Краткосрочное планирование урока грамоты на тему: "Звук (ш) Буквы Шш « У Маши шары», «Саша и Маша» (2 часа, для 1 класса)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ефремова Наталья Ивановна

Урок спланирован с учётом внедрения ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня. Конспект занятия содержит планирование на 2 урока с подробным указанием используемых учителем методов, приёмов, оснащения и оборудования,  тщательно спланирована деятельность учащихся и учителя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочное планирование урока грамоты. 1 класс. Букварный период. Дата 12.11. 2015г.

Наименование  занятия

Звук (ш) Буквы Шш « У Маши шары», «Саша и Маша»  (2 часа)

Общая  цель

Создать условия для изучения  согласного звука  [ш], формировать умение выделять звук [ш] из речи и обозначать его  буквами Ш,ш.

Результаты обучения  для учителей

Учащиеся умеют выделять звук [ш] из речи и давать ему характеристику, обозначать этот звук соответствующими буквами, читать слоги, слова  и предложения с изученными буквами, умеют сотрудничать в паре, группе,  слушать и слышать друг друга, участвовать в учебном диалоге.

Основные  идеи,  отработанные  на занятии

[ш] – согласный звук, так как при его произнесении воздух проходит несвободно, встречая преграды, он не «поётся, не тянется», произносится твёрдо, с шумом, не образует слог, обозначается на письме буквами Ш, ш.

Учащиеся заранее разделены на группы со скрытой дифференциацией.

Источники, оснащение  и оборудование:

Компьютер - моноблок, учебник «Букварь – 1класс» издательство «Атамура»,  слоговые таблицы для развития навыка чтения, детские книги для дополнительного чтения; электронная динамическая пауза – www.you tube.com/watch (panda_convert),  Пропись № 1, тетрадь для печатания, цветные карандаши, сигнальная карточка «Светофорик»,  аудиофайл:

Используемые модули

ПОВО, НП, ИКТ, ОдО и ОО, УиЛО, ОКМ, ТиО.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I –ый урок Организационный момент (НП, ПОВО, ИКТ)

Позитивный настрой учащихся на урок, создание коллаборативной среды:

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Проверяют готовность рабочего места к уроку. Слушают учителя, готовятся к изучению темы, сознательному восприятию учебного материала.

Актуализация знаний учащихся (ОКМ, ПОВО, НП, УиЛО)

1) Кумулятивная беседа

-Из чего состоят звучащие слова?

-Какие бывают звуки?

-Чем гласные отличаются от согласных?

2) Дифференцированная работа:

 А) чтение слоговых таблиц в течение 30 сек. Читающим предлагаются сложные слоговые таблицы, начинающим обучаться чтению – слоговые таблицы с изученными согласными (М, Т, Н, Л, С, Р)

Б) чтение художественных текстов по доп. худож. лит-ре/ работа в тетради по печатанию

Формативное оценивание учителя (похвала, смайлики, ручные жесты)

3) Звучит песня «Кабы не было зимы»  

- Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

-Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски».

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они. Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

-Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

-Теперь вы уж точно сможете определить, тему нашего урока и то, чему вы должны будете научиться в процессе него.

Предлагают ответы на поставленные «тонкие и толстые» вопросы. Формативное оценивание.

Читают слоги по слоговым таблицам (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА).

Активно читающие совершенствуют навык чтения, читая дополнительную худ. лит-ру, начинающие читать – печатают в теради слова с изученными буквами, делят на слоги, ставят ударение.

Слушают аудиофайл и рассказ учителя.

Определение

темы, цели и

задач урока (НП)

Предлагает определить,  о чём будут говорить на уроке и чему должны научиться дети.

Тема: «Звук (ш). Буквы Ш, ш.

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

 Совместно с учителем определяют тему,  цели и задачи урока, опираясь на вокабуляры, записанные на доске:

  • Изучить новый звук и новую букву.
  • Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
  • Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Изучение нового материала (ПОВО, НП, ТиО, ИКТ)

II-ой урок

Усвоение новых знаний и способов действий (ОО и ОдО, НП, ПОВО, ТиО)

Закрепление  и применение знаний и способов действий (ОКМ, ПОВО, ТиО, ОдО и ОО)

Проводит динамическую паузу «panda_convert».

1.Слого-звуковой анализ слов:  шары, карандаш.

- Назовите отгадки к загадкам.

Сегодня все ликует! 

В руках у детворы

От радости танцуют воздушные …Шары

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий. 

И намного - много лет

Оставляет чёрный след. Карандаш.

