Тема: «Согласные звуки [д], [д`], буквы Д»
план-конспект урока по русскому языку на тему

                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл og_2.docx79.18 КБ
Файл perezentatsiya.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русский язык

Тема: «Согласные звуки [д], [д`], буквы Д.»

Цель: Познакомить с согласными звуками [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д, наблюдение над однокоренными словами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные (образовательные): познакомиться с новой согласной буквой Д., научиться писать строчную букву д.  

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, букварь, пропись
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Актуализация знаний

5

3

Постановка проблемы урока и проекта решения

3

4

Звуковой анализ слов, объяснение нового

5

5

Знакомство с буквой

10

6

Работа со страницей учебника

10

7

Закрепление нового материала во внешней речи

9

8

Итог

1

9

Домашнее задание

1

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

- Ребята, сегодня у нас будет интересный урок, на нашем занятии вам потребуется ваши знания и умения, но перед тем, как приступить, проверим, что у вас должно быть на партах: пропись, букварь, пенал, дневник, ну и, конечно же, ваше хорошее настроение.

- У всех все есть? (Да)

- Итак, начнем.

Личностные УУД: приучение к порядку

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения

к учению

Актуализация знаний

- На доске:

Это… Russkaja_izba-32651 .  Из трубы идёт… smoke_rising_from_house_chimney_np00993650 .

У дома растёт … Oak.

В дубе … 0_46e58_2c797100_XL . У дупла … 076 .

У дома сидит … grandad.

К дому ведёт … 5713_i20. У дорожки … animg.

У дома играют …  1d187d0b5d180d0b2d0bdd18f-31.

– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? (Дом, дым, дуб, дупло, дятел, дед, дорожка, дрова, дети.)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Постановка проблемы урока и проекта решения

– Послушайте внимательно и произнесите сами слова: дом, дым, дуб, дупло, дорожка, дрова.

– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого согласного звука [д].) 

– Произнесите эти слова. Назовите звук, с которого они начинаются. (С твёрдого согласного звука [д].)

– Послушайте внимательно слова: дед, дятел, дети. 

– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с мягкого согласного звука [д’].) 

– Как вы думаете, какая будет тема урока? (Буква д)

- Какие цели вы можете перед собой поставить на этом уроке?

- Что должны знать и уметь?

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Звуковой анализ слов, объяснение нового

– Какой буквой обозначают на письме эти звуки? Найдите её на доске (ленте букв).

– На какие буквы похожа Д? (Л, П, А)

- А на что похожа? (на дом, трактор)

– Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Этот домик – буква Д.

– Звонкий звук или глухой? (предположения)

– Какой головной убор нарисовать человечку? (Кладём ладонь на горлышко и произносим звуки, чувствуем дрожь, вибрацию –  следовательно, эти звуки звонкие, потому нарисуем звоночек.)

Работа в «Букваре», с. 92.

Заполняем схему-«человечка» в «Букваре».

– Итак, что мы узнали про новую букву Д? (звук может быть твердый, мягкий, звонкий)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи

Знакомство с буквой

Работа в тетради для печатания, с. 30.

– Прочитайте слоги.

– Напечатайте их.

С печатной буквой познакомились, давайте посмотрим, как пишется прописная буква Д. Где мы сейчас будем работать?

Работа в прописи.  

– Откройте прописи на с. 14. Посмотрите на табло.

– Из каких элементов состоит буква? (Овал и линия с петлёй внизу).

– В каких буквах эти элементы встречаются? (О, А, У, З.)

– Пишу букву А, но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы У.

– Напишите элементы буквы Д разными цветными ручками.

- Вы должны слушать меня очень внимательно, повторяйте за мной написание букв в воздухе.

Учитель объясняет написание букв. (Ставлю точку на середине вспомогательной строки, веду вниз до нижней рабочей строки, закругляю влево – пишу укороченную петлю, веду до нижней рабочей строки, вверх – пишу полуовал, до верхней рабочей строки, закругляю до середины вспомогательной строки).

- Повторю написание под счет в воздухе (Раз и два и.) Запишем букву в прописях. Сначала обведем образец, а потом допишем букву до конца строки. Считаем себе при записи букв - раз и два и

– Посмотрите на картинку. Что нарисовано на картинке?

– Кто нарисован на картинке?

– Давайте составим текст по этой картинке.

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Работа со страницей учебника

Работа в парах.

