Конспект урока по развитию речи 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кедрова Анна Михайловна

Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.

Цель урока: научить составлять план текста.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные

·         Научатся составлять план текста;

·         Получат возможность научиться овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки полноценного восприятия звучащей речи;

·         Разовьют способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной речи.

  • Метапредметные

·         Регулятивные

·         Организация своего рабочего места под руководством учителя;

·         Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

·         Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

·         Познавательные

·         Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;

·         Выполнять действия по образцу;

·         Задавать проблемные вопросы и отвечать на них;

·         Освоение способов решения проблем творческого характера;

·         Оценивание своих достижений.

·         Коммуникативные

·         Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе;

·         Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

  • Личностные

·         Осознание необходимости учения;

·         Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

·         Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;

·         Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

·         Учиться выражать своё мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи

3 класс

УМК «Школа России»

«Работа с текстом, составление плана, языковой анализ текста, пересказ, правила поведения на водоемах в зимний период»

Учитель: Кедрова Анна Михайловна

Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.

Цель урока: научить составлять план текста.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные
  • Научатся составлять план текста;
  • Получат возможность научиться овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки полноценного восприятия звучащей речи;
  • Разовьют способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной речи.
  • Метапредметные
  • Регулятивные
  • Организация своего рабочего места под руководством учителя;
  • Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные
  • Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
  • Выполнять действия по образцу;
  • Задавать проблемные вопросы и отвечать на них;
  • Освоение способов решения проблем творческого характера;
  • Оценивание своих достижений.
  • Коммуникативные
  • Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе;
  • Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
  • Личностные
  • Осознание необходимости учения;
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;
  • Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • Учиться выражать своё мнение.
  1. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстом, будем составлять план текста, пересказывать его, и познакомимся с некоторыми правилами поведения на водоемах в зимнее время.

Сейчас зима. Ребята и взрослые любят это время года за разнообразие зимних развлечений, видов спорта.

-   Какие зимние развлечения вы знаете?

-   Какие забавы вам особенно нравятся?

-   Послушайте загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно» (Лед)
-   Как называется ледяная площадка для катания на коньках? (
Каток)
        Вот посмотрите на картинку. Это каток.  Его делают во дворе, в парке, на спортивной площадке. Площадку заливают водой, вода замерзает и получается каток.

         Во время игр на льду возможны столкновения, опасные падения. Острые лезвия коньков могут быть причиной травм, ссадин. Поэтому, почувствовав себя неустойчиво, надо стараться падать не вперед, ни тем более назад, а «приземляться» на бок и делать это как можно мягче.

         Об этих опасностях нужно помнить на катке.

         Зимой лед покрывает речку, пруд, озеро.

         Многие ребята любят кататься на коньках и поэтому стремятся к замерзшим водоемам, часто забывая о мерах предосторожности.

         Для игр и катания на коньках можно использовать замерзший пруд при толщине льда не менее 20 см. Такая толщина льда образуется только при устоявшейся морозной погоде. Оттепель уже влияет на структуру льда, он становится рыхлым.

         Кататься на коньках можно только в местах проверенных и оборудованных для этого.

         Если дети выбрали место для катания на коньках не проверенное, то ожжет случится беда. Лед под тяжестью весе человека может треснуть и тогда человек окажется в ледяной воде. Большую опасность представляют сильное течение и переохлаждение. Поэтому нужно постараться подобраться, прежде всего к кромке (краю) люда и закрепиться у нее, стараться держать голову как можно выше над водой. Затем, убедившись в надежности своего положения, постараться выбраться из воды. Выбираться следует спиной к кромке льда, опираясь на широко расправленные руки, при этом течение должно прибивать человека к кромке.

         Движение осуществляется всем телом: сначала нужно подтянуть колени к туловищу, немного согнувшись, затем одним рывком распрямиться, осуществив гребок ногами, похожий на движение ног человека, плывущего стилем брасс. При этом надо помогать себе выбираться рукам и производя елозящие движения спиной.

         Но стоит помнить, что одному не следует ходить на замерзший водоем.

         - Какую помощь можно оказать терпящим бедствие на льду?

         Сейчас мы познакомимся с рассказом, из которого мы узнаем об оказании такой помощи.

          III.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

         1.Чтение текста учителем.

Друг помог.

         Стоял ясный зимний денек. Ребята играли во дворе в снежки, строили крепость из снега.

         А Илюша побежал на пруд. Илья выехал на коньках на лед. Тонкий лед затрещал. Мальчик упал в воду и закричал.

         Женя помчался на пруд. Он бросил другу длинный шест. Илья ухватился за шест и вылез из воды.

         Так Женя спас товарища.

        2. Вопросы после чтения текста учителем.

-   О чем говорится в тексте?

