Неделя русского языка и литературы
материал по русскому языку на тему
Неделя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_fonetiki.docx | 42.9 КБ |
igra_so_zritelyami.pptx | 731.59 КБ |
kvn_po_rus._yaz_prezentatsiya.ppt | 2.4 МБ |
nedelya_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 936.64 КБ |
stsenariy_kvn_po_russkomu_yazyku.docx | 188.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Актанышский муниципальный район
МБОУ «Татарско – Ямалинская ООШ»
Открытый познавательный час
на тему:
«В гостях у фонетики»
Ответственная:
учитель русского языка и
литературы
Варина Т.Р.
2017
В гостях у фонетики
Цель:
- закрепить знания детей о разделе русского языка; повторить пройденный материал о звуках и буквах; проконтролировать степень усвоения знаний по фонетике
Ход праздника
1. Прослушивание звуков.
а) Льётся вода; б) звенит колокольчик; в) тикают часы; г) школьная столовая; в) разгар обеда; д) птичьи голоса; е) ученик читает отрывок из стихотворения; ж) музыкальный отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; и) плач ребёнка. (После каждой записи – пауза).
Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.
ЗВУК
2. Фонетические зарядки.
1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)
2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)
ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА
3. Фонетическая викторина.
1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?
2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему.
3. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного звуков. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает помещение, в котором дают представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных.(Цирк.)
4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, которым называют короткие шесты с заострёнными концами? (Коля – колья.)
5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка – тужить – висит.)
6. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)
4. Домашнее задание «Егоркины скороговорки».
Скороговорки:
- Все бобры добры до своих бобрят.
- Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- У пенька опять пять опят.
- На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
5. Фонетическая задача.
– Назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными.
Угостили Олю сладкой Мама дочь узнала:
Очень вкусной шоколадкой. – Ах ты, ненаглядная,
Губки, носик и рубашку – Дочка шоколадная!
Всё измазала бедняжка.
6. Фонетические диалоги. «Кто важнее?».
Ведущий. Поспорили однажды гласные и согласные звуки: кто из них важнее?
Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не откроет!
Согласные. Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласные. А вот и получится! Например, м.
Согласные. Разве только одно м, а больше ничего?
Гласные. И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни один слог, ни одно слово.
Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Скажите название науки, которая изучает нас с вами.
Гласные (поют). [... о ...е...и...а].
Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.
Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фанатик.
А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.
Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).
Ведущий. А как вы думаете, ребята: кто из них важнее и нужнее – гласные или согласные звуки?
Мальчик и девочка (по очереди).
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог:
Ма и ша (запомни, Маша!)
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Ты и ква, а вместе тыква,
Со и ва, читай сова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
7. Фонетическая минутка.
– Какой новый звук появился?
сон – стон каска – краска ролик – кролик
сок – сток салка – скалка тучка – штучка
сук – стук кошка – крошка кот – крот
ВСЕГДА ВМЕСТЕ
Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить – никак.
Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).
Ведущий. И заскучали... Вдруг...
Согласные. Тсс!
Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! Оо-о-о! Уа-Уа! Уа!
Ведущий. Аукают.
Гласные. Ау! Ау! Ау!
Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.
Согласные. [бдм] [всгд] [вмст].
Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.
Гласные. [у-е-е-а-е-е]!
Ведущий. Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали...
Согласные и гласные. Будем всегда вместе!
Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом всё равно мирятся.
8. Фонетические загадки.
ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК?
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)
КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?
Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)
9. Игра «Один звук, марш!».
Ведущий. Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)
10. Игра «Думай! Думай! Думай!».
Я приношу с собою боль.
В лице большое искажение.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения.
(Флюс – плюс.)
Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о»,
Будет круглое число.
(Сурок – сорок.)
С буквой «л» – в игре футбол
Часто слышим слово....
С «д» уж в слове смысл не тот –
Мерой стала – просто ....
(Гол – год.)
Когда я месяц, то, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце будто таешь.
Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,
То под меня ты бодро зашагаешь.
(Март – марш.)
11. Весёлые рифмы про ударение.
Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток.
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит.
И чётко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог...
...И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок...
Послушай, молоток.
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдём,
Громче всех произнесём!
Два правила ударения:
1) Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар.
2) Возил не шуфер, а шофёр,
Не фурфор, а фарфур.
Был оглашён не приговор –
Судебный приговур.
Строгал не стуляр, а столяр,
Но дуску – не доскэ.
И слушал в одиночестве
Не «туску», а тоскэ.
12. Фонетические головоломки.
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис.)
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это... (окуни).
Я – сборник карт: от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас).
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поёт апрельская ... (капель).
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы.)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.
7. Волки сыты и овцы… а) бриты; б) стрижены; в) целы. | 9. Сорока стрекочет – гостей… а) пророчит; б) не хочет; в) морочит. |
8. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто … а) «Сникерс»; б) «Баунти»; в) арбуз. | 10. Не в свои сани … а) не садись; б) не ложись; в) не рядись. |
ГОЛОВОЛОМКА
«Сложи и составь»
Сложи буквы каждой пары слов и из получившихся анаграмм составь задуманные слова.
Образец: ЧАН + РОГ = ГОНЧАР.
