Безударные гласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку на тему

Иванова Марина Алексеевна

К уроку русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Школа России»

Урок  русского языка  во 2 «Д» классе

«Безударные гласные в корне слова»

Учитель начальных классов

Иванова М.А.

           

Конспект открытого урока по русскому языку по программе «Школа России» во 2 «Д» классе ГБОУ СОШ №1980 

Тема: «Безударные гласные в корне слова»

Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слова»,   развивать у детей орфографическую зоркость, связную речь, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы; формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль.

Задачи:

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент 

-Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу   и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха;

- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

-А теперь настроимся на работу – произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать! Я буду много знать!

  1. Орфографическая минутка

-отгадайте загадки. Запишите отгадки

1. она не бурёнка, но всё же пока

Даёт ежедневно кувшин молока.

Ей дай только волю- семь дней не пройдёт-

Повсюду с деревьев кору обдерет. (коза)

2. в лесу обитает, дичью питается,

да в курятники забирается,

хитрым зверем считается. (лиса)

3.Расселась барышня на грядке, одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка.  (капуста)

4. Её никто не пугает, а  она вся дрожит. (осина)

5.Два огромных страшных глаза, кругом вертит голова

Ты ее узнаешь сразу, коль заухает .. ( сова)

6. В поле родился, на заводе родился,

На столе растворился.  ( сахар)

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Что объединяет эти слова?

- на какие две группы можно разделить слова? (слова с безударной гласной, которую можно проверить и слова с безударной гласной, которую нужно запомнить)

- в каких словах мы запоминаем безударную гласную? ( капуста, осина, сахар)

  1. Самоопределение к деятельности

-как проверить безударные гласные в остальных словах?

- какие звуки мы слышим на месте гласных букв?

Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

-как мы называем такие места в словах? (ошибкоопасные)

-На уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.

  1. Словарная работа

-Отгадайте слово (записывайте его частями).

  • Первый слог, как первый в слове озеро (о)
  • Дальше идут две  буквы как  две первые буквы  в словарном слове дежурный (де)
  • Дальше идёт буква, обозначающая звонкий всегда твердый согл., парный глухому звуку ш  (ж)
  • Дальше идет слог, как ударный слог в слове подарок (да)

-назовите слово (одежда)

-назовите его лексическое значение (предметы гардероба). В каком словаре можно узнать лекс. значение слов?

-запишите транскрипцию этого слова. [одэшда]

-Откройте учебник на стр.97. выполняем упр.149.

-найдите предложение с новым словарным словом.

-какой жанр? Что это? (пословица) как вы понимаете её смысл?

Спишите, поставьте ударение, выделите безударные гласные в словах.(один работает у доски)

Сделаем звуко-буквенный анализ слова дела.

Дела- 2 сл.,4 б., 4 зв.

д-[д]- согл., мягк., зв., парн.

е-[и] – гл., безуд.

л-[л]- согл., тв., зв., непарн., сонорн.

а-[а]- гл., уд.

4 б., 4 зв.

Какие вы еще знаете пословицы с родственным  словом одежда (По одежке встречают, по уму провожают)

Как вы ее понимаете?

Подберите родственные слова к слову одежда (одежонка, одёжный, переодеваться, переодеть) корень д

На доске транскрипция.  [пишы да ни спиши] .

- Что это?  (пословица).

Такой совет давала Мальвина. Кому? Буратино!

  1. Физкультминутка (песня из кинофильма «Приключения Буратино» Бу-ра-ти-но)

Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели.

  1. Работа по теме урока.

Работа с электронным приложением к учебнику:

Работа с деформированным текстом.

( На берёзе грачиное гнездо.

Оно сделано из прутьев, глины и травы.

В гнезде трое грачат.

Птицы громко пищали.

Вот прилетели родители.

Грачи стали кормить птенцов жирными червями.)

 - какую роль играет мягкий знак в слове осенью?

- в каких словах все согл.буквы обозначают звонкие звуки? (берёза)

- в каких словах все согл.буквы обозначают мягкие  звуки? (берёзе, пищали)

- в каких словах все гласные обозначают твердость согласных? (травы)

- в каких словах все согл.буквы обозначают твердые  звуки? (вот, громко)

- найдите в 1 предложении прилагательное, слово-признак (грачиное). К какому слову оно относится? (гнездо)

-Запишите в тетрадь последнее предложение. Найдите грамматическую основу  предложения.

-запишите 3 родственных слова к слову берёзе.

- Какие слова являются родственными? (общий смысл, одинаковый корень)

- что такое корень? (главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов)

  1. Работа в рабочей тетради 

упр.100. Работа с электронным приложением к учебнику.

Резерв- упражнение «Вставь букву»

  1. Развитие речи

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим

-Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть).

-О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

-быть в постоянных хлопотах, суетиться (как белка в колесе)

- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (Козёл отпущения)

-О том кто сам не пользуется, и другим не дает (собака на сене)

-чувствовать себя уверенно (как рыба в воде).

На доске появляются картинки: яблоко, белка, козёл, собака, рыба, ласточка.

Какое слово лишнее (яблоко-неодушевлённое, остальные слова-животные)

  1. Итог урока. 
    -Найдите слово с безударной гласной проверяемой (козёл).
     

- А как работать с безударными проверяемыми?

- Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?

- А для чего нам нужно всё это?

  1.  Рефлексия.
    - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
    Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
    Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «ошибкоопасные места» не только на уроке, но и в жизни!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...