Урок русского языка во 2 классе на тему "Правописание гласных в однокоренных словах"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Парадовская Елена Александровна

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, применением новых технологий, переменами в целях и результатах. Требования стандарта II поколения включают в себя формирование универсальных учебных действий.. В настоящее время главной целью образования становится развитие личности каждого ребенка. Эту проблему я решаю, используя УМК «Школа 2100» и приемы ТРИЗ-педагогики, так как считаю, что современный ребенок должен сам добывать знания под руководством учителя, а не получать их в готовом виде. И УМК «Школа 2100», и ТРИЗ-педагогика используют много одинаковых приемов: мозговой штурм, эмпатия, метод контрольных вопросов, приемы ассоциативного мышления и др. Предлагаю вашему вниманию урок русского языка, который я провела во 2 классе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык УМК «Школа 2100» 2 класс Автор: Парадовская Елена Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ №21 с углубленным изучением отдельных предметов» город Ухта Республика Коми

Слайд 2

Гласные: а … и … я Ударные Пишем, как слышим Позиция слабая Звук Проверяемый Словарное слово Пишем, как в сильной позиции

Слайд 3

Гласные: а о и е я Ударные Позиция сильная Пишем, как слышим Безударные Позиция слабая Звук Проверяемый Непроверяемый Подбираем проверочное слово Словарное слово Пишем, как в сильной позиции Вспоминаем правописание

Слайд 4

Опорные слова: Слово Ударение Гласные Проверочное слово Корень Орфограмма

Слайд 6

Однокоренные Гласные Правильно Писать Слова

Слайд 7

Тема урока: Правописание гласных в однокоренных словах

Слайд 8

Цель: Узнать, как пишутся гласные в однокоренных словах Задачи урока: исследовать организовать научиться применять помочь

Слайд 10

Д.бр.та 1 Всё положительное, хорошее, полезное 2 Отзывчивость, стремление делать добро 3 Доброта (устар.) – ценность, качество товара

Слайд 11

Д.бр.та 1 По количеству лексических значений - многозначное 2 По происхождению - исконно русское 3 По употреблению - активное

Слайд 12

Д.БР Д.БР Д.БР

Слайд 13

Вывод: нет общего смысла Д.БРОСИТЬ Д.БРАТЬСЯ Д.БРИТЬ одинаково звучащая часть

Слайд 14

Вывод: нет одинакового корня ДУШЕВНОСТЬ С.РДЕЧНОСТЬ .ТЗЫВЧИВОСТЬ общий смысл

Слайд 15

Проверочное слово должно иметь с проверяемым: 1 Одинаковый корень 2 Общий смысл

Слайд 16

Ребята, давайте жить дружно!

Слайд 18

Мой любимый сказочный герой…

Слайд 19

Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Доброй ночи! В добрый час!

Слайд 20

Добро пожаловать! Всего доброго! Доброго здоровья! Будьте добры!

Слайд 21

Д.бро тв.рить: вес.ло жить

Слайд 22

Гипотеза: В русском языке существует порядка ста слов с корнем - ДОБР -

Слайд 23

Источники информации: 1 Словари 2 Справочники 3 Атласы

Слайд 24

Вывод: Гласные в корнях однокоренных слов пишутся ОДИНАКОВО

Слайд 25

Золотое правило доброго человека гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Слайд 26

Эссе: 1 Тема урока помогла мне… Я узнал(а)… 2 Ещё я хочу задать вопрос: …

Слайд 27

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

                              Название статьи: Конспект  урока русского языка во 2 классе на тему:

                                            «Правописание гласных  в однокоренных словах».

                                      Автор: Парадовская Елена Александровна,

                                    учитель начальных классов МОУ «СОШ №21

             с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ухта Республика Коми

             I.  Изучаемая дисциплина: русский язык.

       II. Возраст обучаемых, класс: 8-9 лет, 2-й класс.

       III.  Тема урока: Правописание гласных в однокоренных словах.

       IV. Цель урока: Исследовать правописание безударных гласных в однокоренных  словах.

                 Задачи урока:

                 Обучающие: обобщить полученные знания, применить их на практике; формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.  

