разработка "учимся писать письмо"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Устимова Алла Александровна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_pismo_razrabotka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка по теме: "Учимся писать письма".

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом;

-способствовать определению ряда тематических понятий в мировоззрении детей;

-научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;

-познакомить с видами писем;

-научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления;

Развивающие:          -совершенствовать навыки орфографической зоркости;

-формировать умения ориентироваться в тексте;

-способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.

Воспитательные:     -воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения, и т.д. к адресату;

 -воспитывать любовь к предмету “Русский зык” через актуальность его использования в жизни.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

Приветствие. Создание положительного настроя.

– Встаньте ровненько, настройтесь на работу. Садитесь. Откройте рабочие тетради, запишите число “Классная работа”.

Учитель читает стихотворение:

Разговор сегодня важный

Предстоит нам совершить:

Как письмо в конверт бумажный

Написать и положить,

Как направить адресату

Сообщенье о себе,

Как спросить и как ответить

Чувства, раскрывая все.

Знает взрослый и ребёнок,

Знает даже карапуз –

Есть профессия такая:

Доставлять почтовый груз.

Этот груз имеет смысл.

Очень важный смысл для тех,

Кто зовётся адресатом,

Ждёт посланья без потех.

Груз имеет разновидность –

Белый небольшой конверт.

На конверте марка справа,

Ниже адрес, штемпель есть.        

Кто из вас готов ответить

На вопросы: “Кто же он?

Как профессия зовётся?”

– Ну, конечно, почтальон!

А ещё у почтальона

Чувство долга велико;

В зной, мороз и непогоду

Он несёт (да так легко!)

С письмами большую сумку

На широком на ремне

Он спешит и днем и ночью,

Он спешит к тебе и мне.

Он пропах дождем и ветром,

Он от солнца загорел,

Но, по-прежнему, приветлив,

Весел, добр, быстр и смел.

Фрагмент мультфильма “Трое из Простоквашино”, где почтальон Печкин представляется и повествует о том, какую работу он выполняет по роду своей профессиональной деятельности.

– Какие чувства можно испытать в момент чтения письма? Всегда приятно осознавать, что ты очень дорог окружающим тебя людям. Правда?!

– Ребята, как узнать, правильно ли вы получили письмо? (на конверте должно быть написано, кому оно). Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам? (Дети отвечают.)

– Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки.

Дети: Полученное письмо в праве распечатать и прочитать только его адресат! Нельзя читать чужие письма!

– Кто же такой адресат? Адресат – это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес.

III. Минутка чистописания

IV. Словарная работа

- Что означает слово почтальон? Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Почтальон – работник почты, доставляющий корреспонденцию по адресатам.)

- Пропишите всю строчку слово почтальон.

V. Актуализация знаний детей

– Будете ли вы отвечать на полученное письмо?

Дети: Да. Конечно.

– Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо? (Дети отвечают.)

– Какой вывод послужит вторым правилом?

Дети: Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!

VI. Сообщение темы урока

 – Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать письма. Между людьми, ведущими переписку, то есть отправителями писем и получателями их, соблюдается определённый порядок. Порядок этот устанавливался веками и поэтому соблюдение определённых правил можно назвать этикетом переписки. Кто из вас в своей жизни уже получал письма? От кого вы их получали? О чем были эти письма? А много ли писем в вашей семье? Храните ли вы их? Для чего вы их сохранили? (Дети отвечают.)

– Кто-то уже отвечал на письма, кому-то это предстоит сделать впервые, что для этого понадобится? (Дети перечисляют принадлежности, необходимые при написании письма.)

– В каком виде они должны быть? Каким образом мы должны написать текст письма? (Нацеливание на аккуратность и чистописание.)

– Почтовая бумага – писчая бумага малого формата бывает белой или окрашенной в светлые тона, матовой, лощеной, с водяными знаками, тисненой, ароматизированной и др. Писчая бумага бывает линованная или нелинованная. В продажу поступает в пачках, а также в виде почтовых наборов. (Рассказ сопровождается демонстрацией нескольких видов почтовой бумаги.)

– Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом.

Дети: Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага и конверт должны быть идеально чистыми.

– Хочется добавить, что если в письме несколько страниц, их следует пронумеровать. А складывать письмо следует текстом внутрь.

ФИЗМИНУТКА

Упражнение “Восьмерка” – движение глаз по зрительно-двигательной траектории.

VII. Знакомство со структурой письма

- Что такое письмо? (Это текст)

-Назовите признаки текста (Основная главная мысль, определённая последовательность предложений, смысловая цельность)

-Так как письмо – это текст, то прежде чем написать письмо, мы должны составить план текста. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.

- С чего начинается письмо? (С приветствия).

- Как обратиться к адресату: на “ты” или на “вы”? От чего это зависит? (Дети отвечают, что если вы пишете взрослому человеку, то, чтобы подчеркнуть своё уважение к нему, необходимо писать слово Вы с прописной буквы).

– Запишите в тетрадь слова: здравствуйте, привет, приветствую, подчеркните в них орфограммы. Вашему вниманию предлагаю стихотворение Марины Бородицкой, в котором очень точно просматривается обращение (возможно в письмах). Заметьте, пожалуйста, какие употреблены слова обращения.

… Дорогая Вероника,

Что ж не едешь ты никак?

Есть пока в лесу брусника,

Есть грибы в березняках…

…Дорогая Вероника!

Поезда летят, трубя…

Нет грибов. Сошла брусника.

Всюду пусто, всюду дико –

Очень плохо без тебя!

– Какое настроение характеризует каждое обращение в этом стихотворении?

– Итак. Что же такое обращение? (Обращение – это …).

Работа над правилом, вывешенным на доску.

