель урока.

1.Фиксирование в громкой речи

-Почему у вас разные ответы? (Задание новое для нас)

- Как вы думаете, почему возникло затруднение? (Не определяли склонение у существительных, употребленных в косвенных падежах)

- Сформулируем тему урока. Тема: определение склонения существительных, употребленных в косвенных падежах.

Цель урока: будем учиться определять склонения существительных, употребленных в косвенных падежах.

Слайд 4.

IV. Проектирование и фиксация знания

Цель:

  • организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма;
  • организовать выполнение самопроверки и работы над исправлением ошибок

1.Выбор детьми метода решения учебной задачи.

2.Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

3.Фиксирование полученного алгоритма

- Одна голова – хорошо, а много – лучше.

Работа в группах. Попытайтесь, работая в группах, выработать алгоритм определения склонения существительных, употреблённых в косвенных падежах.

На листах составляют алгоритм из «четырех шагов». Составление кластера. Вывешиваются на доску.

        

        

        

Выступления детей. Выбор правильного решения.

Слайд 5. Давайте проверим по эталону.

Вернёмся к предложению.

Пушки – пушка – 1 скл.

С пристани – пристань – 3 скл.

Кораблю – корабль – 2 скл.

Ф И З М И Н У Т К А

V.Первичное закрепление

Цели:

  • организовать работу над совершенствованием знаний о маршруте доставки письма

1.Решение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.Проговаривание способа решения в громкой речи.

Работа в паре по алгоритму. Будем применять, полученные знания в следующем задании. Определите склонение существительных.

Улетела лебедь – птица,

И царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решилась натощак. 

1 скл.               2скл.                  3 скл.

птица              царевич            лебедь

царица            день  

VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить умение использовать полученные знания в практической деятельности

1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых знаний.

1)- Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить склонение.

Слайд 6. Делать нечего. Она

Ч_рной зависти п_лна,

Бросив з_ркальце (под) ла_ку,

Позв_ла (к) себе Чернавку.

2)Дидактическая игра «Третий лишний».

-Какое слово «лишнее»?

царь, указ, ночь

повариха, царица, зверюшку

ночка, ночь, ноченька

орёл, орлица, орлёнок

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

  • оценить результаты собственной деятельности;

согласовать домашнее задание

1.Что нового узнали? Каким способом?

2.Самооценка учащимися собственной деятельности.

1)- Какую цель ставили на уроке?

- Как же определяется склонение существительных в форме косвенных падежей?

- Интересно ли было вам открывать новое на примерах, взятых из сказок А.С.Пушкина?

2)Составление синквейна.

                      падеж

         отвечает  указывает

именительный родительный винительный

                     изменение

3)Слайд 7. ВСТАВИТЬ

Слайд 8.

4) - Определим место для смайлика на лесенке успешности.

- Если выполнили задания самостоятельно, без ошибок, то поставьте на верхнюю ступеньку.

- Если допустили ошибку в одном задании, то поставьте на среднюю ступеньку.

- Если допустили ошибку более, чем в одном задании, то поставьте на нижнюю ступеньку. Дома нужно потренироваться по алгоритму.

Домашнее задание: выберите отрывок из произведений А.С.Пушкина с именами существительными, стоящими в косвенных падежах и определите по алгоритму склонение.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по  изучению правил дорожного

                   движения.

Тема:  Безопасность пешеходов

                            4класс

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                        учитель начальных

                                                                                                        классов высшей  

                                                                                                       квалификационной

                                                                                                        категории

                                                                                                        Сайфутдинова Р. Ф.

Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения

  1. Введение.

Дети, сегодня на уроке мы поговорим о правилах дорожного движения. Наша школа и дома, где вы живете, находятся рядом с большой дорогой. Это – шоссе. Если вы прислушаетесь по -внимательнее, то услышим гул от движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов  - тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.

  1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Шагал осторожно»

Движеньем полон город:                     Шагая осторожно,

Бегут машины в ряд.                            За улицей следи -

Цветные светофоры                            И только там, где можно,

И день, и ночь горят.                            И только там, где можно,

И там, где днем трамваи                  И только там её переходи!

