Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . Учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 2». С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г. , рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок. 3 класс» М.И. Кузнецова . Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_12.04.2017.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Дата урока  12.04.2017 г.    ФИО учителя  Гудничева Лариса Владимировна,   класс 3 «А»

Название урока Русский язык

Тема урока. Правописание окончаний прилагательных

Тип урока: урок закрепления знаний

Педагогические задачи:   прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

 закрепление умения правильно писать окончания прилагательных, используя алгоритм проверки написания;

повторение правил о прилагательном, разбора по составу, по членам предложения и частям речи; звуко-буквенного разбора;

изучение новых словарных слов, работа с понятиями синонимы и антонимы

Метапредметные:

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; формулирование познавательной цели; анализ объекта с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); постановка вопросов; построение логической цепи рассуждений, доказательство; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;  планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение четко и полно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций;   приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение и смыслообразование

Образовательные ресурсы:  учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 2». С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.  рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок». 3 класс» М.И. Кузнецова . Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г.                                                  медиапроектор;  экран;  ноутбук; карточки с заданиями при работе в группах; смайлики;  цветочки  для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

Универсальные  учебные действия

1.   Организация начала урока  

 Посмотрите друг на друга. Коснитесь друг друга ладонями. Подарите друг другу улыбку. Пожелайте успехов и удач. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла половицу «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»

Как вы понимаете эти слова?

В конце  урока посмотрим, соответствует ли она нашему уроку.

  Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Л.: жизненное самоопределение

Р.:   привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

1.  Проверка домашнего задания

- Понравился ли вам текст. Чем?

- Какие прилагательные выписали? Какие у них окончания?

- Почему это прилагательные? (Отвечают на вопрос какая? какие?, стоят в той же форме, что и сущ-е)

(некузявая, дюбые, некузявые, некузявые, бятые)

 2.  Прочитайте стихотворение.

О чем в нем говорится?

Здравствуй, небо голуб…!

Здравствуй, мил… земля!

Я, весенн… подснежник,

В гости к вам пришел не зря.

Сколько предложений в тексте? (Три)

Разберите слово подснежник по составу.

 Отвечают на вопросы

 Называют 5 слов, доказывают, что они являются именами прилагательными

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Разбирают по составу слово

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3. Определение темы и цели урока

1.   Определение темы урока

  Выпишите словосочетания существительное + прилагательное, выделите вставленные окончания

 

Посмотрите на выписанные словосочетания и определите тему урока

(Правописание окончаний прилагательных)

2. Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Упражняться в правильном написании окончаний прилагательных)

3. Составим план действий на уроке

 1. Вспомнить, какую часть речи называют прилагательным

 2. Вспомнить способы проверки безударных окончаний имён прилагательных

 3. Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и в группе

 4. Подвести итог урока

 Выписывают из текста три словосочетания, выделяют окончания прилагательных, доказывают, почему такое окончание записали.

Формулируют тему

Формулируют цель

Составляют план действий на уроке

Если испытывают затруднения, то опираются на поставленные учителем вопросы

 П.: анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Р.: определение темы и целей урока

Р: планирование действий по выполнению задач урока

4. Словарная работа

1. Знакомство с новыми словарными словами

В этом учебном году нами остались неизученными несколько словарных слов. Запишите их в свою тетрадь

ГорЯчий, огрОмный, интерЕсный, прекрАсный.

Работаем со словами (проставляем ударение, подчеркиваем орфограммы)

- Какой частью речи являются все эти слова?

- Какую часть речи называют именем прилагательным?

- Окончания прилагательных бывают ударными (большой), а бывают? (безударными)

- Какие окончания надо проверять? (безударные)

- Вспомним алгоритм проверки правильности написания окончаний прилагательных.

(1. Найти сущ-е, от которого зависит прилагательное

 2. Определить род, число, падеж сущ-го. В каком роде, числе, падеже стоит сущ-е, в такой форме будет прилаг-е.

 3. Поставить от сущ-го вопрос, выделить в нем окончание

 4. Записать нужное окончание )

  1. Работа в группах

 –  Повторим правила работы в группе.

-Не забудьте выбрать командира, который будет защищать ответ

- Выберите понравившийся вам цветок. Займите место группы.

1 гр. Подберите к данным прилагательным антонимы

2 гр. Подберите к данным прилагательным синонимы

3 гр. Составьте словосочетания так, чтобы прилагательные были согласованы с существительными

Работаем 2 минуты.