1. КОТ + СОР =
2. РИФ + ПАС =
3. СОР + РАК =
4. ЗОБ + ЛИК =
5. БОР + СУК =
6. КОСА + БАЛ =
7. КОРА + БОК =
8. ОКНО + ЛАК =
9. ТЕМА + САН =
10. СТОК + РЕВ =
КОНКУРС
«Молочные продукты»
КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р
МОК – К + ЛО + КОЗ – 3
СМ+МИ+Е+Т – ИМ+А+Н+А
ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ
Й + ОГИ + УМ – МИ + РТ
САМ + Р – А + ЯЖ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общая часть родственных слов. Каких камней в море нет? «Зимний» - это существительное? В лесу. В – это союз? Доскажи. Цыплят по осени … . Дом собаки. После К идёт буква … . 17.01.2018 2 Разминка
17.01.2018 3 Загадки
Череп-еп+ё+муха= ? Чистый-ый+o+тел= ? Часть-ь+ушко-о+а= ? Кепка-ка+рис= ? Жало-ж+с= ? «Грамматическая арифметика»
17.01.2018 5 «Слово в слове» КОБРА КУСТАРНИК КИСЕЛЬ КРАСКА КОЧКИ СКОТ КОРМ КРАПИВА
Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой. 17.01.2018 6 "Собери пословицу"
Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. 17.01.2018 7
Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят. 17.01.2018 8
9 "Ребусы" а ля и ша та = ру ги
17.01.2018 10
17.01.2018 11 Ж
17.01.2018 12 и , ки
17.01.2018 13 ка
17.01.2018 14 о ,
17.01.2018 15 Найди для каждого подсолнуха правильный ответ
СЛЕД СОЛЬ ЗАЛ ДОК ГАЗ ЕЛЬ ФА РОТ ГРАД ЕЖИ ОСА ОПЫТ ШТУКА ТУР БАНК КОН БУЙ ВОЛ БАЛ УС 17.01.2018 16 "Собери слова"
17.01.2018 17 Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» А.Н.Толстой
«Прочитай слово» УКВЫБ ОФЕТНИАК
ЯОФИГОРФАР ЕЛОПДРЕЖНЕИ
А Л Е М Р П Н О С Т «В гости к гласным»
«В гости к согласным» ФАРА ИГРА ХАТА КОЧКА
ЛЕВ РОЩА КРЫСА ЧАЙ
«В гостях у бабушки Загадушки»
«Собери слово» КА РЕ КА ТА ЛО МО КО ША
«Отгадай скорее ребус»
у
18.01.18
18.01.18
«Путешествие в страну Словарию»
«Наоборот»
«Отгадай пословицу» «ПОГОНИШЬСЯ», «ЗАЙЦАМИ» «СВЕТ», «ТЬМА»
« ВОЛКА», «КОРМИ» «ВСТРЕЧАЮТСЯ»,«ПРОВОЖАЮТ»
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ученье – свет, а не ученье тьма.
Как волка не корми, он всё в лес смотрит. По одёжке встречают, по уму провожают.
«Из одного слова несколько» КАРТОФЕЛЬ
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка и литературы
Внимание!
Внимание!
Всем!
Всем!
Если вы хотите знать:
Как появилось русская азбука;
Можно ли сломать язык;
Что такое баклуши и можно ли их бить;
Сколько слов в русском языке;
Почему чучело - гороховое, барышня - кисейная, а друг – закадычный;
Происходит ли слово врач от слова врать
И еще множество ответов на вопросы:
Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?
И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,
Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!
Она будет проходить в школе с 31 января по 4 февраля.
Неделя
русского языка
и литературы
Викторина
Лингвистическая
игра
Грамматическое
лото
Неделя русского языка и литературы
Цели:
– формирования и развитие интереса к предметам – русский язык и литература;
– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
Задачи:
- провести конкурсы викторин, литературных газет, наглядных пособий и
раздаточного материала
- организовать нестандартные мероприятия по предмету
- провести школьную олимпиаду
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
"МЫ ЛЮБИМ ЛИТЕРАТУРУ И ИЗУЧАЕМ ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК"
Дата с 30 января по 4 февраля
Мероприятие | Класс | Ответственные | ||
Открытие Недели | ||||
Понедельник | Знакомство с календарем недели Выставка книг «Занимательный русский язык» | 1-9 классы | Преподаватель русского языка и литературы. Школьный библиотекарь | |
День интеллектуалов | ||||
Вторник | 1 Интерактивная игра «Миллион сказок детям (по русским народным сказкам)». 2. КВН «Самый, самый…» | 1-4 классы
7-8 классы | Учителя начальных классов, школьный библиотекарь Преподаватель русского языка и литературы. | |
День литературного чтения | ||||
Среда | 1.Заочная викторина «В мире книг» 2. Открытый познавательный час на тему «В гостях у фонетики» | 5-9 классы 5-6 классы | Школьный библиотекарь Преподаватель русского языка и литературы | |
День поэзии | ||||
Четверг | 1.Конкурс чтецов «Зимняя природа в стихах русских поэтов» 2. КВН «Страна СЛОВАРИЯ» | 5-9классы (по три человека от класса 5-6 классы | Преподаватель русского языка и литературы Преподаватель русского языка и литературы | |
День сатиры и юмора | ||||
Пятница | 1.Инсценировка на современный лад русской народной сказки «Сказка про царя, принцессу, лошадя и кащея бессмертного» 2. Инсценировка русской народной сказки «Теремок» | 6 класс 5 класс | Классный руководитель Преподаватель русского языка и литературы | |
Подведение итогов Недели русского языка и литературы | ||||
Суббота Понедельник | Лингвистическая игра «Грамматическое лото» Общешкольная линейка Награждение активных участников и победителей конкурсов. | 9 класс 1 – 9 классы | Преподаватель русского языка и литературы Преподаватель русского языка и литературы |
1-й день
Открытие
Недели
русского языка и литературы
"Мы любим литературу
и изучаем русский язык "
2-й день
День интеллектуалов
Лингвистическая игра «Грамматическое лото»
Цель: - пробудить у учащихся интерес к предмету, формировать культурно-речевые умения и навыки; способствовать обогащению словарного запаса;
- развивать навыки коллективной работы, активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, сообразительность;
- воспитывать уверенность в собственных силах, настойчивость, трудолюбие.
