Склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Вагапова Юлия Андреевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skloneniya_sushch.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивационный

Метод – словесный;

приём – организация подводящего диалога

-Есть один седой старик, превращаться он привык:

В шляпу, в дерево, в конфеты – в общем в разные предметы.

-О какой части речи идет речь?

-Что такое имя существительное?

-Приведите примеры.

-Как изменяется имя существительное?

-Докажите.

-Назовите постоянные признаки им.сущ.

-Приведите примеры.

-Вывод: имя существительное изменяется по числам и по падежам, и имеет свой род.

-Как вы думаете, эти вопросы я вам задала случайно?

Об имени существительном.

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Дети приводят примеры.

По числам и падежам.

Род.

Нет. Эти знания нам пригодятся при изучении нового материала.

П: строить речевое высказывание в устной форме.

II. Постановка учебной задачи.

Метод – словесный;

Приём – побуждающий диалог.

-Сейчас мы с вами будем исследователями.

-А кто такие исследователи?

-А мы будем исследовать часть речи – имя существительное. Наука, которая исследует части речи, называется морфологией.

-Значит, мы с вами будем исследователями морфологии.

-Итак, вперед исследователи морфологии.

-Перед вами слова: скала, земля, дедушка, дядя, поле, руль, слот степь, улица, площадь, село.

-Найдите орфограммы в словах.

-Распределите слова на три группы по родам.

Ж.р.                    М.р.                    Ср.р.

Скала                Дядя                   Поле

Стена                Дедушка            Село

Степь               Руль

Улица              Стол

Площадь

Земля

(выделите окончания)

-У каких двух родов одинаковые окончания в Им.п.?

-У существительных, каких двух родов в Им.п. нулевое окончание?

-У существительных какого рода в Им.п. окончание –о,-е?

-А теперь запишите эти слова в три другие столбика (пропустите одну линейку вниз).

-На что будем смотреть в слове, записывая его в нужную группу?

-Запишите слова в свой столбик.

1гр.м.р. и ж.р.               2гр.м.р. и ср.р.                    3гр.ж.р.

-а,-я                                    -о,-е,                                      

Скала                                Поле                                      Площадь

Стена                                Руль                                       Степь

Улица                               Стол

Дядя

Дедушка

-Выделите окончания.

-Разделив слова по роду и по окончания, мы разделили их на три склонения.

-Подпишите на свободной строке римскими цифрами Iскл.,IIскл., IIIскл.

-Какой же новый признак мы узнали?

-Как вы думаете этот признак постоянный или он может меняться?

Лица, занимающиеся каким – либо научным  исследованием.

Ж.р. и М.р., окончания –а,-я.

Ж.р. и М.р.

На род и окончание.

Склонение.

Постоянный, т.к. род постоянен.

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способу решения новой частной задачи.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П: строить речевое высказывание в устной форме.

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

III. Решение частной учебной задачи.

Метод - словесный;

Прием – исследовательская деятельность детей; наблюдение над языковым материалом..

Метод - словесный;

Прием – сверка своего вывода с правилом учебника.

Метод - словесный.

Прием – формулировка выводов.

-Какая же тема нашего урока?

-А цель?

-Какая часть слова изменяется у имени существительного?

-Когда оно изменяется?

-Скажите, что же такое склонение?

-Сколько склонений различают?

-Что означает, если существительные относятся к одному типу склонения?

-Давайте проверим свои исследования. (стр.115)

-Давайте отгадаем загадки. Если сущ. Относится к 1 скл., то подпрыгните один раз. Если ко 2 скл., то присядьте два раза. Если к 3 скл., то наклонитесь три раза вперед.

-Чтобы было где писать - в школе нам нужна….. (тетрадь, 3 скл.)

-Пушистый трус….. (заяц, 2 скл.)

-Под белыми березами, где тень, притаился старый…. (пень, 2 скл.)

-Закутан ребенок в сто пеленок…. (капуста, 1 скл.)

-Никого не обижает, а ее все толкают….. (дверь, 3 скл.)

-Кто альбом раскрасит наш, ну, конечно,…… (карандаш, 2 скл.)

-Кто запомнил, что такое склонение?

-Сколько типов склонений мы узнали?

-Что означает, если существительные относятся к одному типу склонения?

Склонение имен существительных.

Понимать, что такое склонение и учиться различать слова по трем типам склонения.

Окончание.

Когда изменяем слова по числам и падежам.

Изменение имен существительных по числам и падежам.

Три типа склонения.

Они одинаково изменяются по числам и падежам, и имеют одинаковые окончание.

Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

П: строить речевое высказывание в устной форме.

К: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Р: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Склонения имен существительных ».

Цели деятельности учителя: сформировать представление о склонении; учить определять склонение у имен существительных.

Планируемые результаты:                         

  • Личностные: проявлять познавательный интерес к русскому языку, самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
  • Предметные: научатся определять склонение.

            Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: Русский язык: УМК «Перспективная начальная школа», 3класс, часть 1, стр. 114 - 118, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...