Дети составляют текст и рассказывают его друг другу. (Несколько детей озвучивают текст

– Озаглавьте этот текст. (Предположения детей)

– Что мы сейчас с вами делали?

– Обведите линии на рисунке.

– Чему мы сейчас научились? (Познакомились с печатной и письменной буквой Д.)

Что теперь мы сумеем сделать? (Прочитать слоги.)        

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Закрепление нового материала во внешней речи

Работа в «Букваре».  

– Вернёмся к словам нашего рассказа (картинкам на слайде)

– Назовите ещё раз слова с твёрдым согласным звуком.

– Назовите слова с мягким согласным звуком.  Составление рассказа.

– А давайте проверим нашу память. Кто может вспомнить нашу картину с опорой на схемы?

Повторение рассказа учащимися – 2–3 человека.

– Можно ли сказать, что это текст? Почему?

– Где происходили события? (Во дворе, в деревне.)

– Как можно было бы назвать этот текст?

– Озаглавьте. (Во дворе у деда. В деревне. Двор дедушки.)

– Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.)

Повторение рассказа с названием и именем дедушки.

3) Чтение слогов (с. 92).

– Подготовимся к чтению слогов:

а) чтение про себя;

б) девочки читают слоги с буквой Д, а мальчики – слоги с буквой Т;

в) поменялись ролями;

г) чтение вместе: с буквой Д – громко, а с буквой Т – тихо.

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги, составляли рассказ.) 

 – Мы прочитали слова. Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Писать слоги.)

– Давайте попробуем написать слоги.

Работа в прописи.    

– Чем отличаются соединения в написании до и од? (До – о пишется сверху, в од – о начинаем писать снизу.)

– Чем отличаются соединения в написании де и ду? (Ду – у пишется сверху, в де – е начинаем писать снизу.

Работа в «Букваре».    

– Что читать легче: слоги или слова?

– Почему?

– Прочитайте слово, похожее по значению на слово мысль. (Дума.)

– Слово, обозначающее женщину. (Дама.)

– Действие, которое производят наши лёгкие, нос.

– Какой вопрос можно задать к слову душа?

– Найдите слова, близкие по смыслу. (Дол и долина.)

– Чем отличаются слова дом и домик? (Значением, по  составу.)

– Можно ли объединить слова этого столбика в группы?

– В какие? (По каким признакам?)

– Прочитайте эти группы.

– Что общего в словах 4-го столбика?

– А что приятнее: дарить или получать в дар?

– Можно ли сказать, что слова 5-го столбика тоже имеют что-то общее, похожее?

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.

Работа в прописи.  

Списывание с письменного образца (с. 15). 

- Прочитайте слова (дом, дым).

- Чем они отличаются? Обведите.

- Обведение по образцу слов с комментированием (по выбору учителя): доска, дракон, Родина, род, родник, друг, подруга.

– Какие соединения с буквой Д встретились в этих словах?  

– Сравните слова: о-город, город, из-городь, город-ить. 

- Все эти слова образовались от слова город, что означало «обнесённый частоколом».

- Поставьте ударение к данным словам

- Послушайте предложение.

У Лиды подруга Лада.

- В какой части слова встречается буква д? (корень, приставка, корень) 

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Итог

- Поведём итог этому этапу урока.

- Что было сложно на уроке?

- Что получилось?

- Что не получилось?

- А сейчас оцените свою работу сами: если вы считаете, что поняли тему и вам не требуется помощь, поставьте на полях зелёный кружок, если поняли, но требуются ещё объяснения- жёлтый, а кто испытывает затруднения -красный.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

Домашнее задание

Личностные УУД: смыслообразование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это Из трубы идёт У дома растёт … . В дубе У дупла

Слайд 2

У дома сидит К дому ведёт … . У дорожки У дома играют ……

Слайд 3

Дом , дым , дуб , дупло, дятел, дед , дорожка , дрова, дети .

Слайд 4

Мягкими будут согласные, стоящие перед гласными ё, и, ю , е, я. Твёрдыми - стоящие перед а, э, о, у, ы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс Знакомство с буквой Х Тема: Согласные звуки [х], [х\'], буква Х, х.

Урок по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающих технологий и педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»

Шкатова  Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. УМК "Школа 2100"Тема: Согласные звуки (к), (к), буква К. Чтение слогов и слов с буквой К.

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Школа 2100". Тема: Согласные звуки (к), (к). буква К. Чтение слогов и слов с буквой К....