Оборудование:
- Карточки-поля для игры в «лото» (формат – альбомные листы).
11
16 | 1 | 10 | 17 | 12 | 13 | 9 | 3 | |||
6 | 4 | 7 | 8 | 5 | 14 | 2 | 18 | 15 |
- Карточки-цифры для игры на поле.
На лицевой стороне – буквы, на оборотной – цифры.
Г
Р | А | М | М | А | Т | И | Ч | Е | С | К | О | Е | Л | О | Т | О | |
13 | 11 | 10 | 14 | 18 | 9 | 5 | 12 | 1 | 7 | 4 | 6 | 15 | 2 | 17 | 3 | 16 | 8 |
- Конверты с заданиями.
Оформление:
- На доске прикреплены карточки с буквами ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО, на оборотной стороне которых – цифры. Карточки съёмные. После того, как участники назовут букву, открывается цифра, карточка кладётся на игровое поле.
- В три колонки вывешены эмблемы команд. Здесь будут подсчитываться очки.
Парты расставлены с учётом того, что играть будут три группы.
Ход игры.
1) Вступительное слово. Заполнение игровых полей.
Вы разделились на 3 команды. Принцип игры в лото прост: получаете карту-игровое поле, из прикрепленных на доске букв (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО) члены команды по очереди называют любую букву. На оборотной стороне написана цифра. Цифры укладываются на игровые поля. Первый балл получит та команда, которая первой соберёт карту.
Составление карт. Запись балла.
3) Решение заданий в группах.
Команды получают конверты с заданиями в соответствии с цифрами на игровом поле лото. Каждой команде – по 6 заданий. Уровень сложности задания можно узнать по количеству баллов, указанных на обороте. Самое лёгкое – 5 баллов, трудное – 10 баллов.
Задания можно решать коллективно, можно распределить между членами группы. Все заработанные баллы фиксируются на доске.
И ещё: за каждое отгаданное задание команда получает часть предложения. Из этих частей потом нужно будет составить высказывание – это тоже дополнительный балл.
Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):
Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.
Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.
Задания.
1. Подберите общие окончания. Запишите получившиеся слова. (10 баллов)
Ат В Б
Бр Гл Г
Гн Д М
Д Дл Ст
К М (…)Сп (….)
Л (..) Ос Ч
Р Т С
С Ш Ш
Т
Хр
2. Перед вами два стихотворных отрывка. Придайте им форму стихотворений, расставьте знаки препинания. (6 баллов)
Погода пуще свирепела Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь и вдруг как зверь остервеняясь на город кинулась.
А.С. Пушкин
Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умилёнными очами их озирая говорит простите мирные долины.
А.С. Пушкин
3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок. (7 баллов)
[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]
А.И. Герцен4. Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу. (5 баллов)
4) Составление высказываний, чтение, объяснение.
К
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
5. Составьте слова из половинок слов, записанных в разных колонках. (8 баллов)
ОПТ
АРА
ПАР
СКА
АТА
ЛОН
АГА
КОР
ПАЛ ПЛЯ КУР ХИС ИКА ИЦА КЕТ БАЛ |
6. Проанализировав образец, вставьте нужное слово. (9 баллов)
БАГОР
ГАРАЖ
(РОСА) (….) | ТЕСАК ТАБАК | |||
ФЛЯГА КОСЯК | (АЛЬТ) (….) | ЖЕСТЬ МИРАЖ | ||
ЛОТОК ОЛИМП | (КЛАД) (….) | ЛОДКА КАТЕР | ||
ПИРОГ РЫНОК | (ПОЛЕ) (….) | СЛЕЗА ОСАДА |
Ответы
1. Окончания слов.
(-ом): атом, бром, гном, дом, ком, лом, ром, сом, том, хром.
(-ина): вина, глина, длина, дина, мина, осина, тина, шина.
(-айка): байка, гайка, майка, стайка, спайка, чайка, сайка, шайка.
2. Стихотворения
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервеняясь,
На город кинулась.
Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит
И, умилёнными очами
Их озирая, говорит:
«Простите, мирные долины».
3. Транскрипция
Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.
4. Фраза
Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).
5. Слова в колонках.
Оптика, арахис, паркет, пляска, палата, баллон, курага, корица.
6. Вставка слова.
Жаба, кожа, порт, роса.
5) Устные задания.
Поэтический перевёртыш
Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикобраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре
Приглашаются по одному человеку от команды.
Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.
Перевёртыши-пословицы.
Пример:
Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.
Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.
Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.
Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.
Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.
На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.
Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.
Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.
9) Подсчитывание баллов, подведение итогов, награждение.
_________________________________________________________________
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
К
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Й | Г | А | И | |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
3-й день
День
литературного чтения
Заочная викторина «В мире книг»
Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Юрий Левитанский
Мир книги…
Мир необычайно разнообразный и увлекательный.
Мир красоты и мудрости… Как здорово, уютно устроившись
с книгой в руках, отправиться в удивительное, полное
открытий и незабываемых встреч путешествие!
Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный
Мир книги? Какими знаниями обогатил он вас?
Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми,
мыслящими читателями. А насколько вы уже внимательны
и эрудированны, покажет наша викторина.
Попытайтесь ответить на как можно большее количество
вопросов. Ответы просьба писать на листочках и сдавать
своему учителю русского языка и литературы.
