урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ШАБУРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по русскому языку в 4 классе

«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»

учитель: Волакова Ирина Николаевна

05.10.2017г.

Цель: обобщить имеющиеся у учащихся знания о лексических группах слов. Задачи:

Обучающая – обобщить и систематизировать знания о заимствованных, устаревших и многозначных словах, словах  с прямым и переносным значением,  вспомнить что такое фразеологизмы,  обучать применять полученные знания при выполнении упражнений;

Развивающая – развивать навык чтения и письма (в тетради и на доске), логическое мышление, моторику рук, речь учащихся, орфографическую зоркость, память, внимание;

Воспитывающая – воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную подачу материала, усидчивость, аккуратность.

Оборудование:

для учителя – ИКТ, толковый словарь,  словарь иностранных слов, учебник.

для учащихся – рабочая тетрадь, учебник, словари.

УМК «Школа России». Кананкина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для четырехлетней начальной школы в 2ч. – М.: «Просвещение». 2014г.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел весёлый звонок.

Начинается урок.

Любознательные дети

Знать хотят про всё на свете.

- садитесь.

Приветствуют учителя

Регулятивные

1 мин

Минутка чистописания

- Ребята, откройте ваши рабочие тетради, запишите сегодняшнее число «Пятое  октября» и словосочетание «Классная работа».

- Кто написал, поднимите руку. Посмотрите на доску, сочетание каких букв вы видите?

- Что вы можете сказать о соединении этих букв?

- Молодцы! Пропишите целую строчку сочетания этих букв, соблюдая соединения.

Выполняют задание учителя.

ОЛ, ОВ.

Буквы О и Л, соединены нижним соединением, а О и В – верхним.

Регулятивные

3 мин

Словарная работа

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами работали с разными  лексическими группами слов и узнали что означает понятие «лексическое значение слова».

- Скажите,  что обозначает это понятие? Приведите пример.

- А с какими  лексическими группами слов мы уже познакомились?

- Хорошо! Ребята, сейчас, я вам буду говорить значение слова, а вы постарайтесь узнать что это за слово и записать его. Итак, начнем.

1. Хлебный злак, а также его  зёрна, из которых получают белую муку.

 2.  Вечерний прием пищи

3. Устройство для просмотра телепередач

4. Ягода, похожая на малину, только черного цвета

5. Водитель автотранспорта

6. Литературный герой, средство передвижения которого была печь

7. Устройство, для перевозки большого количества людей по воздуху

8. Предмет, предназначенный для ведения в ней записей.

9. Звено поезда

10. Лист у ели

11.Мелкое чистоплотное животное, его еще называют Полоскун.

- Молодцы, ребята! А сейчас посмотрите внимательно на первую букву каждого слова и скажите, какое слово получается?

- Верно. Ребята, составьте предложение со словом «путешествие».

-  А (имя ученика) пойдет к доске и проведет звуко-буквенный анализ слова «Тетрадь».

- Выделите грамматическую основу предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.  Слово «Путешествие» появилось на нашем уроке не случайно. Я приглашаю Вас в путешествие по океану под названием «Лексика». Но прежде чем отправиться путешествовать по океану знаний, нам необходимо определить цель нашего путешествия.  

Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово, например, ручка – это принадлежность для письма.

Мы познакомились с заимствованными, устаревшими, многозначными словами, словами с прямым и переносным значением,  синонимами, антонимами и омонимами.

Пшеница

Ужин

Телевизор

Ежевика

Шофер

Емеля

Самолет

Тетрадь

Вагон

Иголка

Енот

Путешествие

Составляют предложения со словом путешествие.

Тетрадь – 2 слога,

, э т р а т, ]

,]- согл., мягк., глух.

[э]- гл., безуд

[т]- согл., тв., глух. 

[р]- согл., тв., зв.

[а]-гл., удар.

,]- согл., мягк., зв.

[-]__

7б; 6 зв.

Регулятивные,  коммуникативные, познавательные

5 мин

Постановка цели урока

Ребята, тема сегодняшнего урока записана на доске, прочитайте ее и скажите, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока, чему мы должны научиться?

- Хорошо, ребята! Итак, с целью нашего путешествия на сегодня мы определились, можно отправляться в путь!

Тема: Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

- Я думаю, что цель сегодняшнего урока вспомнить,  что такое фразеологизмы и обобщить знания о тех лексических группах слов, которые мы изучили.

Регулятивные, коммуникативные

1 мин

Работа по теме урока

Физкультминутка

- Вот мы приближаемся к первому острову – «Остров однозначных и многозначных слов».

-Чем отличаются эти слова?

-Хорошо.  Ребята, где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашим помощником в этом?

- Верно. Итак, мы прибываем в Бухту словарей.   Каждый словарь – почетный житель острова. Посмотрите, как много словарей живет на этом острове и каждый содержит  в себе определенную информацию. Ребята, может кто-то из вас знает какую информацию содержит какой- нибудь из этих словарей?