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая,

Нельзя считать ворон!

- Почему нужно всегда соблюдать правила дорожного движения?

- Расскажите, каким путём вы идёте в школу. Почему именно так вы идёте?

- Как вы поступаете, когда нужно перейти дорогу?

-Какие знаки и указатели устанавливаются на пешеходных переходах?

Какие виды светофоров вы знаете?

  1. Чтение рассказа Г. Юрмина «Светофор самообслуживания».

      Наверняка, каждый из вас знает, что есть магазины самообслуживания. Сам выбирай себе товары по вкусу, сам бери их с полок, сам клади в специальную корзину. Продавцов в этом магазине нет, Есть только работницы, которые по мере надобности подкладывают на полку товары, да кассирши, которые получают за них деньги.

    Кроме магазина самообслуживания существует и светофор самообслуживания. Не милиционер – регулировщик и не автомат – регулировщик зажигают для пешеходов его зелёный глаз, а… сами пешеходы.

   Подошёл я первый раз к этому светофору, жду – жду, когда он мне путь откроет, никак не дождусь: всё красный свет горит, и машины сплошным потоком мне путь пересекают.

   Что же. Думаю, до завтрашнего дня мне здесь стоять, что ли? А, оказывается, ждать долго ни к чему. Надо подойти к столбику, на котором этот светофор установлен, и самому нажать большую кнопку. Сразу красный свет погаснет, а зеленый зажжётся: иди себе спокойно. А машины тем временем постоят, подождут немного. Пройдут пешеходы – сам собой загорится красный свет. Теперь машинам путь открыт, пока кто – нибудь из пешеходов снова не нажмет кнопку.

     С тех пор я каждый день зажигаю зеленый сигнал светофора самообслуживания, и каждый раз чувствую себя заправским регулировщиком.

- Доводилось кому – нибудь воспользоваться услугами светофора самообслуживания?

4.             Викторина: «На улице не в комнате,

                         О том, ребята помните».

1). «Улица, дорога».

- Для чего служит обочина дороги?

- Что такое тротуар?

- Для чего нужны островки безопасности?

- Для чего служат осевые линии?

- Расскажите о линии пешеходного перехода.

2). «Пешеходы».

- По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?

- Где надо ходить по улице, если нет тротуаров?

- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?

-  Расскажите, как надо вести себя на тротуаре?

- Почему опасна брошенная на тротуар кожура от фруктов?

- Каковы особенности движения пешеходов в зимнее время?

3). «Светофор»

- Какие виды светофоров вы знаете?

- Что означает жёлтый свет светофора?

- В какой последовательности располагаются цвета светофора?

- Как вы будете действовать, если светофор постоянно мигает?

4). «Берегись автомобиля»

- Какие автомобили оборудуют сигналом «сирены»?

- Почему опасно переходить улицу перед стоящими машинами или позади них?

- Что такое тормозной путь транспорта?

- От чего зависит тормозной путь?

5). «Юный корреспондент»

- Написать текст прозой или стихами о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

6). «Юные артисты»

Показать сценку на безопасного движения ( как нужно обходить трамвай, троллейбус)

  1. Подведение итогов.

      Мы по улице идём.

Машины, машины, машины… Целый поток во всю широкую улицу. А пешеходу нужно перейти дорогу. Где, как перейти улицу?

     И об этом позаботились хозяева улицы – Госавтоинспекция (ГИБДД).

Расставили знаки, расчертили дороги – знай, пешеход, где можно безопасно переходить улицы. Нужно только запомнить указательные знаки.

      Через улицу, словно мостик, перекинут пешеходный переход. Шагайте ,прямо на зеленый свет светофора, не сворачивая.

     И никогда не торопитесь. Знаете, сколько времени нужно постоять у перекрёстка, дожидаясь зелёного света? Ничтожно мало: 25 – 30 секунд! А какими страшными могут оказаться, если не слушаться светофора!

     Помните об этом, ребята!

 

   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...