Технологическая карта по русскому языку 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Виноградова Наталья Сергеевна

Правописание  слов с парными   по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 63
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫМИ
НА КОНЦЕ СЛОВ И ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости
согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова; способствовать развитию умения
писать слова на изучаемое правило

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают основные понятия и правила (в объеме изучаемой темы); овладевают умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, применять знания
фонетического материала при использовании правил правописания

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее; используют такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознают цель чтения.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, проявляют познавательную инициативу;
учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, корень слова; проверочное слово; глухие и звонкие согласные, парные по глухости-звонкости; орфографический словарь, орфограмма, признаки орфограммы

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Звонкие и глухие звуки»

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией.
Настройтесь на урок

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните письмо по образцу.

На доске:

Берег –бережок

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Актуализация знаний.

Проверка
домашнего
задания
(учебник, упр. 206) 

Фронтальная. Беседа по вопросам. Инди-видуальный. Монологические ответы.

Работа по карточкам.

– Молодцы, как вы постарались
во время минутки чистописания! А теперь повнимательней посмотрите на слова в вашей тетради:
какое интересное явление спряталось в них?
(Чередование.)

– Какие еще бывают чередования
в корне? Приведите примеры.(дорога –дорожный, яблоко-яблочко, орех-орешек, подруга-друзья-дружеский, огурец-огурчик)

Слушают учителя, отвечают на вопросы, приводят примеры на изученные орфограммы, на формулируемое орфографическое правило. Слушают ответы

П – оперируют имеющимися теоретическими знаниями; применяют полученные ранее знания для решения поставленных в новой учебной ситуации задач.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную

Фронтальный, ответы на вопросы. Индивидуальный
(работа
по кар-
точкам)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Проверка
домашнего
задания

– Как надо поступать, когда вы встречаетесь с проверяемой
безударной гласной в корне?
А с непроверяемой?

–208(дом.зад) какое словарное слово встретилось вам в домашнем задании?

других учеников,
корректируют и дополняют их в случае необходимости.

Выполняют индивидуальные задания, предложенные учи-
телем.

Представляют выполненную домашнюю работу.

учителем.

К – аргументируют свои ответы

IV. Словарно-орфографическая работа.

Слово с непроверяемым написанием «пороша»

Фронтальная, индивидуальная

– Какое лексическое значение
имеет слово «пороша»? (выпавший ночью, переставший к утру снег)

– Объясните орфограмму в этом слове. (Непроверяемая безударная гласная в корне.)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Пр. – формулируют лексическое значение слова;
Р – принимают учебную
задачу

Фронтальный (беседа), индивидуальный
(моноло-
гические
ответы)

Продолжение табл.

V. Постановка учебной задачи*

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

–Какое время года наступило? И  задание у нас тоже снежное: нужно объяснить орфограммы, которые спрятались за снежинками.

Зап*рошила д*ро*ки,
Разукрасила *ко*ки,
Радость детям п*д*рила
И на санках пр*к*тила.

– Найдите слово, однокоренное
тому, с которое было в дом зад
(Запорошила.)

– Вставьте пропущенные буквы
и объясните их правописание.

Читает сказку

– Попробуйте сформулировать тему урока

Спешите слова подберите, проверочные подчеркните парные согласные.

Слушают учителя. 

Работают с текстом загадки и с пропущенными буквами:

Запорошила

               дорожки,
Разукрасила
окошки,
Радость детям

               подарила

И на санках

               прокатила.

Предлагают свои
варианты формулировки цели урока

Пр. – анализируют текст
с целью решения орфографических задач.

П – сопоставляют изученное и неизученное с целью выявления недостаточности знаний для решения поставленной учебной задачи, определяют цель работы на учебном занятии.

Р –  принимают учебную
задачу, сформулированную учителем.

К – строят монологический ответ, используя аргументацию

Фронтальный, индивидуальный

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Воспроизве-
дение знаний
о парных по глухости-звонкости согласных звуках (учебник, упр. 209, 210)

Фронтальная,
(беседа по во-просам); индивидуальная
(выполнение
заданий упражнений учеб-
ника). Работа в группах

– Какие парные согласные по глухости-звонкости вы знаете?

Работа в группах

Выполните задания упражнений учебника 209, 210 и ответьте
на вопросы:

•  Что происходит со звонкими
согласными, находящимися в слабой позиции?

Называют пары звуков, объясняют, что происходит со звонкими согласными, когда они находятся перед глухими согласными (упр. 209)
или в конце слова
(упр. 210)

П – наблюдают за текстом с целью анализа изучаемого явления; отрабатывают умение самостоятельно делать выводы, основываясь
на самостоятельном исследовании.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем

Фронтальный (ответы на вопросы), индивидуальный
(самостоятельно
сформули-рованные решения учебной
задачи)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Читает

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

2. Знакомство
с правилом
написания парной согласной

Коллективная, индивидуальная. Чтение. Устный ответ

– Пожалуй, вы уже готовы познакомиться с правилом, регулирующим написание парных по глухости-звонкости согласных

Читают теоретический материал,
воспроизводят его

П – работают с научными текстами, извлекают
из них необходимую
информацию, устно

Индивидуальный, монологический ответ

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

(учебник, теоретический мате-риал на с. 112)

в корне. Прочитайте его на с. 112 учебника

воспроизводят напи-
санное

(воспроиз-ведение
правила)

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Упражнение
в подборе слов
с парными со-гласными (учебник, упр. 214)

 Работа в парах

Практический

Организует работу с карточками, контролирует её выполнение

Организует работу по учебнику(213)

Выполняют упражнения вслед за комментирующим учеником (первая строка), потом – самостоятельно

Пр. – применяют изученное орфографическое правило на письме, видят изучаемую орфограмму в слове, подбирают проверочное слово, объясняют условия выбора написания

Фронтальный (комментированное письмо), индивидуальный
(самостоятельное письмо)

2. Упражнение
в подборе про-верочных слов
с парными со-гласными (учебник, упр. 214)

Индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Самостоятельно выполняют упражнение. Представляют
результаты работы

Пр. – применяют изученное орфографическое
правило на письме

Индивидуальный
(самостоятельное письмо)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание
(учебник
упр. 211)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...