Рабочая программа "Грамотей_ка"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Исакова Оксана Ивановна

Рабочая программа созданна для занятий по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gramatey_ka.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для учащихся «Грамотей-ка» 1-4 класса разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей  (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Карла Орфа» с. Варны.

Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету, формировать личность, полноценно владеющую устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе деятельности:

  • Обучающие:
  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
  • совершенствование работы над содержательной стороной слова;
  • формирование умений и навыков самостоятельного решения коммуникативных задач.
  • Развивающие:
  • развитие устной и письменной речи;
  • активизация познавательных интересов;
  • развитие коммуникативно-игровых и творческих способностей с помощью инсценировок, ролевых игр, проектов;
  •  развитие вербальной, слуховой, зрительной и кинестетической памяти;
  • развитие абстрактного, логического и творческого мышления и воображения;
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • Воспитательные:
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
  • воспитание доброжелательности, толерантности;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному обществу.

Общая характеристика

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

«Грамотей-ка» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по данной программе. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

 Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Личностные и метапредметные результаты

2-3-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 4-й классы

Личностные результаты:

  • эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес  к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

К концу обучения курса «Школа грамотея» учащиеся должны

уметь вести:

  • этикетные диалоги в типичных  ситуациях  бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;
  • диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);
  • диалог-побуждение к действию.

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи:

  • описание;
  • сообщение, рассказ (представлять себя, свою семью и т.д.);
  • характеристика (человека, животного и т.д.).

Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

Уметь:

  • строить суждения в простой форме;
  • анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • договариваться.

Учебно- тематический план 2-3 классы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Путешествие по Стране Слов

35

20

15

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2-3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

К тайнам волшебных слов.

1

3

Выбор друзей в Стране Слов

1

4

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

5

Чудесные превращения слов.

1

6

В гости к Алфавиту.

1

7

К тайнам звуков и букв.

1

8

Встреча с Радугой.

1

9

В Страну Говорящих Скал.

1

10

В  глубь веков на Машине времени.

1

11

В Королевстве ошибок.

1

12

В Страну Слогов.

1

13

Неожиданная остановка в пути.

1

14

В удивительном городе Неслове.

1

15

Чудеса в Стране Слов.

1

16

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

17

На карнавале слов.

1

18

В Театре близнецов.

1

19

Конкурс знатоков

1

20

Новое представление.

1

21

Необычный урок.

1

22

Следопыты развлекают гостей.

1

23

В Клубе весёлых человечков.

1

24

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

1

25

Экскурсия в прошлое.

1

26

Полёт в будущее.

1

27

Итоговое занятие.

1

28

На карнавале слов.

1

29

В Театре близнецов.

1

30

Конкурс знатоков

1

31

Новое представление.

1

32

Необычный урок.

1

33

Следопыты развлекают гостей.

1

34

«Пересаженные» корни».

1

35

«Пересаженные» корни».

1

Содержание курса

  • 2-3 КЛАСС  – 35 часов(16 – теоретических, 19 – практических)

Раздел – «Путешествие  по Стране Слов»

Тема1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема2. В Страну Слов. Первые встречи.

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4. К тайнам волшебных слов.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема5. Выбор друзей в Стране Слов.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема6. К несметным сокровищам Страны Слов.

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема8-9. В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги  Р».

Тема10. К тайнам звуков и букв.

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема11. Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема12. В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема14. В Королевстве Ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема15. В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки».  Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема16. Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема17. В удивительном городе Неслове.

  Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема18-19. Чудеса в Стране Слов.

  Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема21-22. На карнавале слов

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема23. В театре близнецов.

Головоломка «Начни и закончи». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема24. Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема25. Новое представление.                                                                        

 Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема26. Необычный урок.                                                                                  

 Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема27. Следопыты развлекают детей.                                                                        

    «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема28. В Клубе весёлых человечков

  Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?.                                                  

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема31. Экскурсия в прошлое.                                                                                   Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема32-34. Полёт в будущее.

 Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема35. Итоговое занятие.

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.

Учебно- тематический план 4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1.

Фонетика и орфоэпия

7

4

3

2.

Лексикология  

28

19

9

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Что такое орфоэпия?        

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

Игры со словами.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

  Кис - кис! Мяу!  или кое - что о звукоподража-

ниях.

1

8

Имена вещей.

1

9

О толковых словарях.

1

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?»

О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

14

Пёстрое семейство синонимов.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Праздник «крылатых выражений» и афоризмов.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова, уходящие, и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

1

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

28

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

29

Словарь - грамотей.

1

30

Слово или не слово?

1

31

Какие бывают имена?

О чем расскажут нам фамилии?

1

32

Загадки простого предложения.

Интонация и логическое ударение.

1

33

Волшебный клубок орфограмм.

1

34

Волшебный клубок орфограмм.

1

35

Итоговое занятие.

Веселый марафон «Знатоки русского языка».

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • 4 КЛАСС– 35 часов (14 – теоретических, 21 – практических).

Раздел –   «Фонетика и орфоэпия»

Тема 1. Что такое орфоэпия?

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2. Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.   Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций. Игра «Диктор» (работа со скороговорками).