Дети зачитывают: “Обращение – это слово, называющее того, к кому ты обращаешься. Обращение на письме всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком”.

– Помимо обращения в письмах употребляется фраза, называемая “приступ”. В «приступе» описывается причина написания письма. Запишите в тетрадях несколько фраз под  диктовку, которые, возможно, послужат вам в дальнейшем “приступом” при написании письма.

1. Я очень скучаю по тебе.

2. Мне необходим твой совет.

3. Я надеюсь, что скоро тебя увижу.

- О чем бы вы хотели рассказать? (О себе, о своих интересах, о своих друзьях, родных). Когда пишете о своих увлечениях, не употребляйте слова, значения которых ваш адресат может не знать.

-Чтобы вы хотели узнать? (Какая погода? Чем он занимается? И др.)

- Как вы закончите своё письмо? (До свидания)

План

1. Обращение

2. Сообщение о себе и своих близких.

3. Интересующий вопрос.

4. Прощание.

5. Подпись.

6. Дата.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ритмичный танец: один ученик у доски демонстрирует движения, а остальные дети стоят в проходе у своих парт и повторяют движения ведущего.

VIII. Работа в группах

– Для того чтобы ваше письмо получилось наиболее красивым, трогательным, душевным, мы сравним два письма внуков к их дедушкам. Прочитайте эти письма и скажите, какое из писем вам понравилось больше?

1. Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с Днём рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую и обнимаю. Твой внук Коля. 1 марта 2010г.

2. Мой дорогой дедушка!

Поздравляю тебя с Днём рождения.

Я очень хочу, чтобы ты никогда не боле, чтобы почаще был у нас дома. И ещё хочу, чтобы у тебя на работе всё всегда хорошо получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.

Целую и обнимаю тебя.

Любящий тебя внук Серёжа.

1 марта 2010 г.

Дети: Второе письмо понравилось больше, так как в нем открыто передаются те чувства радости, которые имеются у внука к своему дедушке.

– Какое из этих писем легче читать адресату? Почему?

Дети: Письмо, в котором выделено обращение, соблюдаются абзацы, имеется подпись. В обоих письмах есть все части: обращение, поздравление, пожелание и подпись. Но в первом письме стандартные фразы и нет передачи особых чувств, а вот второе письмо написано нестандартно – оно трогательное, доброе, и наполнено сердечной заботой к дедушке.

– Вы сейчас будете работать в группах, но в то же время выполнять каждый свою работу. Задача, которая возникает перед вами на этом уроке – написать письмо:

1  ряд (первая группа) – семье, родным и близким, братьям или сестрам;

2 ряд (вторая группа) – бабушке или дедушке, живущим далеко от вас;

3 ряд (третья группа) – другу, подруге.

Вам представляется замечательная возможность научиться писать письма, передать те чувства, которые по ряду причин вы не могли раскрыть и почувствовать ту радость от полученного ответа на ваше письмо.

Дети пишут письма.

IХ. Работа с текстами писем

На данном этапе происходит коррекция отдельных фрагментов текстов. Применяется эмоциональная окраска в форме эпитетов, сравнительных выражений, уточняющих характеристик для насыщения письма.

X. Знакомство с правилами оформления конверта

– В рассказе А.П.Чехова “Ванька” девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письма дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: “На деревню дедушке”. Мог ли дедушка получить это письмо? Почему?

Дети: Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

– Расположите перед собой конверты, в которые вы будете складывать уже готовое письмо для его отправки. Для того чтобы с первого раза вы выполнили данную работу правильно, обращайте внимание на то, что я вам буду показывать. Итак: адресат указывается в правой половине конверта чуть ниже середины, и будет отвечать на вопрос Кому (Ивановой Надежде Васильевне). Адрес, по которому адресат получит ваше письмо указывается ниже и отвечает на вопрос Куда (Краснодарский край, г.Ейск, ул.Красная, д.100).

– Как вы думаете, для чего нужно указать обратный адрес на конверте?

(Дети отвечают.)

– Если адресат уже не проживает по указанному адресу, то письмо “вернётся” обратно. А для того, чтобы оно не “заблудилось” и указывают от кого и откуда оно было отправлено. Вам необходимо знать  почтовый индекс того населённого пункта, куда вы будете писать письмо. Для чего нужен индекс и что обозначают эти загадочные шесть цифр?

(Дети отвечают.)

– Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определённое место страны. Ускорить эту работы помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 352030, где 352 – Краснодарский край, а 030 – почтовое отделение, расположенное в Кущевском районе.

Укажите на конверте индекс. Заполняем. Запечатываем. И после уроков дружно пойдем в ближайшее отделение связи для того, чтобы отправить письма.

XII. Подведение итогов урока

– ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТЫ

Русская почта является одной из старейших в Европе. В XIII веке появились гонцы и посыльные, доставляющие донесения на лошадях с ямщиками. Постепенно совершенствуясь, ямская гоньба (так назывался этот вид почтовой связи) превращалась в специальную службу для передвижения и передачи письменных сообщений с регламентированным (установленным) распорядком работы.

В XIX веке письма “полетели” по железным дорогам, “поплыли” на пароходах.

Почтовое судно – морское или речное судно, оборудованное для перевозки почты. Обычно почта перевозится на быстроходных пассажирских судах, совершающих регулярные рейсы по расписанию. На этих судах имеются отделения связи для всех почтовых операций; на передней мачте таких судов поднимается так называемый почтовый флаг.

Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у многих великих поэтов Пушкина, Лермонтова, Чехова. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые надо тоже уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – об этом старинном способе общения людей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать письмо президенту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

"Как писать письма"

познакомить учащихся с особнностями эпистолярного жанра; воспитывать интерес к эпистолярному жанру; воспитывать любовь к родному языку...

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....