урок русского языка для 4 класса "Алгоритм определения склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пудченко Ольга Васильевна

Конспект урока русского языка с презентацией на тему "Алгоритм определения склонения имен существительных" для 4 класса. УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель: Пудченко Ольга Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 17» ст. Новомарьевской, Шпаковского района, Ставропольского края.

Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

Тип: урок формирования умений и навыков.

Цель обучения:

Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности.

Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.

Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить  и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, привитие интереса к предмету.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, таблица «Типы склонений имён существительных», презентация, листы А4, фломастеры, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения для групп, толковый словарь, рефлексивный лист «Ступени успеха».

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: общеклассная дискуссия, работа парами, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу»

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода

Метапредметные связи: Литературное чтение, тема «Работа с текстом», «Работа над лексическим значением слова», Изобразительное искусство

Ход урока:

Этап

Ресурсы

Цель

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1.Мотивация

тетради

Создание ситуации успеха

-Здравствуйте, урок русского языка. Настроились на успешную работу.

-Запишем число, классная работа, четверг.

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают число, классная работа, четверг.

Регулятивные (Р):

Нацеливание на успешную деятельность

Личностные (Л):

Положительное отношение к процессу знаний

Коммуникативные (К):

Формирование умения слушать и слышать

2.Проверка домашнего задания

Таблица «Признаки имён существительных 1,2,3 склонений»

(слайд №2)

Закрепление знаний.

Минутка чистописания. (На цифровой доске)

0025 (494x700, 110Kb)

- Написание, каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

-Расскажите своему соседу, какого склонения бывают имена существительные.

-Молодцы. А теперь мы проговорим пройденное так, чтобы все нас услышали.

(Ученику дается куб из картона, на сторонах которого записаны вопросы. )

Работа в парах. Приём «Расскажи соседу»: рассказывают друг другу признаки склонений.

Берет куб, на сторонах которого записаны вопросы по пройденному материалу. Читает, отвечает, передает, другому ученику.

Р.: самоконтроль

П.: обобщение

К.: полное и точное выражение своих мыслей

3. Актуализация знаний

Презентация

(слайд №3)

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.  (Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Зимняя вьюга  (Метель)

-Какой ч.р. являются словарные слова? Какого они склонения? Как определили?

Взаимопроверка. Работа в парах. Проверяют работу у соседа.

.

Р.: волевая саморегуляция

П.: анализ, квалификация

К.: создание ситуации для обсуждения

4. Самоопределение к деятельности

Карточка с текстом у каждой группы, листы А4, фломастеры,

Презентация (слайд №5)

Презентация (слайд №6)

Карточки к алгоритму

-Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку.

В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.

Проверка работы группы.

-В чём заключается ошибка?

-С чего надо начинать определение склонения существительного?

-Назовите начальную форму

-Что нужно сделать дальше?

-Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения?

-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения.

-Сформулируйте задачи урока.

Работа в группах.

Читают карточку с текстом, находят ошибку, рассуждают, записывают верный ответ на листе.

Приём «Карусель» Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. Оценивают.

-не поставил в начальную форму, не определил род существительных

-Поставить в н.ф.

-И.П., ЕД.Ч

-Определить род

-Да, например, ж.р.-1 и 3 скл.,

 а м.р. – 1 и 2 скл.

Составляют на доске алгоритм из карточек

-Упражняться в определении склонения существительных в косвенной форме, используя алгоритм.

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция

П.:построение логической цепи рассуждений

К.:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

5. Работа по учебнику

С100

-Прочитайте сведения по учебнику

-Дайте оценку нашему алгоритму

Читают правило с 100

-Правильно составили алгоритм

Р.:учебно-познавательный интерес

П.:структурирование знаний

К.:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6. Физкультминутка  с применением нового знания и первичного закрепления.

Поиграем. Я  называю  слово, если  оно  относится  к  1  склонению, то  вы  поднимаете  руки  вверх,  если  ко 2  склонения-руки  на  пояс, если к 3-присесть. Будьте  внимательны, есть  «ловушки».
УЧЕБНИК, ПАРТА, ИГРАТЬ, ТЕТРАДЬ, ШКОЛА, УЧЕНИК, УЧЕНИЦА, ЗАВТРА, ПЛОЩАДЬ, МЕЛ, ДОСКА, ВЕСЁЛЫЙ. 

