«Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Цели урока: отработать навык определения падежа личных местоимений единственного и множественного числа; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_lichnyh_mestoimeniy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме

 «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»

Цели урока: отработать навык определения падежа личных местоимений единственного и множественного числа; развивать умение правильно употреблять местоимения в речи; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока: 1. Орг. момент.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Для этого надо потрудиться

- Посмотрим, как вы трудились дома. Проверим д/з.

2. Проверка д/з  (с. 41 упр. 27), воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

- Откройте свои тетради.

Прочитаем стихотворные строки.

- Вам было приятно читать эти строки? Почему?  (Да. Ведь скоро наступит этот день. Мы ждём его, готовимся к нему. Собираемся подарить подарки своим мамам, сказать как мы их любим и ценим.)

Самый большой подарок для мам – это когда у вас всё хорошо. Вы не болеете, стараетесь хорошо учиться, не огорчаете её.

- Сколько личных местоимений подчеркнули? (9)

- Сколько из них стоит в И.п.? (5) Почему? (Местоимения: он, мы являются в предложениях подлежащими.)

Стучится к (кому?) к нам – Д п.

Сварим (для кого?) для неё – Р.п.

Споём (с кем?) с ней – Т.п.

Портрет (кого?) её – Р. п. (заменим слово «её» сущ. 1 скл. мама.)

- Ребята, что означает данная схема.

ИМЯ

М

(Местоимение указывает на предмет, но не называет его.)

- О каких местоимениях идет речь?   (о личных местоимениях)
- Ещё как они называются?     (местоимения-существительные)   Почему?    (в речи они употребляются вместо имени существительного)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим работу над  местоимениями. Будем совершенствовать наши знания по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа».

- Как вы понимаете слово «склонение»? (изменение по падежам)

4. Актуализация знаний.

а)

- Выпишите личные местоимения

Да, ну, он, но, вы, со, ух, яты, при, оно, обо, они, без, мы.

Проверка.

- Какого местоимения не хватает? Допишите. (она)

б)

 Работа с таблицей.

- Что можете сказать об этой таблице? (Здесь есть ошибки)

                Ед.ч.                 Мн.ч.

1-е л.         я                       ты

2-е л.         вы                    мы

3-е л.        он                     они

                 она

                 оно

- Исправьте ошибки в таблице

5. Воспроизведение учащимися знаний (применение учащимися приобретённых знаний, пробных упражнений)

Просклоняйте местоимение вы (мн.ч., 2-е л.)

И.п. (кто?) вы

Р.п. (кого?) вас

Д.п. (кому?) вам

В.п. (кого?) вас

Т.п. (кем?) вами

П.п. (о ком?) о вас

Проверка по табл. с. 44

- Какие два местоимения мешают автотранспорту?  (я-мы)

- Сколько букв и звуков в этом слове?

Ямы – 3б., 4 зв.

- Первый слог – личное местоимение, второй произносит лягушка.

Вместе – растение, бахчевая культура. (ты-ква)

По цепочке на доске записать словосочетания, определить падеж местоимения.

Играю с ним (Т.п.), думаю о ней (П.п.), приходил к нему (Д.п.), на груди у него (Д.п.), горжусь ею (Т.п.), отвечаю тебе (Д.п.), встречался у них (Р.п.), рассказал о вас (Т.п.).

- Мы записали словосочетания  ? + мест.

6. Выполнение упражнений реконструктивного типа.

Работа по учебнику (с. 43 упр. 32)

Чтение задания.

- Вспомним какие местоимения относятся ко 2-му и 3-му лицу (ты, вы, он, оно, она, они)

- Эти местоимения будут встречаться в такой форме в данных предложениях? (нет) Почему? (т.к. это форма И.п., а в данных предложениях они стоят в форме Д.,Т.,П. падежа)

- Значит мы должны их склонять? (Да)

- Мы должны употребить их в нужной падежной форме.

Работа в парах.

- Посовещавшись между собой, попробуйте определить какое местоимение мы должны записать вместо скобок в каждом из предложений?  Эти местоимения запишите на листок бумаги.

Самостоятельно доделайте упражнение согласно заданию.

Понравилась ли (кому?) вам экскурсия?

Учитель доволен (кем?) им (ею).

Твой друг спрашивает (о ком?) о тебе.

К (кому?) ним приехал поэт.

7. Решение задач творческого типа.

Работа на карточках.

- Отредактируйте текст. Используйте  вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.

Мама

        Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму . Мама  заслужила это.

Мама

        Мама!    …   ласковая и добрая. С     …    всегда легко и весело.

Спасибо     ….     за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   …  ,

береги   …   .    ….   заслужила это.

Мама

        Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка отредактированного текста.

9. Анализ и оценка итогов работы.

Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда».

  1. Местоимение – часть речи? (Да)
  2. Личные местоимения ед.ч. склоняются?  (Да)
  3.  Личные местоимения мн. ч. склоняются?   (Да)
  4. Предлоги с местоимениями пишутся слитно?  (Нет)
  5. Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.  (Нет)
  6. В русском языке шесть  падежей (Да)
  7. Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок (Да)

10. Оценка знаний

11. Д/з с.46.упр. 35

- Прочитайте задание.

- Задайте интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Склонение личных местоимений единственного и множественного числа»...

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

Проверочная работа по теме "Склонение имен прилагательных единственного и множественного числа."4 класс.

В работе дано пять заданий на определение окончаний прилагательных в словосочетаниях единственного и множественного числа.Имена прилагательные использованы для всех  трех родов.В проверочной рабо...

Урок русского языка "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»

Педагогическая цель: создание условия для ознакомления с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица;  совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать ра...

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа

Конспект урока по русскому языку: Склонение личных местоимений ед.и мн числа...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...