Правописание окончаний имен существительных единственного числа. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фаут Светлана Геннадьевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_faut.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Фаут Светлана Геннадьевна

Класс 4

Предмет: русский язык

УМК -  Система  РО Занкова Л.В.

Тема: Правописание окончаний имен существительных единственного числа.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: Открытие новых знаний, первый урок по теме.

Цель: Создание условий для формирования представления об особенностях правописания окончаний имен существительных единственного числа.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УДД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учащиеся выявят особенности правописания окончаний имен существительных единственного числа

- Работать по плану, сверять свои действия с целью.

- Формулировать собственное мнение, позицию.

- Формулировать проблему (проблемный вопрос)

 - Озвучивать свои предложения (рассуждения).

 - Предлагать формулировку своей учебной задачи.

 - Оформлять способ в виде таблицы, – то, что хочу в качестве нового способа, приёма по поводу темы урока.

- Ориентироваться в своей системе знаний;

 - Осуществлять сравнение;

- Строить логическое рассуждение. 

- Осуществлять пробу в выполнении задания, направленного на применение нового способа в соответствии с заявленной темой урока. 

- Выполнять задания, связанные с «открытием» нового  знания, направленного на

решение учебной задачи.

 -Демонстрировать таблицу, по заданной теме, сформулированной учебной задачей (восстанавливать смыслы группы).

- Соотносить продукт с эталоном.

-  Находить подтверждение в учебнике.

 - Применять таблицу при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

 -Вставлять пропущенные окончания.

 - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

 - Высказывать свою позицию (мнение) относительно предложений других детей.

- Соблюдать требования, озвученные учителем (выбранные группой) к организации деятельности в группе.

- Договариваться, что возьмёт группа (о единстве выбора, принятия того или иного решения, точки зрения). 

- Осуществлять самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки.

- Из представленных наработок групп вычленять главное.

- Владеть устной и письменной речью.

- Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

- Уяснять мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

( предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Настроить учащихся на позитивную учебную деятельность.

Фронтальная

Проговаривает приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

Настраиваются на позитивную учебную деятельность.

Настроились на позитивную учебную деятельность.

Наблюдение.

  1. Актуализация знаний.

Актуализировать знания учеников по определению падежа и склонения имен существительных единственного числа.

Работа в группах

- Предлагает выполнить задания на карточках.

Карточка.

На сирени набухли почки. Скоро появятся скворцы. На лесной поляне расцветут подснежники. На озере растают последние льдинки.

Определить склонение и падеж имен существительных единственного числа.

Предметные

 -Применяют известный способ для определения грамматических признаков имен существительных.

Познавательные

- Ориентируются в своей системе знаний;

 - Осуществляют сравнение;

- Строят логическое рассуждение.

Регулятивные

- Работают по плану, сверяют свои действия с целью.

Коммуникативные

- Самостоятельно организовывают учебное взаимодействие в группе.

 

- Определят падеж имен существительных единственного числа в тексте.

-Определят склонение имен существительных единственного числа в тексте.

Самооценка групп по достижению цели

3.Проблематизация.

Сформулировать проблему о недостаточности знаний по правописанию окончаний имен существительных.

Фронтальная

- Предлагает объяснить правописания окончаний в словах, которые встретились в тексте:

на сирени

на поляне

на озере

Познавательные

- Осуществляют пробу в выполнении задания, направленного на применение нового способа в соответствии с заявленной темой урока.

Регулятивные

 - Формулируют собственное мнение, позицию.

- Формулируют проблему (проблемный вопрос).

Сформулирована проблема:

недостаточно знаний по правописанию окончаний имен существительных единственного числа.

Наблюдение

4. Целеполагание

Сформулировать учебную задачу по формированию  у учащихся способа правописания окончаний имен существительных единственного числа.

Фронтальная.

Задает наводящие вопросы.

- В объяснении написания, какой части слова возникло затруднение?

-Какой способ используете для проверки безударных гласных?

-Подходит ли этот способ для проверки безударных окончаний имен существительных?

-Корректирует рассуждения (предложения) детей.

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Учитель записывает предложенные детьми темы и корректирует.

-Предположите, чему вы можете и хотите научиться на этом уроке?

Регулятивные

- Озвучивает свои предложения (рассуждения).

 - Предлагают формулировку своей учебной задачи.

