Тема: «Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении»
план-конспект урока по русскому языку на тему

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока чтения

Тема: «Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении».

Цель: Создание условий для формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении, развития навыка правильного чтения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные (образовательные):

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Актуализация знаний

5

3

Постановка проблемыурока и проекта решения

3

4

Звуковой анализ слов, объяснение нового

5

5

Знакомство с буквой

10

6

Работа со страницей учебника

10

7

Закрепление нового материала во внешней речи

9

8

Итог

1

9

Домашнее задание

1

.

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас будет интересный урок, на нашем занятии вам потребуется ваши знания и умения, но перед тем, как приступить, проверим, что у вас должно быть на партах: пропись, букварь, пенал, дневник, ну и, конечно же, ваше хорошее настроение.

- У всех все есть? (Да)

- Итак, начнем.

Личностные УУД: приучение к порядку

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Актуализация знаний

- Какие гласные звуки вы знаете? (Дети называют)

- Произнесите гласные звуки и понаблюдайте за движением губ. На доске появляются гласные- о, е, а, у, и.

- Мы говорили об одной группе звуков. А какие звуки вы знаете ещё? (согласные)

- А чем они отличаются от гласных? (их можно пропеть, при произношении воздух проходит свободно)

Вывод: гласные звуки можно пропеть, при произношении воздух проходит свободно. Когда мы произносим согласные звуки Нет пропеть нельзя, воздух во рту встречает преграды.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Постановка проблемы урока и проекта решения

- Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

(Шуруп, шалаш, совы, сосны)

- Что общего в произношении этих слов?

- Какой звук чаще других повторяется?  [ш],[с]

- Знакомы они вам?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются? (Ш всегда твердый, ш шипит, с свистит)

- Выскажите предположение о том, какой будет тема урока. (Понять в чем различие букв ш,с)

- Что мы должны знать и уметь? (выделять звук из слова, произносить звук, соотносить звуки и буквы)

- Дайте характеристику звука [ш]. (Согласный т.к. его нельзя пропеть, глухой, твердый)

- Дайте характеристику звука [с] (Согласный, твердый, глухой, свистящий)

А сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные … (шары)

-Дайте характеристику 1-му звуку. ([ш] – согл.,тв., глух..)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Говорунья, белобока,

А зовут её …(сорока).

- Дайте характеристику 1-му звуку. ([с] –Согласный, мягкий, глухой.)

- Давайте подведём итог этой части урока. Что же мы узнали о звуке «Ш»? («Ш» согласный, звук [ш] всегда твердый)

- А о звуке «С»? («С» согласная, твердая, всегда глухая)

- Какой буквой на письме мы будем их обозначать? (Буквой Ш, С прописной, заглавной и строчной)

- С заглавной будем писать имена или строчной? (с заглавной)

- А с какой буквы напишем слово «шалаш»? (Строчной буквой «ш»)

- Почему? (Это имя нарицательное)

- С какой буквы напишем слово «Светлана» (С заглавной буквы)

- Почему? (Имя собственное)

- Я сейчас буду называть вам слова. Если в слове есть интересующие нас звуки, вы должны хлопнуть в ладоши. А если нет – топать ногами

(Кот, мышь, слон, кошка, школа, снеговик, картошка, мишка, роза)

Вывод: («С» согласная, твердая, всегда глухая, а («Ш» согласный, звук [ш] всегда твердый.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Звуковой анализ слов, объяснение нового

- Прочитайте слова на доске, дайте характеристику всем звукам [ш], [с] в этих словах.

. шепотом

. шелест

. сова

. снегирь

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?(Ш всегда твердый, ш шипит, с свистит)

- Итак, ребята. Какой вывод мы можем сделать? (Звук [ш] всегда твердый, глухой, [с]всегда глухой)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи

Знакомство с буквой

- Что напоминает буква ш? (гребешок, ковш экскаватора, вилы)

- На что похожа буква с? (Наполумесяц)

- Найдите на картинках предметы, которые напоминают букву ш, с

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Работа со страницей учебника

– Посмотрите в «Буквари» на с. 88.

1) – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш].

- На странице 90 найдите схему человечков и раскрасьте башмаки и дорисуйте шляпки. К доске пойдет 1 ученик и оденет человечка с буквой с. (Второй ученик разбирает звук (ш))

- Посмотрите на человечков, все ли правильно надели?