Не забудьте указать свою фамилию, класс и номер вопроса!
Желаем успехов!
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ» (5 – 9 классы)
1. Чей это портрет?
1) Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
2) Мальчишка лет 10, с выпуклыми веснушками по всему лицу и с двумя ястребиными перьями в рыжих волосах.
3) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.
4) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.
5) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
6) Большая скользкая тварь. Черный, как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии.
7) Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. По виду – лет сорока с лишним. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.
2. Кто так говорит?
1) Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
2) Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
3) Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
4) У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.
5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.
6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.
7) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья…
8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.
9) Вот Капитан Флинт… Я назвал моего попугая Капитаном Флинтом в честь знаменитого пирата…
10) Тогда – не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
11) Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, – тут и дело с концом, все трое долой от меня!
12) Поднимите мне веки…
13) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…
3. О ком это говорится?
1) Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
То он стрелил в того Соловья-разбойника,
Ему выбил право око со косицею.
2) Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
3) Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:
При батюшке три года служит,
Тот часто без толку сердит,
А он безмолвием его обезоружит…
4) Сосед наш неуч, сумасбродит,
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино…
5) Лгунишка он, картежник, вор. <…>
Я от него было и двери на запор;
Да мастер услужить…
4. Кто кому пишет?
1). Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде.
2). Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.
3). Государь ты наш, Владимир Алексеевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. <…> С лышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову…
4). Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса…
5). Элессар, Элессар! Где твой гордый народ
Ныне бремя скитаний и скорби несет?
Близок час, по дорогам копыта гремят –
Это с Севера скачет твой Серый отряд.
5. Кому снится?
1). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.
2). Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.
3). А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса…
4). И снова видел я во сне
Грузинки образ молодой.
5). И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
6. Кто автор этого стихотворения?
1). Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…
2). Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф
3). Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…
4). Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…
5). Я встретил – и всё былое
В отжившем сердце ожило…
6). Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
7. «Крылатые слова».
Откуда они и кто их автор?
1). Да, были люди в наше время…
2). И вечный бой! Покой нам только снится.
3). Умом Россию не понять…
4). А поворотись-ка, сынку!
5). Не вынесла душа поэта…
6). Служить бы рад, прислуживаться тошно.
7). Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
8). Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.
9). Счастливые часов не наблюдают.
10). Утром деньги – вечером стулья.
11). Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
12). Гений и злодество – две вещи несовместные.
13). Бороться и искать, найти и не сдаваться!
14). Один за всех, и все за одного!
ОТВЕТЫ
НА ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»
1. Чей это портрет?
1) Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
2) Вождь Краснокожих
3) Д’Артаньян
4) Человек-невидимка
5) Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)
6) Горлум (Толкиен «Властелин колец»)
7) Воланд (Булгаков «Мастер и Маргарита»)
2. Кто так говорит?
1) Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)
2) Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина
3) Балда 4) Собакевич 5) Базаров 6) Печорин 7) Молчалин 8) Ляпкин-Тяпкин
9) Пират Джон Сильвер (Стивенсон «Остров сокровищ»)
10) Татьяна Ларина 11) Гек Финн 12) Вий 13) Дед из «Детства» М.Горького
3. О ком это говорится?
1) Об Илье Муромце 2) О Вольге Святославовиче 3) о Молчалине
4) об Онегине 5) о Загорецком
4. Кто кому пишет?
1) Хоттабыч 2) Владимир Дубровский Марии Троекуровой
3) Орина Егоровна Бузырева Владимиру Дубровскому
4) Хлестаков Тряпичкину 5) Галадриель Арагорну
5. Кому что снится?
1) Городничему 2) Петру Гриневу
3) Катерине Кабановой 4) Мцыри
5)Сосне из стихотворения Лермонтова
6. Кто автор этого стихотворения?
1) С.Есенин
2) Н.Гумилев
3) Ф.И.Тютчев
4) А.С.Пушкин
5) Ф.И.Тютчев
6) М.Ю.Лермонтов
7. «Крылатые слова».
Откуда они и кто их автор?
1) Лермонтов «Бородино»
2) Блок «На поле Куликовом»
3) Тютчев
4) Гоголь «Тарас Бульба»
5) Лермонтов «Смерть поэта»
6) Грибоедов
7) Пушкин «Евгений Онегин»
8) Гоголь «Ревизор»
9) Грибоедов
10) Ильф, Петров «12 стульев»
11) Экзюпери «Маленький принц»
12) Пушкин «Моцарт и Сальери»
13) Каверин «Два капитана»
14) Дюма «Три мушкетера»
Литературная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
/По страницам книг Эдуарда Успенского/
Цель: расширение читательского кругозора пятиклассников в разделе «Литературные сказки»
Задачи:
- способствовать популяризации интеллектуального досуга среди детей;
- стимулировать у учащихся получение дополнительных знаний, выходящих за рамки школьного учебника;
- формировать опыт публичной коммуникативной деятельности учащихся;
- развивать творческую активность учащихся.
Оборудование:
- выставка книг Э.Успенского;
- портрет писателя;
- выставка детских работ: рисунков, кроссвордов;
- табло «Поле чудес», черный ящик;
- плакат «Скорее, скорее, спешите сюда,
Сейчас здесь начнётся игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»;
6. табло со счётом игры;
7. почтальон Печкин с посылкой;
- 2 команды участников литературной игры.
Организация игры:
За столиками одновременно сидят 2 команды знатоков. В центре каждого стола установлен волчок и разложены вопросы, одинаковые для обеих команд. Участники игры поочерёдно с помощью волчка определяют вопрос, на который им предстоит отвечать. Отыгравшие вопросы снимаются с обоих столиков команд. В течение игры у каждой команды есть возможность один раз получить помощь зала. Победитель определяется по количеству набранных очков.
