Склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён   существительных второго склонения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок

                по русскому языку.

Раздел: «Склонение имён существительных»

Тема: «Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён   существительных второго склонения»

                         


Цель: учить сопоставлять окончания существительных в творительном и предложном падежах и правильно их писать.

Х о д   у р о к а

  1. Организационный момент.

(Приветствие. Запись: число, классная работа)

  1. Чистописание; постановка проблемы; сообщение темы урока.

1.Догадайтесь, о чём идёт речь в загадке:

                            В деревянном домике проживают гномики.

                            Уж какие добряки – раздают всем огоньки.

                              В серой шапочки сестрички,

                            И зовутся просто ….. спички.

*Буква для минутки чистописания обозначается в этом слове согласный, глухой непарный,  мягкий непарный звук. ([ч,])

-- Какие буквосочетания  запоминали с этой буквой?

2.Установите закономерность, продолжите до конца строки 

Чч ча Ччч чу Ччч чк

3. Прочитайте пословицу, объясните её значение.

Слайд 1.

Ч.с.м .п.здал, год.м (не)в.рнёшь.

  • Запишите, подчеркните орфограммы.
  • Определите склонение имён существительных (2скл.) и их падеж. (Т.п.)

-- Какие орфограммы добавились в именах существительных?

(Безударные окончания)

4. --Кто догадался, как будет звучать тема урока сегодня?

  Слайд 2.

Правописание безударных   существительных 2склонения в Т.п. и П.п.

--На какие вопросы отвечают имена существительные в Т.п.?

--Какие окончания имён существительных второго склонения в этом падеже мы запоминали?

  Т.п. кем? чем? слоном  конём  оленем

--На какие вопросы отвечают имена существительные в П.п.?

--Какие окончания имён существительных второго склонения в этом падеже мы запоминали?

  П.п. о ком? о чём? о слоне коне олене

--Какие знания и умения нам пригодятся для грамотного написания окончаний имён существительных?

Слайд 3.

Хотим знать:

падежные окончания имён существительных.

Хотим уметь:

  определять склонение и падеж существительного.

--Чему будем учиться? Какие задачи поставим на сегодня?

(Определять склонение и падеж имён существительных, грамотно писать падежные окончания имён существительных)

  1. Работа по теме урока.

 Слайд 4. Словарные слова.

       б.се.ка            .кеан             л.мон                  к.нтроль

        т.перь             .тец              н.лев.                  т.пл.во.

         рас.ка.          о.дых            д.рога                  .нот

-- Что скажете о словах, записанных на доске?

1.Выписать существительные 2 склонения, соответствующие схеме:

--Что это значит? (Состоят из корня и окончания: океан, лимон, отец, контроль, лимон)

* Вставить пропущенные буквы.

--Какое существительное может быть лишним? (Контроль) Почему? (Слово с мягкой основой)

2.Составьте словосочетания с этими существительными в Т. и П.п.

              Т.п.                                              П.п.

-- С какими предлогами употребляется Т. п.? (С, за, перед, над, под)

-- С какими предлогами употребляется П. п.? (О, в, при, на)

(Запись словосочетаний на доске с  комментированием орфограмм)

Физминутка.

--Если я назову существительное 2 склонения - руки вверх, потянулись;

   Если я назову существительное 1 склонения – присели:

касса, вокзал, площадка, центр, ёлка, верхушка, лес, речка, восток, март.

3. Работа с учебником. Упражнение 380.  

Ответственное задание: расшифровать запись.

Слайд 5 

Комментируем 1-е предложение:

Футболисты встретились в (центр) спортивной (площадка).

  *Определяем склонение и падеж всех существительных, выделяем окончания.                 

*Самостоятельная работа по рядам:

1 ряд – 2, 3 предложения;

2 ряд – 4, 5 предложения;

3 ряд – 6, 7 предложения.  

(Оценить работу первых учащихся)

IV. Итог урока 

1.Слайд 3.

Хотим знать:

падежные окончания имён существительных.

Хотим уметь:

  определять склонение и падеж существительного.

--Какие задачи перед собой на сегодня ставили?

--Как справились с их решением?

2.Домашнее задание.

Упр. 380 завершить; следующий пяток слов из словарика со схемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"

Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"

Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...