Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме «Наша речь»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Бладурина Елена Петровна

Цель урока: познакомить учащихся со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником.

Задачи: ● познакомить со значением речи и языка;

● учить различать виды речи;

● развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и

знания, внимание, словесно – логическое мышление, память,

умения на основе наблюдения делать выводы;

● воспитывать интерес к русскому языку, уважение к мнению

других, умение слушать друг друга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку в 1 «В» классе

по теме «Наша речь»

Учитель: Бладурина Елена Петрвна

Тема: « Наша речь»

Цель урока: познакомить учащихся со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником.

Задачи: ● познакомить со значением речи и языка;

● учить различать виды речи;

● развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и

знания, внимание, словесно – логическое мышление, память,

умения на основе наблюдения делать выводы;

● воспитывать интерес к русскому языку, уважение к мнению

других, умение слушать друг друга.

Оборудование: для учителя - использование ИКТ, карточки со словами,

доска;

для учеников – карточки для парной работы, карточки с

текстом.

1) Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Работа по теме урока

Игра «Найди лишнее слово»

Работа над темой урока

Постановка цели

Парная работа

Физ. минутка

Итог урока

Рефлексия

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока:

Слайд 1.

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодиться!

- Сегодня мы начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд.

( Учитель читает по одной загадке – отгадки появляются на слайдах). Слайд 2

1.​ Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно ….

2.​ Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

3.​ Чтоб на праздник сделать маски

Нам потребуются …..

4.​ Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы друзья, не бейте нас!

5.​ Аз + буки

6.​ Страну чудес откроем мы

И встретимся с героями

В строчках, на листочка,

Где станции на точках.

7.​ Люблю я прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Всем я помогаю.

- Какое слово получилось?

- На доске карточки со словами.

- Ребята прочитайте их. ( Спрашиваю по 1 ученику)

- Подумайте и назовите лишнее слово.

-Объясните почему оно не подходит к этим словам?

-А что мы понимаем под словом язык?

-Соединим получившееся слово из кроссворда и лишнее слово. Что мы получим?

- А что такое русский язык?

«Язык мал, а великим делом ворочает» - обладает большой силой.

-Посмотрите на обложку нашего учебника, там тоже написано Русский язык.

- Предположите, что же мы будем изучать на этом уроке

- Кто написал этот учебник?

- Давайте внимательно рассмотрим наш учебник.

- На стр. 3 авторы написали обращение к первоклассникам. Дома с родителями прочитайте его.

- На стр. 4, как в других наших учебниках, показаны условные обозначения, которые помогут нам правильно ориентироваться в заданиях.

- Ребята, мы сегодня будем изучать с вами очень важный вопрос, но для начала проведём эксперимент (опыт)

-Для эксперимента мне понадобится по 4 человека с каждого ряда (учитель назначает).

У каждой группы карточки – названия; актёры, художники, музыканты.

- Внимание! Задание для актёров: инсценируйте фразу: « Ой, зуб болит!» - решайте кто это будет делать. И фразу: «Ура, каникулы!»

Задание для художников: У меня есть необычная коробочка и в ней находятся различные схемы и знаки. Вам нужно объяснить, что они обозначают ( Всему классу не показывать)

Задание для музыкантов: Немаловажное задание. У меня есть корзина с музыкальными инструментами. Задание я вам прошепчу на ушко ( нужно сыграть мелодию «В лесу родилась ёлочка».

- Готовы?

1 команда – покажите: «Ой, зуб болит!»

«Ура, каникулы!»

- А теперь я на ушко дам задание: « Ну-ка щуку поймайте!»

- Вы понимаете, что показывают ребята?

Они показывают жестами, мимикой, движениями. Тяжело понять, потому что словами не объясняют. Они не сопровождают свои действия речью, не используют язык речи.

- Молодцы!

- Послушаем художников

- Что обозначают эти знаки?

-Откуда я принесла эти знаки? Где их место ?

-Я вам об этом не говорила и ребята не могут узнать, где расположены эти учреждения.

- Художники очень часто в своих изображениях используют язык знаков и рисунков.

-Молодцы!

- А теперь послушаем музыкантов. Вы понимаете, что за мелодию играют дети?

- Итак, давайте обобщим, почему нам не всегда было понятно, что изображали и показывали ребята?

