Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных в ед.ч."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Александрова Александра Сергеевна

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имён существительных  в ед.ч."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezud.okonch.docx84.63 КБ

Предварительный просмотр:

20 декабря 2016 г.

Класс: 4

Предмет: Русский язык

Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных  в ед.ч.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: закрепить знания о правописании безударных окончаний имён существительных  в ед.ч.

Задачи:

- формировать умения доказывать;

- развивать орфографические умения и навыки;

- развивать речь и мышление учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия:

личностные:

  • развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому;
  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

метапредметные:

  • определение общей цели и путей её достижения;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результатов;

предметные:

  • умение делать синтаксический разбор предложения;
  • закрепление знаний об изученных видах разборов.

Оборудование:

- клей (у учащихся),

- цветные карандаши, фломастеры (у учащихся),

- проектор.

Ход урока:

1) Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут…

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим учиться грамотно писать. В настоящее время, правда, писать слова с ошибками стало своеобразным трендом, но, тем не менее, писать грамотно - это красиво, а значит, это классика и в моде будет всегда.

Сегодня у нас заключающий урок по одной из самых сложных тем за курс начальной школы.

За каждый правильный ответ вы будете получать фишку из этой коробочки. Три и более фишек в конце урока обменяются на пятёрку, 2 фишки – на четвёрку, а одна – просто вернётся обратно в коробку к своим друзьям.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Давайте же вспомним, какую тему вы изучали на протяжении нескольких последних уроков?..................Правописание безударных окончаний имён существительных  в ед.ч.

В нашей современной жизни всё больше времени мы уделяем гаджетам. Скажите, а чем занимались люди, когда этих приспособлений не было?.......Читали, пели, гуляли…

Книг действительно стало гораздо меньше в обиходе. Однако, думаю, она всегда будет занимать почетное место в нашей жизни. Согласны ли вы? Почему?...................

Сегодня я предлагаю вам сделать проект.

Какие формы проектов вы знаете?............

Какие у проектов могут быть темы?...............

Как вы думаете, какая форма проекта у нас получится сегодня?.......

На этом уроке мы сделаем с вами книжку. Небольшую, конечно, но, надеюсь, от этого не менее полезную.

У нас получится книга-памятка. Как вы думаете, о чём она будет вам напоминать?.....................Как правильно написать безударное окончание и.сущ. в ед.ч.

Правильно. Перед вами у каждого лежат листочки, клей. Эти предметы вам пригодятся для оформления вашей книжки-памятки.

3) Актуализация знаний.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Запишем «Летом к дедушк... Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан....».

С какими сложностями вы столкнулись?...........

Подчеркните и.сущ. с безударными окончаниями. Какие это слова?.......

Итак. Какой же первый шаг на пути к определению подходящего падежного окончания и. сущ.?...........Определить склонение

Правильно. Найдите, пож., среди ваших листочков первую страницу вашей памятки. Что на ней написано?

4) Обобщение и систематизация знаний 

А как определить склонение имени существительного?..........

Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Род

м.р., ж.р.

м.р., ср.р.

ж.р.

Окончание

-а, -я

--, -о, -е

--

Пример

________

________

________

1.Определи склонение

Распредели слова по склонениям и выдели окончание:

Заяц, капель, мороз, мышь, ворона, сирень, капуста, облако, вьюга, пальто, лошадь, машина, вокзал, сумма, тетрадь.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Определим склонение наших подчеркнутых слов.

Распределять слова по склонениям вы будете позже с вашей учительницей или самостоятельно, а вот по одному примеру в каждый столбик запишем прямо сейчас. Придумайте и запишите в тетрадь по слову 1 скл., 2 скл, 3 скл.

Запишите в памятку одно из тех слов, что сейчас назвали или придумайте своё. Только помните, что мы делаем с вами книжку, поэтому пишите очень аккуратно.

Какой следующий шаг для определения правильного окончания?...............

Нужно определить падеж и вспомнить окончание и.сущ. нужного склонения в подходящем падеже.

Найдите следующую страницу вашей памятки.

Вспомним названия падежей их вспомогательные слова и вопросы. По цепочке…………………………

Определим падежи наших подчеркнутых слов.

Теперь непосредственно начинаем создавать книжку. Сложите оба листочка пополам и склейте вторую страницу первого листочка и первую страницу второго листочка. Вот так.

2.Определи падеж

Падеж

Вспомогат.

слово

Вопросы

И. п.

Есть

Кто? Что?

Р. п.