Тема 4. Звучащая строка

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание».    Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. Игры со словами

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами. Викторина «Что кроется в слове?»

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии

Продолжить знакомство с наукой - орфоэпия, с нормами произношения.  Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».   Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!  или Кое - что о звукоподражаниях

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология  

Тема 8. Имена вещей

Знакомство с   термином « лексика» и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса  учащихся. Игра - исследование «О чем может рассказать слово борщ?».

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Проектная работа «Откуда это слово?» (по выбору детей).

Тема 12. Многозначность слова

 Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями (В. И. Даль, С. И. Ожегов). Игры «Прямое и переносное значение слов», «Носы и хвосты» и др. Конкурс «Кто больше?».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?». О словарях, которые рассказывают об истории слов

 Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи    этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14. Пестрое семейство синонимов

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением  их в речи.  КВН «Слова – друзья».

Тема 15. Как возникают названия

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова – антиподы

Беседа по  содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах».   Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Игра «Умники и умницы».

Тема 17. Фразеологические обороты

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Составление мини – словарика «Собираю фразеологизмы».

Тема 18. Словари «чужих» слов

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря      иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определение значения этих слов. Праздник «Пришли и прижились».

Тема 19. Капитан и капуста

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. Викторина «Угадай значение слова».

Тема 20. «Он весь свободы торжество»

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 21. Праздник «крылатых выражений» и афоризмов 

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22. Слова, придуманные писателями

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23. Слова, уходящие, и слова – новички

 Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов.  Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. Проекты «Архаизмы в юморе, сатире, иронии», «Какие слова стали вместо устаревших?», «Откуда это слово?» и др. (по выбору).

  Тема 24. Словарь языка Пушкина

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25. Смуглая Чернавка

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. Мини – сочинение «Старинные имена в моей семье».

Тема 26. Похожи, но не одинаковы. Паронимы 

Знакомство с понятием «паронимы». Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов», с видами словарей паронимов. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» 

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. О словарях энциклопедических и лингвистических

Знакомство с энциклопедическими и лингвистическими словарями. Групповая работа со словарями. Игровая программа «Книжкино царство – мудрое государство».

Тема 29. Словарь -  грамотей 

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. Викторина «Грамотейка». Праздник «Орфограммы, встаньте в ряд!».

Тема 30. Слово или не слово?

Работа с междометьями, предлогами, союзами, местоимениями, частицами. Ролевые игры «Ох! и Ах!», «Пятый лишний», «Он, она, оно, они».

Тема 31. Какие бывают имена? О чем расскажут нам фамилии? 

Знакомство с наукой «ономастика». Знакомство с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 32. Загадки простого предложения. Интонация и логическое ударение    

Наблюдение и анализ порядка слов в простом предложении. Рассуждение о взаимосвязи порядка слов со смыслом простого предложения. Наблюдение над интонационным оформлением предложения. Исследование взаимосвязи логического ударения и смысла предложения. Лингвистический эксперимент «Сколько ответов можно дать на предложенный   вопрос?».

Тема 33-34. Волшебный клубок орфограмм

 Повторение всех известных орфограмм. Праздник «Орфограммы, встаньте в ряд!».

Тема 35. Итоговое занятие. Веселый марафон «Знатоки русского языка»

Методическое обеспечение

Дополнительной образовательной программы

Для осуществления образовательного процесса по программе необходимо:

  1. наличие лингвистических словарей;
  2. наличие карточек с играми и заданиями;
  3. наличие текстов для работы на занятиях;
  4. подборка видеофрагментов, презентаций;
  5. подборка печатных изданий и материалов Интернет;
  6. ИКТ (диски с электронными тестами, тренажерами, олимпиадными заданиями, демонстрационными материалами, играми).

Список использованной литературы

  1. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках    

      занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.

  1. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. Дидактические    

игры и занимательные упражнения по русскому языку для      учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  2.   Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,    1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ,      

     1996 г.

  1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996 г.
  2. Голуб И. Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в  

         городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.

  1. Граник  Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты   орфографии. –    

     М.: Просвещение, 1991 г.

  1. Менькова Е. В. Нестандартные уроки русского языка по теме «Лексика».    

      3 – 4 классы. - Волгоград: ИТД « Корифей», 2006 г.

  1. Моршнева Л. Г. Занимательные упражнения по русскому языку. –

Саратов: Лицей, 2004 г.

  1. Петлякова Э. Н. Занимательный русский язык. 3 – 4-й классы: стандарты  

      второго поколения. – Ростов н / Д: Феникс, 2013 г.

  1. Синицын В. А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по

русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

  1. Соболева  О. Л., Агафонов В. В. Русский язык: Весёлые правила. – М.:

      АСТ - Пресс, 1995 г.

  1. Сухин И. Г. 200 школьных кроссвордов: 1- 2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  2. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. –

Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  1. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.:    

      Просвещение, 1991 г.

  1. Шибаев А. А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  2. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа,   1993 г.
  3. Юрьева Н. А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. –

Минск: Юнипресс, 2004 г. 

20.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,                        2167 /Itemid,6/

21.http://www.proshkolu.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...