Ход игры.
Ведущий: Скорее, скорее, спешите сюда,
Сейчас здесь начнётся игра
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
В сегодняшней игре сразятся 2 команды знатоков. /Представление команд. Объяснение условий игры/.
Тема сегодняшней игры – сказочные истории, рассказанные Э.Успенским. /Проецирование портрета писателя /.
Вопросы для участников игры:
- Нарисуйте музыкальный инструмент одного из сказочных героев Э.Успенского, о котором нас оповестил сам же герой в песне.
/Ответ: Я играю на гармошке…Песенка Крокодила Гены/.
Послушайте фрагмент песни./Звучит «Песня Крокодила Гены»/
- Узнайте героя по его характеристике.
«Кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый…»
/Ответ: Чебурашка/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Чебурашки/.
- Кто автор этого объявления?
« Открывается дом дружбы. Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам».
/Ответ: Крокодилу Гене/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Крокодилы Гены/.
- Кто дал себе такую характеристику?
« Я собираю злы…Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда – всегда перехожу улицу в неположенном месте…»
/Ответ: старуха Шапокляк/.
/Демонстрируется рисунок с изображением старухи Шапокляк/.
- В сказке Э.Успенского «Отпуск Крокодила Гены» есть забавный разговор небезызвестных астрономов. Послушайте!
« Мальчик Иванов сказал: - Вон те семь звёзд, которые похожи на ковш, называются Большая Медведица, а рядом маленький ковшик – это Малая медведица.
- Это по вашему, - сказал Гена, - а по-нашему, это Большая Кроколица. А рядом Малая Крокодилица.
- А по-моему, это два созвездия: Большая Шапокляк и Малая Шапокляк. Обе они на шляпу с козырьком похожи.
….А крыса Лариска из сумки старухи думала про себя: «Балды вы все! Эти созвездия называются….»
Какое название этим звёздам дала крыса Лариска?
/Ответ: Большая Крысица и Очень Большая Крысица/.
/ Демонстрируется рисунок с изображением крысы Лариски/.
А сейчас музыкальная пауза! Послушайте песню «Кабы не было зимы» из мультфильма по сказке Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино».
- Внимание на табло «Поле чудес». Здесь зашифровано имя сказочного героя Э.Успенского, который является однофамильцем героя русской народной сказки.
/Ответ: Колобок/
/Демонстрируется рисунок с изображением Колобка/.
- Близко к тексту перескажите рецепт поедания бутербродов, который принадлежит Коту Матросскину.
/ Ответ: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится»/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Кота Матросскина/
- Повторите вслед за Хватайкиным его знаменитую фразу! /Ответ: Кто там?/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Хватайкина/
- Внимание! Кто автор этого письма? /Вносится письмо/.
« Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась…»
/Ответ: Дядя Фёдор/.
/Демонстрируется рисунок с изображением Дяди Фёдора/.
- Кто разговаривает с волшебным зеркалом?
/звучит фонограмма текста/
«Ну-ка, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Не грозит ли нам беда?
Не идёт ли враг сюда?»
/Ответ: Кощей из сказки «Вниз по волшебной реке»/
/Демонстрируется рисунок с изображением Кощея/.
- Внимание! Чёрный ящик! /Вносится чёрный ящик/
В этом чёрном ящике лежит предмет, который очень понравился корове Мурке из Простоквашино, поэтому она его и съела.
/Ответ: педагогический журнал- «Педагогика»/.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги состязания команд знатоков, для болельщиков несколько вопросов:
- Слово, происходящее от слова «печка» - герой одной из сказок Э.Успенского.
- Человек с почтовой сумкой, отвечающий на вопрос: «Кто там?»
- Герой известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
Правильно! Это Печкин.
/Раздаётся стук в дверь/.
- Кто там?
- Это я, почтальон Печкин. Я вам посылочку принёс. /Раскрывает посылку, в которой находятся подарки участникам игры, и производит награждение/.
4 –й день
День поэзии
5 – й день
День сатиры и юмора
Царевна – лягушка
( Русская народная сказка на современный лад)
Действующие лица:
- Царь-батюшка
- Три сына
- Бизнес-леди
- Топ-модель
- Студентка
В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был царь, и было у него три сына. Наступила пора жениться царевичам. Взяли они свои «мобильники», набрали наугад номера.
Первый сын попал к бизнес-леди, второй – к топ-модели, третий – в общежитие к студентке из местного вуза.
Дает отец снохам первый наказ: сварить борщ на обед.
- Долго сказка сказывается, быстро дело делается. Схожу-ка я в магазин и куплю свой любимый пакетик готового «Бизнес-ланча»! – решила первая сноха.
- Ни одной лишней калории! Только листочки-лепесточки! – решила жена второго сына.
Вернулся младший сын опечаленный: что со студентки взять, ничего-то она не умеет.
- Не печалься: студенты за ночь японский выучат, если надо! Ложись, утро вечера мудренее.
Нашла она в иннете рецепт бабушкиного борща, поняла – главное продуктов не жалеть!
Побольше мяса, сала, сметаны и чуть-чуть зелени, а арома-ат!
Пробует царь угощение бизнес-дамы:
- Не понимаю, вкус есть, а мяса нет! Ты мне мяса, мяса давай!
Пробует суп манекенщицы:
- Ешь капусту, редьку, хрен, будешь как Софи Лорен! Но я не Софи Лорен: хорошего человека должно быть много!