Познавательные

-Применяют свои знания к данному заданию.

Коммуникативные

- Высказывают свою позицию (мнение) относительно предложений других детей.

- Формулируют учебную задачу:

научиться способу правописания окончаний имен существительных единственного числа.

Наблюдение

5. «Открытие» нового знания (способа, приёма)

-Научить удерживать учебную задачу через групповое выполнение заданий, связанных с «открытием» нового знания.

- Создать таблицу падежных окончаний имен существительных единственного числа.

-     Совершенствовать  коммуникативные навыки учеников.

Групповая

-Предлагает задания, связанные с «открытием» нового  знания (способа, приёма), направленного на

решение учебной задачи.

-Делит учащихся на шесть групп. Каждая группа выполняет задание на карточке.

Карточка 1.

ТРАВА

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу. Карточка 2.

СЕМЬЯ

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу.  Карточка 3

СТЕКЛО

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу. Карточка 4

БУКВАРЬ

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу.  

Карточка 5

ЛЮБОВЬ

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу.

Карточка 6

РОЖЬ

Определи склонение и тип основы существительного.

Просклоняй данное существительное, поставь ударение, выдели окончание. Выделенные окончания внесите в общую таблицу.

 -Общая таблица представлена на доске.

падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

Р.п.

Д.п

В.п.

Т.п.

П.п.

 - Наблюдает, как осуществляется деятельность учащихся.

- Корректирует действия учащихся в группе.

Познавательные

- Выполняют задания, связанные с «открытием» нового  знания, направленного на

решение учебной задачи.

Предметные

-Определяют склонение имени существительного.

-Определяют тип основы имени существительного.

-Изменяют имя существительное по падежам.

-Выделяют окончания имен существительных.

Регулятивные

- Оформляют способ в виде таблицы, – то, что хочу в качестве нового способа, приёма по поводу темы урока.

Коммуникативные

- Соблюдают требования, озвученные учителем (выбранные группой) к организации деятельности в группе.

- Договариваются, что возьмёт группа (о единстве выбора, принятия того или иного решения, точки зрения).

- Удерживают учебную задачу.

- Создали таблицу падежных окончаний

имен существительных единственного числа.

-Демонстрируют коммуникативные умения при работе в группах.

-Демонстрируют умение работать в таблице.

Самооценка.

Сравнение с эталоном на интерактивной доске.

6. Обобщение способа.

- Соотносить продукт с эталоном.

- Осуществлять самооценку и взаимооценку.

 - Применять полученные знания при выполнении задания.

Фронтальная

-Учитель предлагает объяснить правописания окончаний в словах, которые встретились в тексте, предложенном в начале урока:

на сирени

на поляне

на озере

-Обобщает способ:

-От чего зависит правописание падежных окончаний имён существительных?

-Где вы найдёте доказательство правильности вашего вывода?

-Организует применение полученных знаний :

Спишите текст, вставляя пропущенные падежные окончания

имён существительных. Проверьте себя по составленной вами таблице.

Добрые вести не лежат на мест… .

Знают и в Казан…, что люди сказали.

За ветр.. в  пол… не угонишься.

Не верь гречих.. в цвету, верь в закрому.

Познавательные

- Демонстрируют таблицу, по заданной теме, сформулированной учебной задачей (восстанавливают смыслы группы).

- Соотносят продукт с эталоном.

-  Находят подтверждение в учебнике.

 - Применяют таблицу при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

 -Вставляют пропущенные окончания.

Коммуникативные

- Осуществляют самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки.

- Из представленных наработок групп вычленяют главное.

- Списывают текст.

- Соотносят продукт с эталоном.

- Осуществляют самооценивание (взаимооценивание) по разработанным критериям оценки.

- Фиксируют способ (по теме урока) письменно.

Проверка учителем правильности выполнения задания.

7. Рефлексия.

Формировать умение учащихся анализировать и оценивать свою деятельность самостоятельно.

Индивидуальная

-Предлагаю заполнить лист самооценки.

Критерии

-

+

Умею находить имя существительное в тексе.

Определяю падеж существительных

Определяю склонение существительных

Правильно выделяю окончания существительных

Применяю составленную таблицу падежных окончаний имен существительных

Коммуникативные

-Заполняют лист самооценки.

-Демонстрируют умение анализировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"

Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....