Рабочая программа "Грамотеи"
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Мосеева Елена Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Грамотеи»     по общеинтеллектуальному направлению для 1  класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Кирсанова Тамбовской области

СОГЛАСОВАНО

на заседании Управляющего совета

протокол №1 от 26.08.2020 г

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол №1 от 31.08.2020 г

УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе

№141 от 31.08.2020 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Грамотеи»

по общеинтеллектуальному направлению 

(название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)

для 1 «А» класса

 на 2020-2021 учебный год

учителя начальных классов

 Мосеевой Елены Ивановны

(должность, ФИО педагога)

Кирсанов

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

      Цель: углубление уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: говорение, произношение, чтение и письмо.

     Задачи:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

6. Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи младших школьников.

7. Воспитание в детях речевую культуру, языковую интуицию.

8. Формирование речевых интересов, дара слова.

9. Развитие творческих способностей каждого ребенка, фантазию и воображение.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующие результаты:

1. Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2. У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3. У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);

3. Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».


4.  Положение о рабочей программе, реализуемой в рамках предоставления платных образовательных услуг учащимся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Кирсанова Тамбовской области (далее – МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273–ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком).

В соответствии с    учебным планом школы рабочая программа  для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы  по русскому языку в 1 классе составлена из расчета  1час в неделю, 33 часа  в год.

Формы организации образовательного процесса.

  • игровые занятия;
  • творческие лаборатрии;
  • практическая, групповая и индивидуальная работа с использованием тестов, карточек, диктантов;
  • уроки с использованием ИКТ
  • работа в группах постоянного состава;
  • работа в паре взаимоконтроля,
  • работа с таблицами, словарями, дополнительной литературой,
  • практикумы.

Методы обучения.

  • репродуктивный (беседа, вопросы, тесты);
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный.

Технологии обучения.

- технология  разноуровневого обучения;

- развивающее обучение;

- технология  обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств   школьника.

 Виды и формы контроля.

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.), интеллектуальных игр (КВН, «Брейн-ринг»,) портфолио достижения учащихся.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

В программе выделено 5 разделов, подчиняющихся общему направлению курса.

            Раздел «Речь. Техника и выразительность речи» 5 ч.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, жесты и мимика громкость, темп, Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

 Углубит и расширит у учащихся диапазон учебной информации о значении речи в жизни человека, расширит словарный запас, разовьёт внимание, память

Углубление знаний, расширение диапазона учебной информации по темам: Первичные особенности функциональных стилей речи: художественного, научного, публицистического, разговорного.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Пользование толковым, словообразовательным, грамматико-орфографическим словарем.  

Знать/понимать: виды текстов, самостоятельно озаглавливать тексты, составлять планы, создавать тексты по предложенному заголовку.

Уметь: различать устное и письменное общение;

 оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

Применять: соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении(sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи) различать устное и письменное общение.

             Раздел «Слово» 11 ч.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Углубит и расширит у учащихся диапазон учебной информации о значении слова в контексте, о лингвистических словарях, о разных видах словарей: антонимов, омонимов, синонимов, орфографических словарях, о секретах орфографии. Учащиеся научатся работать со словарями, составлять словарные статьи. Учащиеся познакомятся с морфемами, которые делают слово эмоционально-окрашенным, узнают смыслоразличительную функцию однокоренных слов. Глубже знакомятся с однозначными и многозначными словами, с прямым и переносным значением слов, с архаизмами и неологизмами, с иноязычными словами. Раздел насыщен пословицами и поговорками, фразеологизмами, крылатыми словами и выражениями.

Углубление знаний, расширение диапазона учебной информации по темам:

Язык как развивающее явление. Значение слова в контексте. Лингвистические словари. Виды словарей. Словарь антонимов, омонимов, синонимов. Орфографические словари. Секреты орфографии. Фразеологические словари. Фразеологический оборот как устойчивая единица речи. Работа со словарями. Составление словарной статьи.

Знать/понимать: правила русской орфографии, значение слова в контексте.

Уметь: использовать фразеологические обороты, как устойчивую единицу речи, составлять словарные статьи.

Применять: виды словарей при работе.

        Раздел «Предложение и словосочетание» 5 ч.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).  