Младший сын подносит борщ студентки.
- Вот это борщ! Угодила! Ой, лиса!
Вот дает старик другой наказ: приготовить подарок и прийти на пир.
Первая невестушка подарила супердорогой омолаживающий крем. Царь мажет (гаснет свет, включается) – на троне малыш!
- Верните меня! Караул! – кричит малыш (гаснет свет – на троне царь). Отец возвращает крем.
Вторая невеста:
- Вот Вам, батюшка, эксклюзивная модель от модного кутюрье! Последний писк!
Царь запутывается в наряде:
- Что-то ваша мода пищит и никак не умрет!
Возвращает костюм.
В это время студентка, не зная, что делать, решает:
- Умирать - так с музыкой!
Дарит царю свой МР3 плеер с записью песен Надежды Кадышевой и слышит:
- Вот угодила! Ой, лиса!
Общий танец. Поклон.
6 – й день
Подведение итогов
Недели русского языка
и литературы
сказка
ТЕРЕМОК
Приложение
Высказывания о русском языке
- Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский - Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков - Как материал словесности, язык славяне - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин - Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М. В. Ломоносов - Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. Герцен - Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни...
А. Д. Ушинский - Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.... Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...
Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен...
А. И. Куприн - С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей -
сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский - Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
Олесь Гончар. Украина - Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин!
Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев
О литературе и поэзии
- Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников,
И. В.Гете - Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты - умы и сердца истинных художников.
М.А. Горький - Стих, как монету, чекань -
Строго, отчетливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.
Н. А.Некрасов - Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением...
Н. А.Добролюбов - Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
С. А.Есенин - Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
К. Г. Паустовский - Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Л. Н. Толстой - (О поэзии)
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Б. Л.Пастернак - Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
Хорошие стихи не так легко писать...
А. С. Пушкин - Толстой - это целый мир.. .Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
А.М. Горький
СКАЗКА «РЕПКА»
Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
На сцене декорация: изба, огород.
Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.
Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.
Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.
Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка - чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было -
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!
Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка - где же ты?
Репку дёргать помоги!
Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!
Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!
Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку
Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два - вот так!
Нет! Не вытянуть никак!
Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…
Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!
Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.
Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два - вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.
Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка
Рассказчик:
Раз - вот эдак!
Два - вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!
Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка
Рассказчик:
Мышка эта - очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,
Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!
Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.
Репка выдёргивается, все падают.
Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!
Артисты кланяются.
СКАЗКА «ТЕРЕМОК»
Сказочница:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок,
Он не низок, не высок.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись,
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком и крыльцом.
А вот и теремок. Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше.
Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?
(В зал по музыку вбегает ребёнок в костюме мышки с колокольчиком в руках, оглядывается по сторонам и поет песенку)
Мышка:
Я – маленькая мышка,
Я по лесу бегу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу,
Тук – тук, тук – тук,
(играет в колокольчик)
Пустите меня!
Тук – тук, тук – тук,
Пустите меня!
Мышка говорит:
Что за чудо – теремок?
Он не низок, не высок,
Кто же в тереме живёт,
Кто же терем стережёт?
(пожимает плечиками)
Никто не отвечает!
В теремочек я зайду,
И порядок наведу,
Занавесочки поправлю,
У окошка посижу.
(ребёнок Мышка садится на лавочку возле дома)
Сказочница:
Стала Мышка в доме жить,
Стала домик сторожить,
Вдруг от озера, по травке,
Шлёпают босые лапки.
(под музыку на полянку выскакивает лягушка с трещоткой в руках, рассматривает теремок, останавливается перед домиком и поёт песенку).
Лягушка:
Речка, мошки и трава,
Тёплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Полюбуйтесь на меня
(кружиться вокруг себя)
Что за чудо теремок?
Он не низок, не высок!
Кто же в тереме сидит,
И в окошечко глядит?
(стучится в теремок)
Мышка: Кто там?
Лягушка:
Это я, твоя подружка!
Я – зелёная лягушка.
Скучно в тереме одной?
Поживу и я с тобой!
(ребёнок Лягушка садиться рядом с Мышкой)
Мышка и Лягушка:
(встали около лавочек)
Будем вместе дружно жить,
И комариков ловить!
Сказочница:
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал ушастый зайка!
(В зал под музыку выскакивает ребёнок в костюме зайчика с барабаном на шее)
Зайка:
Что за чудо, вот так да!
Как же я попал сюда?
На полянке теремок,
Он не низок, не высок,
Из трубы идёт дымок,
Под окошечком пенёк,
В дверь тихонько постучу,
И хозяев позову.
(стучит в теремок)
Тук – тук – тук, кто в теремочке живёт?
Кто там песенки поёт?
(Встают по очереди с лавочек Мышка и Лягушка)
Мышка:
Я – мышка – норушка!
Лягушка:
Я – зелёная лягушка!
Заяц:
А я зайка ушастый!
Мышка:
А что ты умеешь делать?
Заяц:
Песенку петь, на барабане играть
(зайчик поёт песенку)
Я весёлый зайка,
Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу,
Громко лапками стучу.
(Играет на барабане, и садиться на лавочку рядом с мышкой и лягушкой).
Сказочница:
Веселее стало в доме,
Стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает,
Кто-то с рыженьким хвостом.
(под музыку крадётся лисичка с ложками в руках, оглядывается, видит теремок, рассматривает его)
Лисичка:
Я - лисичка, я – сестричка,
У меня пушистый хвост,
(бахвалится хвостом)
По лесной идёт дорожке,
Поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок?
Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите,
И в окошко поглядите!