                 Развивающие: способствовать развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать желание больше узнавать по предмету.

                 Воспитательные: способствовать воспитанию доброты; терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

V. Необходимое оборудование:

                 - мультимедийный проектор;

                 - CD-проигрыватель;

                 - CD-диск( песни из мультфильмов: «Песня поросенка Фунтика»,

                   «Песня Чебурашки», «Песня Кота Леопольда»; песня «Дорогою добра»);

                 - карточки со словами (тема, цель, понятия, …);

                 - задания для групп;

                 - футляры для жребия;

                 - маркеры;

                 - листы бумаги.

 VI. Ход урока:

                            1.Орг. момент.

   Учитель: Поговорим?

   Дети:  Поговорим.

   Учитель: О разном и о прочем.

   Дети: О том, что в жизни хорошо…

   Учитель: …  и хорошо не очень.

   Дети: Ведь что-то знаем мы…

   Учитель: …  а что-то мне известно.

   Дети: Поговорим?

   Учитель: Поговорим.

   Вместе: Нам будет интересно!

                          2.Актуализация знаний.

      - Начать я вам предлагаю с работы в микрогруппах. (Слайд 2). Необходимо составить опорный конспект по пройденному материалу.  ( У  каждой  группы  большой лист бумаги, маркеры). Давайте регламентируем время работы каждой группы. По окончании работы группа вывешивает свои опоры на доску и начинается их обсуждение. (Поскольку данный прием уже знаком учащимся, они работают продуктивно).

           Проверка. В каких случаях и кому может быть полезен, составленный вами, опорный конспект? (Слайд 3).

                       3. Подводящий к теме диалог.

      -  Какую  важную  тему  мы  сейчас  изучаем ?  ( Безударные  гласные  в  корне  слова.) Почему она является одной из важнейших в русском языке? Какие гласные представляют опасность?        

            Минутка чистописания : А а О о И и Е е Я я

       - Назовите опорные слова этой темы. (Слово, ударение, гласные,                        проверочное слово, корень, орфограмма). (Слайд 4).

       - С каким из перечисленных понятий возникает больше всего проблем?

 ( С подбором проверочных слов). Почему? Откуда появляются в уме проверочные слова?

( Из «гнёзд» - объединений  родственных  слов.  В  этом объединении слова связаны в единую семью и легко приходят на помощь друг другу).

        - Что нужно делать, чтобы проверочные слова быстро приходили в голову? ( Почаще собирать  «гнёзда»  слов  и  запоминать  их ). (Слайд 5).

          - Из данных ключевых слов сформулируйте тему урока :

            Однокоренные, гласные, правильно, писать, слова. (Слайд 6).

           Дети формулируют тему. (Слайд 7).  

       ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ.

     - Для  выполнения  любой  работы необходимо  поставить  цель и задачи урока. (Слайд 8).

           (Дети предложили следующие цели: 1).Для себя – исследовать, как пишутся гласные в однокоренных словах;  учиться применять на практике выведенное правило. 2). Для учителя – организовать работу по изучению данной темы и помочь в случае затруднения.)

        - Мы  все  вместе,  вы  и  я –  это  дружная  семья.  И  мы -  справимся!

                         4.Открытие нового знания.

           1). – Послушайте  песенку  одного  знакомого  вам  героя  мультфильма. ( Звучит 1 куплет  и  припев  «Песенки  Фунтика» ).

            - Какое  настроение  создаёт  эта  песенка?  Кто  её  поёт? (Слайд 9). Назовите ключевое слово этой  песни.  ДОБРОТА (Слайд 10).

            - Каким  вы  представляете  себе  это  слово  на  вкус?  На  цвет?  На  ощупь? (Выслушиваются все варианты ответов; бывает, что дети сами спрашивают учителя о его впечатлении).