 Углубит и расширит и представление о простом и сложном предложении , расширит знания о слове как части речи, о связи слов в предложении, расширит лингвистический кругозор, повысит  общую языковую культуру, обогатит словарный запас , научит составлять предложения на заданную тему.

 Знать/понимать: правила русской орфографии, значение слова в контексте.

Уметь: использовать фразеологические обороты, как устойчивую единицу речи, составлять предложения на заданную тему.

Применять: сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов; умение использовать виды словарей при работе.

Раздел «Текст» 10 ч.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

 Углубит и расширит у учащихся диапазон учебной информации по темам: Тексты. Выявление признаков, характерных для текста – описание, рассуждение, повествование.

Углубление знаний, расширение диапазона учебной информации по темам:

Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Деление текста на части. Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог.  Составлять тексты разных типов и стилей.

Знать/понимать: виды текстов, самостоятельно озаглавливать тексты, составлять планы, создавать тексты по предложенному заголовку.

Уметь: пересказывать текст от другого лица, составлять рассказ на определённую тему, отличать текст от набора предложений, записанных как текст. разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника, сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй.

Применять: определять тему, основную мысль несложного текста, в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор),

Раздел «Культура  общения» 3 ч.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Правила разговора по телефону

 В данном разделе учащиеся научатся различать устные и письменные формы общения, правильно оформлять их на письме и в устной речи. В программе предусмотрено усвоение объёма знаний, выработка умений и навыков, необходимых для письменного общения. Диалог. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.

 Раздел включает блок орфографических правил в виде занимательных формулировок и рифмовок.

Знать/понимать: правила русской орфографии, значение слова в контексте.

Уметь: – различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

использовать фразеологические обороты, как устойчивую единицу речи.

Применять: анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; применять в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении(sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Речь. Техника и выразительность речи. - 5 ч

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, жесты и мимика громкость, темп, Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.  - 11 ч

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы).  Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание. - 5 ч

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).  

Текст. - 10 ч

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Культура общения. - 3 ч

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Правила разговора по телефону.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Планируемые результаты

1

Речь. Техника и вырази-тельность речи.

5 ч

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, жесты и мимика громкость, темп, Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем.

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

- уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2

Слово.

11 ч

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многознач-ные слова. Слова – «родст-венники». Слова – «родствен-ники» и слова – «друзья» (синонимы) Слова – «родст-венники» и слова, внешне сходные, но разные по значе-нию (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).Умение выделить слова – «родственники» сре-ди других слов, подобрать к данному слову  слова – «род-ственники», установить об-щность их значения на основе элементарного слово-образо-вательного анализа. Уста-новить общность написания слов – «родственников». Умение определить лекси-ческое значение слова (в том числе на основе словообра-зовательного анализа). Уме-ние определить лексическое значение многозначного слова  по предметным кар-тинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антони-мы в тексте, подобрать сино-нимы, антонимы к данному слову. Умение отличить сло-ва – «родственники» от сино-нимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

3

Предложение и слово-сочетание.

5 ч

Предложение. Простое пред-ложение с точкой, вопроси-тельным и восклицательным зна-ком. Умение членить небольшой текст на предло-жения, устанавливать связи между словами в словосо-четании и предложении. Уме-ние редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распро-странять предложение. Уме-ние составлять простое расп-ространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предло-жение с точкой, вопроситель-ным, восклицательным знаками).  

4

Текст.

10 ч

Понятие о тексте. Тема текс-та. Умение отличать текст от отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как инфор-мационный текст. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллек-тивное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформиро-ванного текста. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чис-тоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

5

Культура  общения.

3 ч

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благо-дарности, извинения. Слова – выражения приветствия, про-щания. Умение пользоваться словами – выражениями при-ветствия, прощания, извине-ния, благодарности в собст-венной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. Правила разговора по телефону.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ. 

Личностными результатами изучения курса «Развитие речи» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения во внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и детского творчества» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

применять технику и выразительность речи;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

Ожидаемые результаты

- расширение словарного запаса учащихся

- расширение и углубление запаса знаний учащихся

- умение находить подход к решению нестандартных заданий

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

- участие в школьных, районных олимпиадах

 

Приводить примеры многозначности слов, синонимов и антонимов.