- Значит, речь обладает магической силой.

-Хотите вы подробнее узнать об этом?

Тогда сформулируйте цель нашего урока.

И тема нашего урока «Наша речь»

- А что такое речь?

-Где мы можем узнать точное значение этого слова?

- Дежурный по словарю прочитает значение слова речь .

-Автор этого слова В. Даль собрал много пословиц о речи.

« Хорошую речь приятно слушать»

« Сказал, как узлом завязал»

А теперь внимание!

-У вас на партах лежат зелёные карточки. Поработайте в паре и подчеркните простым карандашом слова, которые мы можем отнести к нашей речи.

-Какая пара справилась с этим заданием?

- На доске тоже есть карточки со словами. Выберите нужные.

( одна пара выбирает правильные карточки )

-Итак, мы установили, что относится к речи.

-Учёные называют их видами речи.

-Сейчас мы поработаем с ними.

- А теперь будьте повнимательнее.

Я подготовила необыкновенно красивый текст

( Учитель читает текст вслух)

Весна. Бегут ручейки. Тает снежок. Открыл синие глазки подснежник.

-О чём этот текст?- Как вы думаете, почему я выбрала этот текст?

- С помощью каких слов автор рисует нам картину весны, как художник?

- Как вы понимаете выражение «открыл глазки подснежник»

- Когда я читала текст, что вы делали?- Какой вид речи мы использовали?

Возьмите карточку жёлтого цвета.

-Прочитаем стихотворение о весне. Читать будем по цепочке.

Дождик песенку поёт:

-Кап, кап…

Только кто её поймёт-

Кап, кап ?

Ни поймём ни я, ни ты,

И весенняя листва,

И зелёная трава.

Лучше всех поймёт зерно:

Прорастать начнёт оно

-Какие слова ярко помогают представить картины весны?

-А теперь какой вид речи мы использовали?

- Я с вами разговариваю, задаю вопросы. Значит какой вид речи использую?

(Использование ИКТ)

На доске записана пословица. Прочитайте её.

Щедра весна на тепло, да скупа на время.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите её в тетрадь.

-А сейчас какой вид речи мы использовали?

- Когда мы думаем о самом сокровенном, о чём-то личном, тайном, о чём-то мечтаем, всегда ли хочется говорить вслух?

- И как называется такой вид речи?

-Ребята, а какой вид речи вы считаете главным?

- Трудно сразу ответить?

- Этот вопрос надо подробнее исследовать.

- Какую же цель мы поставим на следующем уроке?

- Я приготовила вам логическую задачу, которой хочу закончить урок.

- Слушайте внимательно.

Если у кого – то из вас и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по 1 яблоку.

Если у кого – то из вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у вас и у меня будет…. (2 идеи)

Идея – сто мысль, выраженная с помощью речи или вслух, или про себя. И конечно на следующем уроке мы продолжим изучение речи и её магической силы.

Слайд 3

Я узнал, что..

Я научился…

Мне понравилось, что…

Я бы хотел, чтобы….

Новые знания мне пригодятся…

Чтение по одному предложению разными учащимися.

Карандаш

Ручка

Краски

Часы

Азбука

Книга

Линейка

Русский

Пенал, тетрадь, язык, портфель.

Язык

Остальные слова обозначают учебные принадлежности.

Это многозначное слово- язык у колокола, язык у ботинка,

Язык у человека

Русский язык

Это язык на котором разговаривают русские люди. Это язык общения людей разных национальностей, которые живут в нашей стране.

- Правила правописания слов, словарный запас русского языка, правила составления текстов, т.е. будем изучать особенности русского языка.

Валентина Павловна Канакина и Всеволод Гаврилович Горецкий – это известные педагоги, которые создали много учебников для детей и учителей. Этот учебник будет нас учить.

Нет

Нет

Они не использовали язык нашей русской человеческой речи.

Узнать больше о речи

В толковом словаре

О весне

Завтра наступает весна.

Бегут ручейки. Тает снежок.

Раскрыл лепестки

Слушали

Слушание

Весенняя листва, зелёная трава, проросшее зерно.

Чтение

Говорение

Письмо

Нет, не всегда

Речь про себя (мысленная)

Какой вид речи является главным?