            - Слово  в  моём   представлении  –  живое  существо,  оно  способно  радоваться  и грустить,  обижаться и упрямиться. У каждого слова свой характер, своя душа. Понять  их нам  помогает  лексическое  значение  слова.  Объясните  его. (Выслушиваются ответы детей, затем обобщаются).

                 ДОБРОТА : 1). Всё положительное, хорошее, полезное.

                                       2). Отзывчивость, стремление делать добро.

                                       3). Д о б р 'о т а ( устар.) – ценность, качество товара.

                 Сведения: (Слайд 11).

               1). По количеству лексических значений – МНОГОЗНАЧНОЕ

               2). По происхождению – ИСКОННО РУССКОЕ

               3). По употреблению – АКТИВНОЕ

         - А  относится  ли  слово  ДОБРОТА  к  теме  нашего  урока?  Какую  гласную можно проверить  устаревшим  словом?  ( Вторую  из  пропущенных).

         - В   корне   слова  ДОБРОТА  безударный  гласный,  значит,  его  нужно   проверять. «Гнездо»  с  каким  корнем  будем  сегодня  собирать? (Слайд 12).

       2). – Предлагаю вам в качестве проверочных следующие слова (используется прием «лови ошибку»):

                        Д . БРОСИТЬ,      Д . БРАТЬСЯ,      Д . БРИТЬ. (Слайд 13).

            - Вспомните алгоритм : 1). Читаю

                                                      2). Ударение

                                                      3). Корень

                                                      4). Проверяю

                                                      5). Пишу

              ( Дети работают по алгоритму, делают выводы).

         - Предложенные  слова  не могут  быть проверочными, так как они не родственные, а лишь  имеют  одинаково  звучащую  часть.  Чтобы  слово  стало  проверочным, необходим ОБЩИЙ СМЫСЛ.

      3). –Предлагаю вам в качестве проверочных следующие слова:

           ДУШЕВНОСТЬ,     С . РДЕЧНОСТЬ,      . ТЗЫВЧИВОСТЬ. (Слайд 14).

             ( Дети работают по алгоритму, делают выводы).

          - Данные слова не могут быть проверочными, так как в них другой корень, хотя они и родственные. Чтобы слово стало проверочным, необходим  ОДИНАКОВЫЙ КОРЕНЬ.

            Общий вывод: (Слайд 15).

                                                                         1). ОДИНАКОВЫЙ  КОРЕНЬ

            ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО :

                                                                         2). ОБЩИЙ СМЫСЛ

                                      ФИЗМИНУТКА

          (Пение всегда позволяет снять эмоциональное напряжение, улучшить настроение, а в комплексе с движениями, безусловно, является фактором здоровьесбережения).

             Отгадайте загадку:

   Кот он современный, умный и толковый,

   Добрый, положительный, хозяйственный, умелый. ( Кот Леопольд ).

         - Посмотрите на его изображение. (Слайд 16).  

         - Давайте споём  его песню. ( «Если добрый ты»).    

                               5. Применение нового знания.

         1). - Почему именно эту песню я включила в урок? Каких ещё сказочных или мультипликационных персонажей вы считаете добрыми? (Слайд 17). Почему?

( Характер, действия, поступки). Как пишутся имена сказочных героев? Запишите предложение :  МОЙ   ЛЮБИМЫЙ   СКАЗОЧНЫЙ   ГЕРОЙ  - … . (Слайд 18).   

         - Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Проверка.

         2). – Послушайте стихотворение Л. Николаенко. ( Читает подготовленный ученик).

                                             Доброта.

                          В доме добрыми делами занята,

                          Тихо ходит по квартире доброта.

                          Утро доброе у нас,

                          Добрый день и добрый час,

                          Добрый вечер, ночь добра,

                          Было доброе вчера.

                          И откуда, спросишь ты,

                          В доме столько доброты?

      - Какие словосочетания со словом добрый  встретились в стихотворении?

  Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер. Доброй ночи. В добрый час. (Слайд 19).

     - Когда и зачем произносят эти слова?

     - Какие ещё  словосочетания со словом добрый ( добро) вы знаете?