Различать близкие по смыслу и однокоренные слова

Определять количество слогов в слове, ударные и неударные слоги.

Подбирать рифмованные слова.

Находить речевые ошибки

Характеризовать средства художественной выразительности в тексте – эпитеты, сравнения.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:

Учащиеся научатся:

— вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

— договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

— участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

— строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

— выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

— быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:

Учащиеся научатся:

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

— моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

— использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

— выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

— вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— пользоваться словарями, справочниками;

— строить рассуждения.

личностные:

У учащихся будут сформированы:

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

— осознание роли речи в общении людей;

— понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

— устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

— чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

— интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

— в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны знать:

знать:

— многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

— изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

— стили речи: разговорный и книжный;

— типы текстов;

уметь:

— уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

— выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

— вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

-быть хорошим слушателем;

— определять лексическое значение слова;

— отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

— редактировать предложения;

— определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

— сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

— распознавать типы текстов;

— устанавливать связь предложений в тексте;

— распознавать стили речи

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

I Раздел: Речь. Техника и выразительность речи – 5ч

1.

Углубленное изучение по теме: «Речь. Устная и письменная речь. Дыхание в речи. Выразительность речи»

1

2.

Углубленное изучение по теме: «Письменная речь»

1

3.

Углубленное изучение по теме: «Выразительные средства языка. Грамотность, как свойство устной речи»

1

4.

Углубленное изучение по теме: «Диалог»

1

5.

Углубленное изучение по теме: «Изобразительные средства языка.Сравнение»

1

II Раздел: Слово – 11 ч.

6.

Углубленное изучение по теме: «Слово и его значение»

1

7.

Углубленное изучение по теме: «Имя собственное»

1

8.

Углубленное изучение по теме: Слова – названия предметов, признаков, действий

1

9

Углубленное изучение по теме: «Однозначные и многозначные слова»

1

10.

Углубленное изучение по теме: «Прямое и переносное значение многозначных слов»

1

11.

Углубленное изучение по теме: «Слово одно, а значений несколько»

1

12.

Углубленное изучение по теме: «Слова близнецы. (Омонимы)»

1

13.

Углубленное изучение по теме: «Слова – «родственники». (Однокоренные слова)»

1

14.

Углубленное изучение по теме: «Слова – «друзья» (синонимы)»

1

15.

Углубленное изучение по теме: «Использование синонимов в речи для более точного выражения мысли»

1

16.

Углубленное изучение по теме: «Слова – «враги» (антонимы)»

1

III Раздел: Предложение и словосочетание – 5ч

17-18

Углубленное изучение по теме: «Порядок слов в предложении»

2

19

Углубленное изучение по теме: «Порядок слов в предложении. Точность речи»

1

20-21

Углубленное изучение по теме: «Связь между предложениями в тексте»

2

IV Раздел: Текст – 10ч

22

Углубленное изучение по теме: «Деление текста на предложения»

1

23

 Углубленное изучение по теме: «Опорные слова в тексте»

1

24

 Конструирование образных выражений при составлении и редактировании текста.

1

25

 Углубленное изучение по теме: «Редактирование текста»

1

26-27

Углубленное изучение по теме: «Тема и основная мысль текста».

2

28-29

  Углубленное изучение по теме: «Типы текстов: рассуждение, описание, повествование»

2

30

Углубленное изучение по теме: «Творческое редактирование текста»

1

31

  Углубленное изучение по теме: «Составление рассказа по заданной теме»

1

V Раздел: Культура общения – 3ч

32

Как построить вежливый диалог.

1

33

Виды диалога: беседа, спор.

1

34

Письменное приглашение.

1

Примечание: 

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Учебные пособия:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2013.

Учебно-методическая литература:

  1. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
  3. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. класс. – М.: Росткнига, 2012

Книгопечатная продукция

  1. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем:  Рабочая тетрадь для 1 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  2. Мастерская речевого творчества: Методическое пособие: Программа спецкурса КОУ / В. А. Синицын.  - М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
  3. В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд.   – М.: АО «Столетие», 1997.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  7. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Интерактивная доска.
  6. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  7. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

Ресурсное обеспечение.

Информационно - методические ресурсы.

Технические средства: экран, проектор, компьютер.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...