-   Назовите тему.

-   Что в тексте отражает тему?

         IV.Первичное закрепление (Структурный анализ текста. Составление плана).

-   Какой текст по типу речи?
-   Почему так думаете?
-   Сколько частей в рассказе? (3)
Вступление
Основная
Заключение
а) Прочитайте 1 часть. (вслух)
-   О чем говорится в 1 части?
-   Как можно озаглавить? (
Во дворе)
б) Основная часть состоит из двух маленьких частей.
-   Прочитайте 1-ю часть.
-   Какую картинку представили?
-   Из трех заголовков выберите один, который наиболее точно передаст главную мысль.
(Заголовки: Илья выехал на лед.
                   Беда на пруду.
                   Лед затрещал.)
-   Почему выбрали заголовок «Беда на пруду»?
в) Прочитайте 2-ю часть основной части.
-   О чем говорится в этой части?
-   С помощью чего Женя помог выбраться из воды Илюше? (
Шест-это длинная палка, жердь)
-   Озаглавьте эту часть. (
Женя с шестом)
г) Прочитайте последнее предложение, которое служит заключением.
-   Какова роль этого предложения?
-   Озаглавьте. (
Илья спасен)
д) Как текст называется?
-   Как вы понимаете такое название?
-   Как еще можно озаглавить?

          V. Физминутка. (Дети выполняют движения, которые помогут выбраться из воды терпящему бедствие.)

          VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. (Языковой анализ текста. Пересказ текста по плану с опорными словами).

1ч. Работаем с первой частью.
-   Когда происходит событие, описываемое в рассказе? Где?
-   Во что играли дети?
-   Какие опорные слова вы бы выбрали?

2ч. 
Работаем с первой частью основной части.
-   Прочитайте 1-е предложение.

-   Какое значение имеет слово «А»? (Один из всех)
-   Прочитайте слово, которое показывает, что Илюша торопился. (
Побежал, т.е. спешил)
-   Прочитайте предложение, из которого мы узнаем, почему Илья побежал на пруд. (
Илья выехална 

    коньках на лед)

-   Прочитайте следующие два предложения.

-   Что случилось с мальчиком? (Упал и закричал)

-   Почему он оказался в воде. (Лед был тонкий. Затрещал, стал ломаться)

    
Работаем со второй частью основной части.
-   Прочитайте 1-е предложение.

-   Какое предложение нам поможет представить, кА Женя очень торопился на помощь другу?

    (Помчался – быстро побежал)

-   Прочитайте 2-е предложение.

-   Какое же подсобное средство использовал мальчик для спасения друга? (Шест)
-   Прочитайте следующее предложение.

-   Что сделал Илья, когда ему бросили шест? (Ухватился за него и вылез)

3ч. Прочитайте заключительную часть. (Подводит итог случившемуся)

-   Что можно сказать о поступке Жени?
-   Каким мальчиком был Женя? (
Смелый, решительный, находчивый, настоящий товарищ)
-   Почему же с Илюшей произошла беда? (
Он один побежал на водоем, не зная толщину льда)

План  

1ч. Вступление.

Во дворе.

2ч. Основная.

1ч. Беда на пруду.

2ч. Женя с шестом.

3ч. Заключение.

Илья спасен.

Опорные слова

Стоял, играли.

Побежал, выехал, затрещал, упал, закричал.

Помчался, бросил, ухватился, вылез.

Спас.

-   Прочитайте опорные слова.
-   На какой вопрос отвечают?
-   Какой частью речи являются эти слова?
-   Это ещё аз подтверждает тип текста. Текст – повествование.

Пересказ текста.

          VII. Лексическая работа (итоговая).

-   Назовите слова обозначающие:
1. Ледяная площадка для катания на коньках. (
Каток)
2. Узкие стальные полозья прикрепленные к обуви для катания на льду. (
Коньки)
3. Длинная палка, жердь. (
Шест)

          VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-   Какую помощь следует оказать терпящим бедствие на льду? (Бросать шест, лыжную палку,
   ремень, шарф, ветку, удочку… .

-   Что узнали для себя нового на уроке?
-   Когда на уроке было трудно?
-   Когда было легко?
-   Оцените свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

конспект урока математики в 1 классе умк школа россии десятичный состав чисел 11-20 и презентация к уроку

конспект урока математики в 1 классе. умк "школа россии " Тема: "Десятичный состав чисел 11-20 ". Презентация к уроку содержит  логическое задание (устный счет) и две авторские интерактивные дида...

Конспект урока по развитию речи в начальной школе.

Данный конспект разработан для урока по русскому языку. Цель: развитие речи учащихся, воспитание нравственности....

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных в речи»

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме «Значение и употребление имен прилагательных  в речи»...

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....