Мышка:
Я – мышка Норушка
Лягушка:
Я – лягушка – квакушка,
Зайчик:
А я – зайчик побегайчик.
Звери:
А что ты умеешь делать?
Лиса:
Я на ложечках играю,
На концертах выступаю.
(играет на ложках под русскую народную мелодию, потом присаживается на лавочку).
Сказочница:
Вдруг из леса весь лохматый,
Вышел мишка косолапый.
(под музыку выходит мишка косолапый)
Медведь:
Что за терем – теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду - ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри.
(стучит в дверь)
Тук-тук-тук.
Мышка:
Кто там?
Мишка:
Это мишка косолапый,
В дверь стучит лохматой лапой!
Звери:
А что ты умеешь делать?
Медведь:
Танцевать умею я,
Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ,
Вместе встанем в хоровод,
(зовет зверей)
Вы играйте, я спляшу,
И ребяток приглашу.
(Звери выходят из домика играют на инструментах, медведь приглашает ребят и пляшет с ними)
(после пляски мишка прилагает всем присесть)
Мышка:
Вот так терем – теремок!
Лягушка:
Он не низок, не высок!
Заяц:
Много в нём живёт зверей.
Лиса:
Вместе жить нам веселей!
Вместе:
Он не низок, не высок,
Наш весёлый теремок!
(сказочница представляет артистов)
Сказочница:
В ролях участвовали:(имена детей)
Звери:
Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
(звери кланяются и под музыку уходят)
Предварительный просмотр:
КВН
по русскому языку
«САМЫЙ, САМЫЙ…»
Сценарий КВН по русскому языку «Самый, самый…
Цели и задачи:
- развитие интереса к изучению русского языка и литературы;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
- укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование: компьютер, проектор, плакаты с высказываниями о русском
языке, буквы для составления названия команд, задания для
участников КВН, номера команд.
Вступление.
Учитель. Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело и интересно.
Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё:
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравить
- Я очень надеюсь, что после нашего КВН вы будете чаще брать в руки учебник русского языка.
Наш сегодняшний КВН поможет вам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами “русский язык”.
Итак, мы начинаем. Приглашаю наших участников.
Звучит первый куплет песни Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН.
Мы начинаем КВН,
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Ничего, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Но станет радостнее всем,
Веселей станет всем
- Представление команд
Учитель. В нашем состязании принимают участие 2 команды.
У них есть свои девизы.
1 команда:
Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
2 команда:
Мы отвечаем дружно, И здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба Владычицей побед.
Учитель.
И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование, Успех решает не судьба, А только ваши знания!
Жеребьевка команд.
Капитаны подходят и вытягивают номер своей команды.
Представление жюри.
- А название команд мы сейчас узнаем. (Дети из букв, предложенных учителем, собирают название команд – Точка и Запятая.)
- Прочитайте. Давайте их прикрепим к доске.
- Я желаем всем успеха! Ваши задания находятся у вас на столах, капитаны относят карточки судьям.
3. Первый конкурс “Разминка”
В этом состязании вы должны правильно и быстро отвечать на загадки - шутки. Та команда, которая сделает это быстрее, получает “смайлик” за каждый правильный ответ.
1.Чем кончается день и ночь?
2. Что стоит посередине земли?
3.Чем кончается лето и начинается осень?
4. Что находится в начале книги?
5. Что мы слышим в начале урока?
6.Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое?
Учитель прикрепляет смайлы к доске.
4. Второй конкурс «Шифровальщик»
Все слова, которые у вас получатся, связаны со школой. Ваши карточки с заданиями на столе. За каждый ответ – 1 смайлик.
1команда 2 команда
- ланпе чкару
- ганик вонзок
- ватра елнь
- А пока наши команды выполняют задание конкурс для болельщиков.
Вам необходимо от данных слов образовать имена существительные.
Хвастливый – …
Сильный – …
Ленивый – …
Глупый –…
Смелый – …
Старый – …
Болтливый – …
Крепкий – …
Храбрый – …
Шаловливый – …
Богатый – …
Мудрый – …
Крикливый – …
Маленький – …
Добрый – …
Грубый – …
6.Третий конкурс «Найди ошибку»
1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.
2. Славный был униёгалосок.
Но скорапивунья за зналась и по теряла голас.
Подсказка: ошибок столько, сколько дней в неделе. За задание – 2 смайла.
7.Конкурс для болельщиков
Слова играют в прятки.
Да некому водить.
В словах слова другие
Мы будем находить!
Укол -…
Удочка -…
Хлев -... …
Точки -…
Коса - ……
Зубр - …..
Столб -…
- Из какого слова можно составить несколько слов?
8. Проверка выполнения задания.
9. Четвертый конкурс
Из букв одного слова нужно составить другие слова:
ГРАММАТИКА За ответ – 1 смайлик.
10. Конкурс для болельщиков «Веселые вопросы»
1.Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится?
4. Какой болезнью никто на земле не болел?
5. Каким гребнем голову не расчешешь?
6. Что самое первое мы делаем утром?
7. Сколько горошин может войти в стакан?
8. За чем во рту язык?
9. У кого есть шляпа без головы, нога без сапога?
10. Может ли страус назвать себя птицей?
11. Конкурс «Отгадай слово» За задание – 2 смайлика.
1. Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик.
2. Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
12. Конкурс болельщиков «Дополни пословицу»
Без труда …
Век живи - …
Нет друга - …
Друзья …
За двумя зайцами …
Поспешишь…
Семеро …
Цыплят по …
Красна птица пером, …
13. Проверка выполнения задания
14. Шестой конкурс «Слова – змейки» 1 смайлик
Члены команд цепочкой называют слова, начинающие с последней буквы слова, сказанного предыдущим участником. Букву, с которой начнется первое слово можно предложить назвать болельщикам.
