Открытый урок по русскому языку на тему "Синонимы" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Мочалова Валентина Николаевна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Синонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sinonimy.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием  синонимический ряд;

Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.

Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.

 

Ход урока

  1. Организационный момент (Слайд 1)

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.

II. Актуализация прежних знаний.

(Слайд 2)

-Посмотрите на экран.

 (на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).

  1. Найди безударный гласный звук в  слове лисица. (лисица)
  2. Назови непарный согласный звук по глухости звонкости в слове бант. (бант)
  3. Подбери проверочное слово к слову мороз в форме множественного числа. (морозы)
  4. Скажи окончание в слове уроки. (уроки)
  5. Назови суффикс в слове осенний. (осенний)
  6. Что имеет своё значение? (слово)
  7. Как называются слова, которые имеют одно значение? (однозначные)
  8. Что можно сказать об этих словах: колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла? (многозначные)

-    Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)

III. Самоопределение к деятельности.

 (Слайд 3)

- Какое слово можно составить из данных букв?

- Какое слово получилось? (синонимы)

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)

-Мы первый раз изучаем эту тему?

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)  

- А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели?  Сформулируйте задачи урока.  (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)

IV. Работа по теме урока

(Слайд 5)

- Для достижения нам помогут некоторые задания

 (На экране задание. Сгруппируй данные слова)

- По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)

- Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый,  неторопливый, неспешный, медлительный).

Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой?  - прилагательные).

- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)

- Какие слова вы отнесли к  третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).

- Почему  вы  решили, что  это  синонимы? (это  близкие  по  значению  слова, которые  по-разному  называют  одно  и  то  же, являются  одной  и  той  же частью  речи).

Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.

- Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64  и прочитаем  правило.

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)

- Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)

-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

- Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)

- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

(Слайд 6) (На экране стихотворение).

- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

- Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)

- Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)

- Скажите, пожалуйста,  в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В  переносном.)

- Запишем эти слова в тетрадь.  (Один ученик пишет у доски).

(Слайд 7)

 - Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом. 

Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)

- Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания.  Для этого поработаем в группе.

 (Слайд 7)

- Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:

(Слайд 8)  1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)

2 группа: чудный  (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)

- Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)

 (Слайд 9 +музыка)

Физкультминутка 

Поесть и подкрепиться,

Спешить и торопиться,

Пернатые и птицы,

Колы и единицы,

Потерянный – пропавший,

Сверкающий – блестящий,

К любому слову мы найдём

Синоним подходящий.

 

VII.Закрепление изученного материала

(Слайд 10)  (Работа в паре. Раздаю листочки.)

- Соедините линиями слова-синонимы.

Аплодисменты        доносчик      

вождь                                 удача

аромат                               глава

воин                                   боец

гроздь                                стужа

ябеда                                  рукоплескание

успех        запах

холод                                  кисть

(Коллективная проверка)

- А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.

Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)

Работа по учебнику

  1. Индивидуальная работа.

Упр. 3  стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).

(Коллективная проверка)

2. Работа с текстом. Работа в группе.

 (Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)

 

    Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.

Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.

- Прочитайте текст. Понравился вам текст?

-А что нужно делать?  (Заменить слова)

 (Посоветовавшись, каждая  команда  отвечает  и  защищает  свой  ответ).

(Слайд 12)

 - Посмотрите, в предложении  Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)

- Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).

Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть  тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.

 

IV. 1. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?

2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)

Разгадай кроссворд «Синонимы»

По горизонтали.        По вертикали.

2.Актёр (артист)        1.Занемочь (заболеть)

4. Источник (родник)        3.Отечество (родина)

5. Пилот (лётчик)

6. Преданный (верный)

7. Беспокойство ( тревога)

- Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.

VI.Домашняя работа

  1. Стр. 62-63 прочитать текст.
  2. Подобрать синонимичный ряд к слову радость.

- В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).

- Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".

Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Определение".  Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков....

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...