- Молодцы! Вы правы, каждый словарь выполняет определенную функцию, например, толковый словарь – объясняет лексическое значение слова и именно в нем можно посмотреть сколько значений у слова; этимологический словарь рассказывает о том, откуда и когда появилось то или иное слово, орфографический словарь говорит нам о том как нужно правильно писать слова. Еще существует много словарей, но с ними вы познакомитесь чуть позже.

 - Ребята, жители острова хотят с вами познакомиться и просят вас выполнить их задание:

«Докажите, что слово «Земля» многозначное».  Ребят, как вы думаете, кто может нам помочь?

- Верно.  Итак, посмотрим, сколько же значений у слова «Земля». Работать будем следующим образом, пара учеников будет работать со словарем и выпишут из него все значения слова «Земля»,  а остальные всё внимание на слайд. На слайде даны несколько предложений, в которых слово «Земля» употреблено в разных значениях, вам нужно определить эти значения, обратите внимание, что вам даны слова для справок: планета, территория, Родина, почва, суша. 

- Прочтите первое предложение. Как вы думаете в каком значении употреблено слово «Земля»?

- Верно. Запишем его. Записывать будем следующим образом:

Земля:

1. почва

 Второе предложение.

- Запишем.

- Следующее предложение.

- Запишите.

- Следующее предложение.

- Запишите.

- И последнее предложение.

- Хорошо! Запишем.

- Итак, сравним, сколько значений слова «Земля» нашли мы и сколько значений дано в словаре.

- Молодцы, ребята!  Итак, сколько значений у слова «Земля»?  

- Ребят, скажите еще раз, какое слово называют многозначным, а какое однозначным?

Жители острова довольны вашей работой и разрешают продолжить путешествие.

-  Мы приближаемся к острову Прямого и переносного значения.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «прямое и переносное значение слова»?

- Верно, молодцы! Выполним задание жителей этого острова. Посмотрите на слайд, что это за задание?

Задание: скорлупки золотые, золотые поля, золотой работник, золотое кольцо,  золотая пора, золотая бабашка.

(По ходу заполнения таблицы учитель уточняет значение слова «золотой» и просит объяснить выбор того или иного столбика).

- Молодцы, ребята! Итак, повторим еще раз, что значит прямое и переносное значение?

- Ребята, а как называются не слова, а выражения с переносным значением?

- Верно! Именно Остров фразеологизмов мы посетим следующим. На острове живут  очень веселые человечки и они предлагают выполнить следующее задание: «прочитайте стихотворения и найдите в них фразеологизмы. Объясните их значение». Работаем устно.  Итак, прочтите первое стихотворение.

- Что в нем является фразеологизмом? Что оно обозначает?

- Второе.

- Что за фразеологизм спрятался здесь? Каково его значение?

- Как вы думаете, почему герои стихотворения попали в комичные ситуации?

- Молодцы! Ребята, путешествовать конечно интересно, но нам необходима передышка и мы сейчас произведем остановку на острове «Здоровье» и разомнемся перед дальнейшим  путешествием.  Сегодня я познакомлю вас с новой физкультминуткой, так как у нас морское путешествие, то физкультминутка будет такой же. Итак, повторяем за мной:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

- Хорошо. Продолжаем наше путешествие.  Наш корабль пересек границу и сейчас мы находимся в водах соседнего государства. Приближаемся к острову «Заимствованных слов».

- Ребята, какие слова называют заимствованными?

- Верно.  Мы с вами пользуемся огромным количеством слов и порой даже не догадываемся, что когда его не было в русском языке и оно было заимствованно. Посмотрим, какие же слова были заимствованы из других языков.  Работаем устно, откройте учебник на странице 158(словарь иностранных слов)  и дайте толкование двум понравившимся словам.

- Хорошо, ребята, так какие слова мы называем заимствованные или иностранные? Где мы можем посмотреть их значение?

- Молодцы! Наше путешествие продолжается и мы приближаемся к острову, который называется «Исторический». Как вы думаете, почему у него такое название?

- Совершенно верно.  На этом острове живут Устаревшие слова и они тоже приготовили для вас задание. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, на какие группы можно поделить эти слова?

- Выпишите только устаревшие слова, будьте внимательны при списывании.

Задание:

Кибитка – крытая дорожная повозка.

Флешка – носитель цифровой информации.

Ручка – средство для письма.

Ямщик – кучер на ямских лошадях.

Кокошник – женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом (на севере).

Принтер – устройство для вывода цифровой информации.

-  Итак, какие слова вы выписали?

- Ребята, а знаете ли вы, как раньше назывались части тела?

- Молодцы! Так какие слова называют устаревшими?

- Наше путешествие продолжается и мы приближаемся к последнему  острову «ОСА». Он передает сигнал SOS! Раньше его называли островом Омонимов, синонимов и антонимов, но его захватили пираты и всё напутали. Поможем жителям острова, вернуть всё на свои места.  Итак, первое требование пиратов – подберите синонимы и антонимы к словам. Ребята, что такое антонимы и синонимы?