      Добро пожаловать. Всего доброго. Доброго здоровья. Будьте добры. (Слайд 20).

     - Когда так говорят? Составьте и запишите предложение с одним словосочетанием. Проверка. (Зачитывают по желанию).

        3). - Прочитайте предложение. (Слайд 21).

                             Д . бро     тв . рить  -   вес . ло    жить.

        - Что это за предложение? Как вы её понимаете? Подберите проверочные слова по алгоритму  и  запишите  пословицу  в  тетрадь.          

       Проверка. (Какие буквы написали на месте пропусков и почему).

        4). – Как  вы  думаете,  почему  понятия  доброта,  добро так широко используется и в стихах,  и  в  сказках,  и  в  песнях,  и  в пословицах, и в поговорках, и во фразеологизмах с давних  времён? ( Это  нравственное  качество  высоко  ценится  в людях с давних времён, недаром  русский  былинный  богатырь  носил  имя  Добрыня  Никитич ).

        - Какие  реальные  добрые  дела  и  поступки  можете  совершать  вы?

          (Используется прием «свои примеры», опора на личный опыт и чувства ребят).

        - Готовясь  к  этому  уроку,  я  прочитала,  что  в  русском  языке  существует  порядка ста  слов с корнем – добр -. (Используется прием «удивляй!»).  Как вы думаете, это действительно так? (Были очень интересные варианты ответов: 1). «Конечно, в книгах же не будут обманывать»; 2). «Раз этот корень имеет исконно русское происхождение, то это вполне возможно» и т.д. Но самым интересным был для нас следующий ответ: «Я в существование ста однокоренных слов не верю, потому что так много слов в одном «гнезде» собрать нам ещё не удавалось».) (Слайд 22).  

         - Если возникает вопрос или проблема ,  где   можно  найти  ответ ? (  Спросить   у   взрослого,  прочитать  в  книгах,   в Интернете,  посмотреть  ТВ  и  т.д. ) У  нас  в  данный  момент  есть  книги, но они разные. (Книги лежат на отдельном столе). Каждой  группе  предлагаю выбрать  источник  информации  методом  жеребьёвки. (  В  бочонке  лежат  футляры  от  киндер-сюрпризов  с  записками  внутри ). (Слайд 23).

                1). Словари

                2). Телефонный справочник

                3). Атлас ( географический или автомобильных дорог)

        ( Группы  получают  книги,  листы  для  записи  и  маркеры ).

        - Сформулируйте задания. ( За определённое время записать как можно больше слов с корнем  – добр - ).

            2 группы – из словарей

            2 группы – фамилии из телефонных справочников

            2 группы – географические названия

            ( Если класс небольшой, можно сделать 3 группы, но не больше 4-5 человек).

            - Проверка .   Представители   каждой   команды вывешивают на доску и  читают   записанные    слова  , подсчитывается  общее  количество  слов. (На уроке детям самостоятельно удалось записать в общей сложности 71 слово, но рамки урока не позволяли продолжить работу за пределами 45 минут). (Приложение 1).

            - Можем  ли  мы  продолжить  подбор слов с корнем  –добр-  в дальнейшем? Какую гласную  вы  написали в корне всех этих слов? Ответьте на вопрос урока : как же пишутся гласные  в  однокоренных  словах?                     

                                            ОДИНАКОВО (Слайд 24).

            - Почему важно уметь грамотно писать фамилии, географические названия правильно? (Выслушиваются все варианты ответов. Самые интересные: «Чтобы не купить билет туда, куда тебе не надо»; «Чтобы не обидеть человека, написав его фамилию неверно»; «Чтобы быть уважаемым и образованным человеком»).  

                            6. Итог урока. (Рефлексия, осмысление).

           1). - Золотое  правило  доброго  человека  гласит : «Относись к людям

 так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». (Слайд 25). Вы бы хотели продолжить разговор  на  эту тему?                                              

           - На   каких   уроках  и  как  мы  можем  это  сделать? ( На  чтении,  русском языке, математике,  изобразительном искусстве,  окружающем  мире,  риторике,  труде,  музыке – прозвучали предложения читать произведения об этом нравственном понятии, придумывать задачи про добрых героев, рисовать их портреты, петь песни и т.д.).