- Почему у человечка с буквой ш оба башмака синие? (Он всегда твердый.)

– Определите, где место [с], а где [ш].

-  Подчеркните вставленную букву.

– Какой цвет выбрали?

– Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш.

– А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.)

– Что обозначает слово опушка?

- Составьте устно предложения. (Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая обшивка по краю одежды.)

– Сравните последнюю пару слов по звучанию и по смыслу: крыши, крысы.

– Какими звуками отличаются эти пары слов? ([ш], [с].)

- Какие еще слова отличаются одним звуком?

- Значение какого слова вам не понятно?

- В каких словах встретилось правило ши? Подчеркните.

2) Работа в парах.  

 – Составьте устно предложения со словами крыши, крысы.

3) Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией. Наблюдение над звукописью.

– Просмотрите все предложения.

– Можно ли их назвать текстом? Почему?

– Как звали ослика?

– Кого пас Прошка?

– А что было в крынках?

– Кого нашла лиса?

– С чем была окрошка?

– Что делал старик?

– У кого была пустышка?

– К какому предложению подходит схема?

– Где кормушка?

– Про какое предложение я не спросила?

– Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш])

– Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицательным знаком.

– Теперь предложения с вопросительным знаком.

– Заметили ли вы, какие звуки повторяются?

– Какую роль они играют в этих предложениях?

Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту выразительность, называют звукописью, от слов «писать звуками».

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Закрепление нового материала во внешней речи

Работа с иллюстрацией.

- Кто изображен на иллюстрации? (Волчата)

- Почему вы решили, что это волчата?

- Как они выглядят (Описание волка)

- Что они делают? (Разговаривают с друг другом)

– Кто написал текст? (Валентин Берестов)

– Прочитайте название текста (Злое утро)

– А как это утро может быть злым? Что вы предполагаете?

- Чтобы до конца разобраться, сейчас мы прочитаем этот текст.

Чтение учителем.

Какие слова вам не понятны?

Порядочные- честный

Скулят- требуют внимания

Рявкнул-сказал громко

– Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!»)

– Оживите свои воспоминания: какие звуки, запахи леса вы слышали ранним утром? Представьте эту картину.

– Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Животные. Просыпаются и волчата у себя в норе.)

– Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитанные.)

– Какие были мечты у родителей?

– Что заставило волчицу ворчать?

Повторное чтение по цепочке.

– А нормальное ли это поведение для волков?

– Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настолько милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.)

– В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей.

Во время чтения обводите карандашом буквы Ш, С в словах.

- Посчитайте, сколько слов с буквой ш, с встретилось в тексте? Прочитайте их.

- У вас на листах есть эти слова. Найдите их.

Обозначьте самостоятельно звук, который обозначает буква Ш. Какого цвета точка?

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Итог

- Поведём итог этому этапу урока. Что вы узнали нового на уроке? (звук ш всегда твердый)

- Что вы теперь умеете? (Правильно произносить и читать буквы ш,с)

- Что было сложно на уроке?

- Что получилось?

- Что не получилось?

- А сейчас оцените свою работу сами: если вы считаете, что поняли тему и вам не

Требуется помощь, поставьте на полях зелёный кружок, если поняли,нотребуются ещё объяснения- жёлтый, а кто испытывает затруднения -красный.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

Домашнее задание

Личностные УУД:смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте. Тема: "Формирование навыка различения звуков С, Ш."

Урок  учителя начальных классов совместно с педагогом-логопедом.Задания педагога-логопеда выполняют коррекционную функцию, способствуют развитию фонематического восприятия, направлены на эмоциона...

Открытый урок обучения грамоте в 1 классе "Формирование навыка различения звуков (с) и (ш) при чтении.

Открытый урок проведён в соответствии с ФГОС НОО. В ходе урока формировались коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД учащихся. Особый акцент был сделан на развитие коммуникативны...

Формирование навыков различения изученных гласных и согласных звуков.

Данный урок является частью проекта (серии уроков, которые проводятся каждый раз после изучения учащимися нескольких букв). Результат работы: Книга «Весёлая азбука», презентация книги на празднике «Пр...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Тема: Формирование навыка слогового чтения. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.

Разработка урокалитературного чтения (обучение грамоте)  в 1 классе...