Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме:" Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Задачи урока:

Образовательные:

                - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми

                  согласными;

                 -учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и

                  подбирать к ним проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_s_neproiznosimymi_soglasnymi_2_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова с непроизносимыми согласными.

Задачи урока:

Образовательные:

                - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми

                  согласными;

                 -учить определять слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и

                  подбирать к ним проверочные слова.

Развивающие:

                 - развивать орфографическую зоркость;

                 - развивать внимание, память;

                 - способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

Воспитательные:

                 -  воспитывать интерес к обучению, сдержанность, умение выслушивать мнение

                    одноклассников;

                 - раскрывать красоту и богатство русского языка.  

Оборудование: учебник, тетради, индивидуальный раздаточный материал (кроссворды

                            для каждого ученика),  мультимедийный проектор.

 

№ п/п

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1

Организа-ционный момент

Настрой на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

2

Минутка чистописания

о, с, и, т, н, е, у, з, э, д, а,

- На какие группы можно поделить буквы?

                                 гласные и согласные.

- На минутке чистописания мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше.

        Назовите буквы.

                                   с, т, н, з, д,

- Дайте характеристику звукам, которые обозначены данными буквами.

-Открыли тетради, пропустили 2 линеечки от предыдущего задания и записали число. Сегодня у нас 9 декабря, на след строчке записали -Классная работа.

        Запишите, продолжив закономерность.

СТН      ЗДН

                                           

- Что написано на доске?

                                           пословица.

 Сердце матери лучше солнца греет.

-  Почему так говорят?

- Какие опасные, на ваш взгляд, места есть в предложении?

                     В словах «сердце»,  «солнце» 

               не произносятся буквы «д», «л».

Слайд  1

3

Тема урока

-Как вы думаете с какой темой мы сегодня мы познакомимся?

- Правописанием слов, в которых есть непроизносимые согласные.

- Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните непроизносимые согласные.

4

Словарная работа

Расшифруйте слова.

здрвствйт       здравствуйте

лстнц              лестница

прзднк            праздник

чвстввть         чувствовать

- Запишите словарные  слова в тетради.

Слова, которые нельзя проверить, нужно запомнить их написание.

-Устно составьте предложение с каждым из данных слов.

Слайд 2

5

Работа над темой

  1. Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимыми согласными

 -Сделаем буквенную запись  слов из упражнения 1 на странице 108 учебника. Попробуйте устно подобрать проверочные слова. Запишем в тетрадь только те слова, в которых есть непроизносимые согласные. Перед каждым таким словом  запишем проверочные слова.  

вку[сн]ый                   чуде[сн]ый

опа[сн]ый                   ужа[сн]ый

че[сн]ый                     гру[сн]ый

капу[сн]ый                 нена[ст]ный

                   звё[зн]ый

                   опа[сн]ость

                   запа[сн]ой

                   рукопи[сн]ый

Работа парами (взаимопроверка)

Честь – честный,  капуста – капустный, грусть – грустный, ненастье – ненастный, звезда – звёздный.

- Что вы заметили?

                       (есть слова,  в которых не

                        слышится согласный, но при

                        подборе проверочного слова

                        пишется)

 Вывод:  чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] [стн]; [з] и [н] [здн].

- Как можно назвать согласные, которые не произносятся?

                                    Непроизносимыми

- Прочитайте и запомните написание некоторых слов с непроизносимой согласной.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!        В. Волина

                 

- Подумайте, как же правильно написать  слова с непроизносимыми согласными?

                      (подобрать проверочное слово)

  1. Знакомство с правилом.

Учебник страница …

Составление памятки.   ( работа на листочках)  

- Что нового открыли для себя?

Д: Непроизносимый согласный бывает проверяемым и непроверяемым.

- Если нулевой звук проверяемый, какими должны быть ваши действия?

   Памятка

Как правильно  писать слова с непроизносимым согласным звуком.

  • подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;
  • подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчётливо;
  • подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчётливо;
  • пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
  • не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
  • запоминаю, если не проверяется;

- Найдите в памятке нужный пункт и поставьте цифр от 1 до  4.

  1. подбираю родственное слово, в котором  непроизносимый согласный слышится отчетливо;
  2. пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;
  3. не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
  4. запоминаю, если не проверяется.

         

Слайд 3

Слайд 4

6

Физ.минутка

Раз – поднялся, потянулся,

Два – согнулся, разогнулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

      Шесть – за парту тихо сесть.

Звучит ритмичная музыка

7

Закрепление изученного

 Приложение  (для индивидуальной работы по карточкам).

1.Замени одним словом близким по смыслу. Объясни написание слов.

шумное торжество

имеющий отношение к звездам

любящий повелевать

приветствие при встрече

 окружающее пространство

печальный рассказ

хмурые дни

центральный орган    кровообращения

приспособление, по которому поднимаются вверх и спускаются вниз.

яркое светило

        

влас..ный

здра..ствуй

мес..ность

звёз...ный

грус..ный

 праз..ник

ненас..ные

со..нце

сер..це

лес..ница

2.Запиши текст, вставив пропущенные слова, подходящие по смыслу.Объясни написание слов.

Зимнее ____________ осв.щает _____________. Д.ревья стоят в _______________ уборе. В этот м.розный день снег сияет цв.тными блестками . Метель нам.ла ______________ сугробы.

Слова для справок: со?нце, окрес?ность, праз?ничном, гиган?ские.

 

8

Домашнее задание

 ….

9

Итог урока

Оценивание работы учащихся на уроке. (

- Каким для вас было общение на уроке?

-Выделите только три слова.

- Подчеркните слова с непроизносимым согласным звуком.

ДЛЯ МЕНЯ ОБЩЕНИЕ НА УРОКЕ БЫЛО:

Деловым;

Игровым;

Интересным;

Поучительным;

Познавательным;

Полезным;

Радостным;

Прекрасным;

Чудесным.

10

Кроссворд

1. Что обогревает землю?

2. Как называется ряд ступенек, идущих наверх?

3. Как называется растение, растущее на болоте?

4. Как называют того, кто принес весть?

1

2

3

4

Слайд 5, 6

У детей на партах индивидуальные карточки с кроссвордом

Головина З.Г. 221-788-825


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать об...

Конспект урока по русскому языку Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в конце слова" (2 класс)

Тип данного урока рефлексия, основная цель, которого состоит в продолжении изучения слов с парной согласной в конце слова, в отработке навыков по поиску и исправлению своих ошибок. В ходе урока формир...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с удвоенными согласными" во 2 классе, УМК "Школа России"

Цель урокаПознакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.Планируемый результат обученияУчащиеся научатся правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными.  Познавательные УУД...

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"

Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс  УМК "Школа России"...