           2). - А теперь я предлагаю вам написать 5-ти минутное эссе.(Слайд 26).

                   1. Тема урока помогла мне …

                       Я узнал(а) …

                   2. Ещё я хочу задать вопрос: …

            - Кто хочет поделиться своими мыслями? (Приложение 2).

                            7. Домашнее задание (творческое).

           -  Домашнее  задание я предлагаю вам придумать себе самостоятельно.  Кто хочет его озвучить? (Прозвучали разные варианты: продолжить подбор слов с корнем  – добр -,  найти  пословицы  и  поговорки  о доброте и добре, написать сочинение, сказку, стихотворение, составить кроссворд, выполнить рисунок  и т.д.)

           - Я вас благодарю за урок, желаю  вам  всего доброго и испытываю положительные эмоции.  Поэтому,   хочется  спеть  нашу  любимую песню «Дорогою добра». У кого такие же  чувства,  выходите,  споём. (Слайд 27).                                  

                                                  Приложение 1.

                                             Слова с корнем –добр-.:

     1.Фамилии и имена: Добров, Добровенко, Добровольский, Добролюбов, Доброжан, Добряков, Добронецкий, Добросельский, Добрынин, Добрюк, Добродеев, Добронравов, Добрыня.

             2.Географические  названия:  деревня  Добринка,  город  Добрино, город Добровольск, село  

        Добровольское,  село  Доброе,  деревни:  Добромысли, Доброумово, Добрянка, Добрятино, город  

        Добручи, мыс Доброй Надежды, город Добрич, город Добруш.

    3.Добро, добрый, добр, добреть, добряк, добротный, доброкачественный, добротвор,   добровать, добруй, добруется, доброта, добрина, добродушие, доброжелательность, добрость, добристый, добрячка, добрыш, добрыня, добруша, добросердие, добросердечие, добросердечный, добродушный, добродетель, добродетельный, доброжелатель, доб рожелательный, доброхот, добродей, добре, доброволец, добровольный, добродушность, доброжелательство, добронравие, добронравный, добросовестный, добросовестность, добрососедство, добрососедский, по-доброму, подобреть, предобрый.  

                                               Приложение 2.

                                                Примеры эссе.

Миша М.: «Тема урока помогла мне понять, как важно точно уметь подобрать проверочное слово, и, что в однокоренных словах надо писать одинаковые гласные в любой позиции. Я был поражен, как много существует слов с корнем –добр-. Я обязательно продолжу их поиск, а также составлю кроссворд с такими словами».

Ирина Ч.: «Тема урока помогла мне увеличить мой словарный запас, напомнила всем одноклассникам о преимуществах доброты над злом. А еще я хочу задать вопрос: может быть слов с корнем –добр- существует больше 100?»

Роман В.: «Тема урока помогла мне на всю жизнь запомнить правописание слов с корнем –добр-, а еще мне очень понравился самостоятельный поиск таких слов в книгах. Я хочу предложить: давайте соберем еще «гнезда» с другими корнями. Это так интересно!»

Ксения Ш.: «Я так была увлечена работой на сегодняшнем уроке, что не заметила, как он закончился. С удовольствием расскажу дома все, что запомнила и придумаю себе очень трудное и интересное домашнее задание».      

                                          Библиографический список:

  1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2004. [Электронный ресурс].
  2. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004. – 256 с.
  3. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
  4. http:// www.images.yandex.ru

5.   http:// www.pixebrush.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка 1 класс "Наблюдение над общим значением однокоренных слов"

Урок разработан по системе Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века». Урок русского языка в 1 классе относится к блоку «Как устроен наш язык».Развитие активности, самостоятельности, инициативы...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Урок русского языка , 2 класс. «Правописание безударных гласных в корне слова.»

Урок русского языка , 2 класс.«Правописание безударных гласных в корне слова.»Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне  слова безударный гласный звук, тр...