- Хорошо. Итак подберите синонимы и антонимы  к словам: друг, отважный, добрый. Например, цветной: синоним – разноцветный; антоним – черно-белый.   Работаем устно.

- Молодцы! Мы спасли Синонимы и Антонимы. Теперь отправляемся на помощь омонимам.  А что за слова омонимы?

- Верно.  Ребята, я вам сейчас прочту небольшой диалог, а вы послушайте внимательно и постарайтесь определить,  какие слова в нем являются омонимами.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

- Итак, ребята, какие слова в этом диалоге являются омонимами и почему?

- Замечательно! Мы спасли и Омонимы.  На этом наше путешествие подходит к концу, но прежде чем мы вернемся домой запишем домашнее задание.

Однозначные имеют одно лексическое значение, а многозначные несколько.

Словари

Высказываются

Толковый словарь

1. «Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз».  Слово «Земля» употреблено в значении – почва.

2. «Мать с младенцем спасена, землю чувствует она».  Здесь «Земля» в значении «Суша».

Земля:

1. почва

2. суша

3. « Земля вращается вокруг Солнца».  Здесь слово «Земля» употреблено в значении «Планета».

Земля:

1. почва

2. суша

3. планета

4. «Береги землю родимую, как мать любимую». «Земля – Родина».

Земля:

1. почва

2. суша

3. планета

4. Родина

5. «Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных слов». Здесь под словом «Земля» имеется в виду «Территория».

Земля:

1. почва

2. суша

3. планета

4. Родина

5. территория

Ученики, работавшие со словарем зачитывают значения слова, после сравнивают количество значений.

У слова «Земля» есть пять значений.

Многозначным называют слово, у которого есть несколько лексических значений, а у однозначного слова одно лексическое значение.

Прямое значение слова – это когда оно означает его прямое лексическое значение, а переносное – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

Прочитайте предложения.  Выпишите из них словосочетания со словом «Золотой» в два столбика с прямым и переносным значением.

Прямое значение

Переносное значение

1. Скорлупки золотые

2. Золотое кольцо

1. золотые поля

2. золотой работник

3. золотая пора

4. золотая бабушка

Прямое значение слова – это когда оно означает его прямое лексическое значение, а переносное – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

Выражения с переносным значением называются фразеологизмами.

За столом сказала мать:

– Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

Фразеологизмом является выражение «болтать языком», оно означает разговаривать.

- За столом, Петрусь, –

Говорят, –

Прикуси язык, –

Говорят!

Он язык прикусил…

И сильней заголосил.

Фразеологизмом является выражение «Прикусить язык», оно означает не разговаривать.

Потому что фразеологизмы используются в переносном значении, а герои стихотворений использовали их в прямом.

Заимствованными называют слова, которые пришли к нам из других языков.

Зачитывают толкования выбранных слов

Заимствованными называют слова, которые пришли к нам из других языков, а посмотреть их толкование можно в Словаре иностранных слов.

Возможно, на нем живут слова, которые раньше использовались, а сейчас нет

На устаревшие и современные

Кибитка, ямщик, кокошник.

Чело – лоб

Очи – глаза

Десница – правая рука

Ланиты – щеки

Уста – рот

Выя – щея

Устаревшими, называют слова, которые мы уже не используем в речи

Синонимы – это близкие по значению слова, а  антонимы – слова с противоположным значением.

Друг – товарищ; враг.

Отважный – храбрый; трусливый.

Добрый – хороший; злой.

Омонимы – это слова которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

Омонимами являются слова «Овсянка», они пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение: название птицы и каша.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

28 мин

Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание на пятницу:

с. 46-я  У. 66

- Прочитайте задание к упражнению.

- Итак, что вы будете делать дома?

- Как удобнее будет поделить слова на группы?

- Хорошо. Итак повторите еще раз что вы будете делать дома?

Прочитайте. Какие из многозначных слов употреблены в прямом значении, а какие в переносном?  Спишите сочетания слов разделив их на две группы: прямое и переносное значение.

Дома нам нужно будет определить какое значение имеет слово и определить его в группу с переносным или прямым значением.

Удобнее будет начертить таблицу в два столбика, в один записывать слова с прямым значением, а в другой с переносным.

Дома нам нужно будет определить какое значение имеет слово и записать его в таблицу  либо в групп с прямым значением, либо с переносным.

Регулятивные, коммуникативные

3 мин

Итог урока

- Хорошо. Ребята, вот подошло к концу наше сегодняшнее путешествие.  Вспомним, какую цель мы ставили вначале урока?

- Как вы думаете,  достигли ли мы поставленной цели? Почему?

- Хорошо! Ребята, проанализируйте свою работу на уроке, закончив предложения:

Я узнал….

Мне было интересно….

Мне было трудно…

Теперь я могу….

- Молодцы!  Сегодня за активную работу на уроке мне хотелось бы отметить……

Ребята, спасибо за урок! Урок окончен. Можете идти на перемену.

- вспомнить,  что такое фразеологизмы и обобщить знания о тех лексических группах слов, которые мы изучили.

Высказывают свое мнение

Регулятивные, коммуникативные

4 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...