Проверка выполнения

1 и 2 группа зачитывают ответы, 3 группа еще и доказывает, почему такие окончания у прилагательных

 

Записывают слова в тетрадь, ставят ударение, находят орфограммы.

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют правило

Вспоминают алгоритм проверки

 

 

 

 Вспоминают правила работы в группе

Делятся на группы

Выполняют задания

 

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: анализируют и делают выводы

К.:  инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

5. Повторение и закрепление изученного  

1. Работа с учебником

На с 124 упр № 1: составить словосочетания, выделить окончания прилагательных, определить род и падеж прилагательных

 Физминутка  

Если вы услышите имена прилагательные ж. р. – хлопайте, м.р. – руки вверх, ср.р.- руки в стороны, мн. ч. – прыгайте

(Холодный, голодная, громкое, храбрые, молодая, золотое, вечерний, яркие, смешной, зеленая, веселые, тяжёлое.

2. Работа с текстом.

 - Прочитайте текст.                                                                   – Прочитайте справку.

- Сформулируйте задание. (Вставить словосочетания в соответствии с заданными параметрами)

- Озаглавьте получившийся текст.

- Выполните задание

                 __________________________

(И.п. ж.р.ед.ч.) пришла в наш (В.п.м.р.ед.ч). В (П.п.ср.р.ед.ч.) сияют лучики (Р.п.ср.р.ед.ч). На (П.п.ж.р.ед.ч) показалась (И.п.ж.р.ед.ч). (И.п.м.р.ед.ч.) заиграл ветками (Р.п.мн.ч).

Справка: чудесная весна, голубом небе, зелёная травка, маленький городок, яркого солнышка, лёгкий ветерок, высоких деревьев, тёплой земле.

3. Проверка полученного текста на экране

                               Весна в городе.

Чудесная весна пришла в наш маленький городок. В голубом небе сияют лучики яркого солнышка. На тёплой земле показалась зелёная травка. Лёгкий ветерок заиграл ветками высоких деревьев.

- Как правильно записать окончание прилагательного?

4. Разбор по членам предложения и частям речи.

Спишите и разберите второе предложение по членам предложения и частям речи.

5. Звуко-буквенный анализ

- Назовите прилагательное, в котором количество звуков и букв не совпадает. Почему?

6. Работа в парах смешанного состава.

В тетради «Учусь писать без ошибок» с 57 № 128. Работаем в парах смешанного состава.

Вспомним критерии оценивания.

Безошибочно – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5 и более ошибок – 2

По цепочке с комментированием записывают полученные словосочетания, определяют род и падеж прилагательных, выделяют их окончания

 

 Выполняют упражнения  в связи с поставленной задачей

Знакомятся с текстом и словосочетаниями в справке

Формулируют задание

Озаглавливают текст

Работают самостоятельно. Вставляют словосочетания в предложения в соответствии с заданными параметрами.

 

Сверяют полученный результат с  образцом.

Вспоминают алгоритм написания безударного окончания прилагательного

Списывают предложение с комментированием. Разбирают по членам предложения и частям речи

Находят прил-е чудесная, т.к. буква я после другой гласной дает два звука

Выполняют задание

Меняются тетрадями

Проверяют и оценивают правильность выполнения задания

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

Л.: осознание собственных чувств благодаря использованию изобразительно-выразительных средств    

 

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

6. Домашнее задание

Базовый уровень учебник с 125 № 4

Повышенный уровень учебник с 125 № 4 + задание в тетради Пишем грамотно с 39 № 1

Задают вопросы, уточняют задание.

П.: выделение существенной информации из текста

7. Рефлексия.

  1. Итог урока.

- Вспомните, какую цель ставили перед собой. Выполнили ли мы её?

- Чему ещё мы учились?

- Все ли пункты плана работы выполнили?

 - Вспомните эпиграф к нашему уроку. Соответствует ли он тому материалу, который мы сегодня изучали? Почему?

 

  1. Рефлексия

 - А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке.  Разместите цветок  на той строчке, которая вам подходит:

- Мне очень понравилось

- Мне было интересно

- Я узнал(а)  новое

- Мне не понравилось

- Мне было скучно

Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок!

Делают выводы и обобщения.

 Отвечают на вопросы, пользуясь опорой

Я

повторил

узнал

запомнил

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

 П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль, самооценка и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имя прилагательное"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе, тема "Имя прилагательное", УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний существительных во всех падежах".

Урок содержит упражнения для отработки умения правильно писать безударные падежные  окончания существительных....

Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложен...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное".

В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Имя прилагательное». К технологической карте также прикреплена презентация....