 

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение

2.Артикуляция при произношении звука[ ш ]. 

- Подберите слова, в которых встречается звук

[ ш].

- Произнесите звук [ ш ] еще раз  и дайте ему характеристику.

 

3.Физминутка с заданием  «Поиграй-ка»

-  Определение места  звука [ ш ] в словах.  

- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

4. Знакомство с буквой.

- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой «ша». Показ картинки с написанием  печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной.

- На что похожа буква ш?

-А вот с чем сравнили образ буквы ш поэты:

Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ш!     (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.   (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.    ( Г. Виеру)

- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш. - А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Физминутка под музыкальное сопровождение «Если нравится тебе!»

Формативное оценивание – «Ручные жесты»

7 .Работа по учебнику «Букварь» - с. 32- чтение слогов, слов, текста с изученной буквой.

-Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.

- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?  

1. Обучает письму новых букв Ш, ш. Пропись № 1, с. 11. Формативное оценивание.

2. Проводит физминутку «Мы писали….» , гимнастику для пальцев и глаз.

3. Работа по учебнику «Букварь» - с. 33 –

а) чтение текста «Саша и Маша»  и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

- Сколько букв «ша» нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

б) Сопоставление предложений со схемами – с. 33.

4. Задания для ТиО учащихся.

- Найдите  границы слов  и запомните, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы? Составьте устно предложения с этими словами.

Формативное оценивание.

На доске:

    ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

- Отгадайте ребус  ША .

                                 ТА

Как правильно надо писать это слово, почему?

        

1.Предлагает игру «Назови слово», формативное взаимооценивание.

 

2.Организует парную работу по развитию речи. Защита парной работы – «Авторский стул», взаимооценивание, формативное оценивание.

Выполняют движения, глядя на моноблок и повторяя за учителем.

Выполняют звуковой анализ слов шары, карандаш под руководством учителя, составляют схемы слов, выделяют новый звук (ш) – работа в тетрадях для печатания.

Работа в парах.

Дети называют слова со звуком [ ш ]  и делают вывод:

 звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.

Определяют на слух место звука [ ш ] в словах.

Групповая работа.

Расматривают образцы букв, анализируют, определяют, на что похожа буква «ша».

Формативное оценивание, «Светофорик»

Печатают заглавную и строчную печатные бувы Ш в тетрадях для печатания.

Выполняют движения физминутки  под музыку, повторяя вслед за учителем.

Работа в парах. Читают слоги, слова, предложения с новой буквой.

Формативное оценивание «Светофорик»

С заглавной буквы пишутся имена людей.

Анализируют составные элементы, учатся писать строчную и заглавную буквы Ш, ш. Вставляют буквы в схемы слов: шишки, шары, мышка.

Пишут сочетания с новой буквой.

Выполняют движения вслед за учителем.

Читают, подчёркивают в тексте букву «ша» и считают, сколько раз она встречается в этом тексте.

 Буква «ша» встретилась в тексте 16 раз.

Назвать звук [ ш ].

Работа в парах. Устанавливают взаимосвязь между схемами и предложениями:

У Саши шорты.

Саша шутил?

Маша шутила!

Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты.

Наташа, имена людей пишутся с большой буквы.

Называют слова со звуком

[ ш ] по рядам. Оценивают работу каждого ряда, используя «Светофорик».

Работа в парах. Составляют устный рассказ, используя с. 33 «Букваря» и помещённые там иллюстрации.

Подведение итога урока (ОКМ, ПОВО)

Объясняет выполнение методики «Продолжи фразу...»

Рефлексируют свою деятельность в соответствие с указанием учителя

«Я своей работой на уроке..........(доволен, не доволен, не совсем доволен)»

«Я ...........(умею, не умею) выделять звук  звук [ ш ]

 из слов и обозначать  буквой Ш

 «На уроке мне понравилось.......»

« В работе меня поддерживали.......»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)

Данный материал позволит в  игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится  индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе

отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии  формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовател...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

урок обучения грамоте по теме «Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р» 1 класс (УМК Перспектива)

Тема. Звуки [р], [рʼ]. Буквы Р, р Задачи: учить распознавать звуки [р], [рʼ] и соответствующую букву; упражнять в чтении слов с изученными буквами, небольших тестов; развивать логическое мышление...

Технологическая карта урока литературного чтения1 класс (обучение грамоте) по теме "Звуки [м] — [м`], буква М м"

Технологическая карта урока в период обучения грамоте по ознакомлению с согласными звуками....

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...