Рабочая программа " Грамотей"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 2000»
(ГБОУ Школа № 2000)
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 2000 ___________ Заусаева Н.В. «____» ______ 20___ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ГРАМОТЕЙ»
Направленность: общеинтеллектуальная
Уровень: ознакомительная
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год (38 часов)
Автор-составитель:
Куликова Мария Петровна
учитель начальных классов
Москва 2017
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):
- направленность (профиль) программы – общеинтеллектуальная
- актуальность программы
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Грамотей”. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- адресат программы – учащиеся 10-11 лет
- объем программы – 38 часов
- формы обучения и виды занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- срок освоения программы определяется содержанием программы – 1год
- режим занятий – 1 час в неделю
1.2. Цель и задачи программы.
Цель:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
1.3.Содержание программы:
- содержание учебно-тематического плана
1РАЗДЕЛ
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
2 РАЗДЕЛ
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32-33. Древнерусские имена. (2ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема34-35. Отчество и фамилия. (2ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 36-38. Надо ли останавливаться перед зеброй? (3ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
- учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | |||
Всего | теория | практика | ||||
1 | Фонетика и орфоэпия.(7ч) Что такое орфоэпия. | 1 | 1 | Стартовый | ||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | 1 | 1 | |||
3 | Звуки не буквы! | 1 | 1 | |||
4 | Звучащая строка | 1 | 1 | тест | ||
5 | Банты и шарфы | 1 | 1 | |||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии | 1 | 1 | |||
7 | Кое-что о звукоподражаниях | 1 | 1 | тест | ||
Лексикология(31 ч) | 1 | 1 | ||||
8 | Имена вещей | 1 | 1 | Тестирование промежуточное | ||
9 | О словарях и энциклопедических и лингвистических | 1 | 1 | |||
10 | В царстве смыслов много дорог | 1 | 1 | |||
11 | Как и почему появились новые слова | 1 | 1 | |||
12 | Многозначность слова | 1 | 1 | Предупредительный диктант | ||
13 | О словарях, которые рассказывают об истории слов | 1 | 1 | сочинение | ||
14 | Об одном и том же - разными словами | 1 | 1 | |||
15 | Как возникают названия | 1 | 1 | Творческое изложение | ||
16 | Слова-антиподы | 1 | 1 | диктант | ||
17 | Фразеологические обороты | 1 | 1 | тест | ||
18 | Словари «чужих слов» | 1 | 1 | |||
19 | Капитан и капуста | 1 | 1 | |||
20 | «Он весь свободы торжество» | 1 | 1 | |||
21 | Мы говорим его стихами | 1 | 1 | |||
22 | Слова, придуманные писателями | 1 | 1 | |||
23 | Слова уходящие и слова -новички | 1 | 1 | |||
24 | Словарь языка Пушкина | 1 | 1 | |||
25 | Смуглая Чернавка | 1 | 1 | |||
26 | Паронимы или «ошибкоопасные» места | 1 | 1 | |||
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» | 1 | 1 | тест | ||
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | 1 | 1 | |||
29 | Словарь-грамотей | 1 | 1 | Предупредительный диктант | ||
30 | Научная этимология | 1 | 1 | |||
31 | Какие бывают имена | 1 | 1 | |||
32-33 | Древнерусские имена | 2 | 1 | 1 | ||
34-35 | Отчество и фамилия | 2 | 1 | 1 | ||
36-38 | Надо ли останавливаться перед зеброй | 3 | 1 | 2 | тест | |
Итого: | 38 часов |
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения –занятия в классе | Форма контроля |
1 | коллективная | 1 | Что такое орфоэпия | взаимоконтроль | |||
2 | коллективная и групповая | 1 | Что такое фонография или звукозапись | ||||
3 | парная | 1 | Звуки не буквы | ||||
4 | коллективная | 1 | Звучащая строка | тест | |||
5 | групповая | 1 | Банты и шарфы | ||||
6 | коллективная | 1 | «Пигмалион» учит орфоэпии» | ||||
7 | индивидуальная | 1 | Кое-что о звукоподражаниях | тест | |||
8 | групповая | 1 | Имена вещей | устный опрос | |||
9 | групповая | 1 | О словарях энциклопедических и лингвистических | устный опрос | |||
10 | коллективная | 1 | В царстве смыслов много дорог | взаимоконтроль | |||
11 | коллективная | 1 | Как и почему появились новые слова | тест | |||
12 | парная | 1 | Многозначность слова | самоконтроль | |||
13 | коллективная | 1 | О словарях, которые рассказывают об истории слов | индивидуальный контроль учителем | |||
14 | Коллективная и групповая | 1 | Об одном и том же- разными словами | тест | |||
15 | индивидуальная | 1 | Как возникают названия | самоконтроль | |||
16 | коллективная | 1 | Слова-антиподы | взаимоконтроль | |||
17 | коллективная | 1 | Фразеологические обороты | самоконтроль | |||
18 | коллективная | 1 | Словари «чужих» слов | самостоятельная работа | |||
19 | индивидуальная | 1 | Капитан и капуста | диктант | |||
20 | индивидуальная | 1 | «Он весь свободы торжество» | диктант | |||
21 | парная | 1 | Мы говорим его стихами | взаимоконтроль | |||
22 | парная | 1 | Слова, придуманные писателями | творческое задание | |||
23 | групповая | 1 | Слова уходящие и слова- новички | взаимокотроль | |||
24 | групповая | 1 | Словарь языка Пушкина | взаимоконтроль | |||
25 | групповая | 1 | Смуглая Чернавка | творческое задание | |||
26 | парная | 1 | Паронимы или «ошибкоопасные» места | самостоятельная работа | |||
27 | парная | 1 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» | диктант | |||
28 | коллективная | 1 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | взаимоконтроль | |||
29 | коллективная | 1 | Словарь- грамотей | предупредительный диктант | |||
30 | групповая | 1 | Научная этимология | устный опрос | |||
31 | парная | 1 | Какие бывают имена? | устный опрос | |||
32-33 | парная | 2 | Древнерусские имена | самоконтроль | |||
34-35 | коллективная | 2 | Отчество и фамилия | самостоятельная работа | |||
36-38 | коллективная | 3 | Надо ли останавливаться перед зеброй | тест |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
- Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
- Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Грамота" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по курсу Грамота. УМК "Школа России".Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки обучающ...
Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обучению грамоте (письмо) ,обучению грамоте (чтение) – для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 - 2018 уч. год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа "Грамотей_ка"
Рабочая программа созданна для занятий по внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Грамотеи"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Грамотеи» по общеинтеллектуальному направлению для 1 класса....
Рабочая программа "Грамота" для детей 5-6 лет.
Программа "Грамота" расчитана на детей 5-6 лет и включает в себя два направления: "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие математических способностей". Занятия проход...