15. Седьмой конкурс «Отгадать кроссворды. « Кто быстрее? » 2 смайлика
1. Он готовит обед в столовой.
2. Он сидит за кассой.
3. Он лечит.
4. Он учит детей в школе.
5. Он летает.
6. Он красит забор, стены.
7. Он ловит рыбу.
8. Он работает в шахте.
9. Он строит дома.
10. Он шьет красивые вещи.
11. Кто подстригает людей?
16. Конкурс для болельщиков «Ребусы»
1. Там водится акулы.
2. Будка собаки.
3. Лежбище медведя. 4. Там живут кроты.
5. Там отдыхают коровы.
6. Там птицы выводят птенцов.
7. Домишко пчел.
8. Помещение для лошади.
9. Ее плетут пауки.
10. Там водятся щуки.
11. Жилище муравья.
Конкурс для болельщиков «Ребусы»
100ЛИЦА
Р1А
С3ЖИ
7я
17. Проверка выполнения задания
Зачитать вопросы.
18. Восьмой конкурс «Крылатые выражения» 2 смайлика.
Задание: раскрыть смысл крылатых выражений: Во весь дух - (быстро) Рукой подать - (близко) Прикусить язык - (замолчать) Сломя голову - (быстро) Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем) Крокодиловы слезы - (фальшивые) Знать назубок - (превосходно выучить, отлично разбираться в чем-либо.
19. Конкурс капитанов «Словесная перестрелка»
1 смайлик
- Кто больше назовет слов на букву …? Болельщики предлагают букву.
Подведение итогов.
Учитель.
- Пока жюри подводит итоги, я предлагаю детям прочитать стихотворения о русском языке.
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком!
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком!
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников!
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
Объявление результатов.
Вручение подарков победителям и болельщикам.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Там водится акулы.
2.Будка собаки.
3.Лежбище медведя.
4.Там живут кроты.
5.Там отдыхают коровы.
6.Там птицы выводят птенцов.
7.Домишко пчел.
8.Помещение для лошади.
9.Ее плетут пауки.
10.Там водятся щуки.
11.Жилище муравья.
Конкурс 2
1 команда 2 команда
Ланпе Чкару
Тарпа Кисарк
Ганик Вонзок
Ватра Елонь
Конкурс 3
1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.
2. Славный был униё галосок. Но скора пивунья зазналось и потеряла голас.
1. Он готовит обед в столовой.
2. Он сидит за кассой.
3. Он лечит.
4. Он учит детей в школе.
5. Он летает.
6. Он красит забор, стены.
7. Он ловит рыбу.
8. Он работает в шахте.
9. Он строит дома.
10. Он шьет красивые вещи.
11. Кто подстригает людей ?
Конкурс 4. Грамматика Грамматика
Конкурс 5
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик.
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.
Использованные ресурсы
1. Дидактический материал для проведения орфографических разминок и минуток чистописания по русскому языку. Павлова Е.В., К., 2005
2. Библиотека творческого учителя. Лингвистический олимп «Владейте русским языком». – Ж.В.Пилипенко. Х., Веста: Издательство «Ранок», 2008
3. Библиотека творческого учителя. КВН любителей русской словесности. «Мир фразеологизмов «Наше вам с кисточкой». Пособие «Неделя русского языка в школе». Л.Д. Донина. Х., Веста: Издательство «Ранок», 2008
Второй конкурс «Шифровальщик»
1команда 2 команда
- ланпе чкару
- ганик вонзок
- ватра елнь
- А пока наши команды выполняют задание конкурс для болельщиков.
Вам необходимо от данных слов образовать имена существительные.
Хвастливый – …
Сильный – …
Ленивый – …
Глупый –…
Смелый – …
Старый – …
Болтливый – …
Крепкий – …
Храбрый – …
Шаловливый – …
Богатый – …
Мудрый – …
Крикливый – …
Маленький – …
Добрый – …
Грубый – …
6.Третий конкурс «Найди ошибку»
1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.
2. Славный был униёгалосок.
Но скорапивунья за зналась и по теряла голас.
1. Он готовит обед в столовой.
2. Он сидит за кассой.
3. Он лечит.
4. Он учит детей в школе.
5. Он летает.
6. Он красит забор, стены.
7. Он ловит рыбу.
8. Он работает в шахте.
9. Он строит дома.
10. Он шьет красивые вещи.
11. Кто подстригает людей ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"
Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...
«Путешествие на остров Словинск, веселое и опасное». КВН для 2-х классов (неделя русского языка и литературы).
Сценарий мероприятия с презентацией к нему и приложениями в виде раздаточного материала....
Предметная неделя русского языка и литературы "Люблю тебя, моя Отчизна!"
В данном материале представлен план проведения предметной недели в начальной школе (2 -4 классы), сценарий открытия недели, вопросы викторины, тексты для списывания. Итоги и анализ предметной недели....
Предметная неделя русского языка и литературы
Предметная неделя по русскому языку и чтению в начальных классах...
Сценарий линейки, открытия Недели русского языка и литературы.
Откртие предметной недели, русского языка и литературы....
Отчёт по предметной неделе русского языка и литературы в начальной школе
Как сделать изучение русского языка интересным, занимательным и любимым занятием для младшего школьника?Одним из эффективных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является п...
Комплект материалов для проведения Недели русского языка и литературы
Комплект материалов для проведения Недели русского языка и литературы в начальной школе...