Дети выполняют движения согласно правилам игры.

Р.: волевая саморегуляция

Л: снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя

П.:самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

К.:формулирование и аргументация своего мнения

6 Самостоятельная работа

С 100 №177

Списывают, определяют склонения по алгоритму.

Р.:саморегуляция,контроль, коррекция

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7 Словарная работа

Репродукция на презентации (слайд №7)

Карточка словарного слова

Толковый словарь

-Послушайте отрывок из стихотворения, доскажите слово хором.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется…(пейзаж)

-Определите по толковому словарю значение этого слова. (с. 153 учебника)

-Прочитали слово, где слабая позиция? Запишите.

Читают значение слова. Пейза́ж -жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

8. Закрепление изученного

- У  вас  на  парте  листочки, на которых записаны слова. Вам  нужно  составить   предложение   из  этих  слов.

(укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым)

Снег  укрыл  землю  белым  пушистым  ковром.

Определите склонение и падеж имён существительных.

(Если допускает время, то разбор предложения по членам)

На индивидуальной доске работают 2 ученика.

Проверка. Самопроверка.

Р.:учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция

П.:структурирование знаний

К.:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

9. Рефлексия

Карточки к алгоритму

-Соедините стрелками типы склонения и их признаки

-Алгоритм определения склонения рассыпался. Соберите в нужном порядке.

Карточки-признаки имени существительного соединить стрелкой с карточкой нужного склонения

Работа в группах. Собирают из карточек порядок определения склонений у имени существительного.

10. Инструктаж домашнего задания

С101, №179 будете выполнять аналогично, как в №177

11. Подведение итога урока

Рефлексивный лист «Ступени успеха»

- С какой задачей встретились?

- Решили ли учебную задачу?

Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени  успеха»

Своей работой на уроке:

«Я доволен»    

«Не совсем доволен»

«Не доволен»            

Поясните свой выбор (выборочно)

Продолжите предложения.

Сегодня я узнал…        

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Определять склонение имен существительных по алгоритму.

Ребята заполняют рефлексивный лист,  отмечают себя на «Ступени успеха».

Рисуют человечка  на ступеньке.

Своей работой на уроке:

 Я доволен, потому что…

Не совсем доволен, потому что…

Не доволен, потому что…  

  1. Р.: осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Список используемых ресурсов. 

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.nachalka.com 
  3. nsportal.ru «Социальная сеть работников образования».
  4. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  5. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  6. В.П. Канакина учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"

Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.

В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.

скале

гнезда

поползня

Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.

В предложении «На отвесной скале не было гнезда поползня» три имени существительных: скале, гнезда, поползня. Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.

скале

гнезда

поползня

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

Составьте  предложение   из  этих  слов:

укрыл, ковром , Снег,  пушистым,  землю,  белым

hello_html_m2b542308.pnghello_html_m2b542308.pnghello_html_m2b542308.pnghello_html_m2b542308.png

C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Развертка_куба.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать первое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Двадцать первое ноября. Классная работа.

Слайд 3

О бед, г о рох, сев е р, з е мл я ника, м е тель

Слайд 4

Прочитайте рассуждение ученика, найдите ошибку В предложении « На отвесной скале не было гнезда поползня » три имени существительных: скале, гнезда, поползня . Выделяю окончания. В слове скале окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове гнезда окончание –а. Это существительное 1-го склонения. В слове поползня окончание –я. Это существительное 1-го склонения.

Слайд 5

Типы склонения. Алгоритм определения склонения.

Слайд 6

Алгоритм определения склонения 1 . Ставлю слово в начальную форму ( И.п . Ед.ч .) 2. Определяю р од 3. Нахожу окончание 4 . Определяю склонение

Слайд 8

Алгоритм определения склонения 1. Определяю род 2. Ставлю слово в начальную форму (И.п. Ед.ч.) 3. Определяю склонение 4. Нахожу окончание

Слайд 9

Алгоритм определения склонения 1. Ставлю слово в начальную форму (И.п. Ед.ч.) 2. Определяю род 3. Нахожу окончание 4. Определяю склонение

Слайд 11

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"

Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....