Нет

Кого? Чего?

Д. п.

Даю

Кому? Чему?

В. п.

Вижу

Кого? Что?

Т. п.

Горжусь

Кем? Чем?

П. п.

Думаю

О ком? О чём?

Заполни таблицу, изменив слова по падежам.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

земля

окно

степь

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

_________

Эту таблицу вы также заполните позже.

Теперь нужно вспомнить окончания падежей в том или ином склонении. Найдите подходящую страницу памятки………………

Подклеиваем новую страницу таким же образом, как и предыдущую.

3.Запомни

http://cdn01.ru/files/users/images/97/61/97617fe4045b5294aceb3292b5bf5f6d.jpg

Заполни таблицу и выдели окончания

И. п.

Дарья

Иван

мышь

Р. п.

Д. п.

П. п.

Почему в данной таблице предлагается изменить слово только по данным трём падежам?......потому что это наиболее проблемные падежи

Проверим по таблице, правильно ли написаны окончания в нашем предложении?....................................

На мой взгляд, наиболее простой способ правильно написать окончание и. сущ. – это подставить слово того же падежа с ударным окончанием.

4.Подставляем вместо слов

1 скл.                 2 скл.         3 скл.

земля                 окно                 степь

Ну что ж, пришла пора применить ваши знания на практике.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Заполним пропуски в первом абзаце вместе, а во втором вы сделаете сами.

Заполни пропуски.

Летом к дедушк... Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан.... Мальчик ехал на поезде по железной дорог..., потом плыл по ш...рокой реке Волг... на лодк.... От пристан... до деревн... он ехал на лошад.... 
Дача дедушк... стоит на краю деревн.... Около дач... растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушк... утопает в яркой зел...н.... Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными яг...дками. 

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверим, правильно ли вы написали окончания и.сущ.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

И самое главное – обложка. Как можно назвать нашу памятку?.....Как правильно писать окончания и.сущ. в ед.ч.; правописание окончаний и.сущ. в ед.ч.

Приклейте обложку вот таким образом. А дома раскрасьте её так, чтобы вам приятно было ей пользоваться при необходимости.

Надеюсь, эта памятка вам поможет грамотно писать окончания имён существительных. Поможет ли она вам, как считаете?

Спасибо вам за урок.

1.Определи склонение

Склонение

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Род

м.р., ж.р.

м.р., ср.р.

ж.р.

Окончание

-а, -я

--, -о, -е

--

Пример

________

________

________

Распредели слова по склонениям и выдели окончания: ворона, сирень, вьюга, облако, пальто, лошадь, вокзал, сумма, тетрадь.

1 скл.

2 скл.

3 скл.

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

2.Определи падеж

Заполни таблицу, изменив слова по падежам. Выдели окончания

Падеж

Вспомогат.

слово

Вопросы

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И. п.

Есть

Кто? Что?

земля

окно

степь

Р. п.

Нет

Кого? Чего?

____________

____________

___________

Д. п.

Даю

Кому? Чему?

____________

____________

___________

В. п.

Вижу

Кого? Что?

____________

____________

___________

Т. п.

Горжусь

Кем? Чем?

____________

____________

___________

П. п.

Думаю

О ком? О чём?

____________

____________

___________

3.Запомни

http://cdn01.ru/files/users/images/97/61/97617fe4045b5294aceb3292b5bf5f6d.jpg

Заполни таблицу и выдели окончания

И. п.

Дарья

Иван

мышь

Р. п.

________

________

________

Д. п.

________

________

________

П. п.

________

________

________

Подставляем вместо слов

1 скл.

2 скл.

3 скл.

земля

окно

степь

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши склонение.

   Летом к дедушк... (_____) Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан.... (_____)

Мальчик ехал на поезде по железной дорог... (____), потом плыл по ш...рокой реке Волг... (____) на лодк... (____). От пристан... (____) до деревн...(____) он ехал на лошад... (____). 
  Дача дедушк... (____) стоит на краю деревн... (____). Около дач... (____) растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушк... (____) утопает в яркой зел...н... (____). Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными яг...дками. 

Подставляем вместо слов

1 скл.

2 скл.

3 скл.

земля

окно

степь

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши склонение.

   Летом к дедушк... (_____) Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан.... (_____)

Мальчик ехал на поезде по железной дорог... (____), потом плыл по ш...рокой реке Волг... (____) на лодк... (____). От пристан... (____) до деревн...(____) он ехал на лошад... (____). 
  Дача дедушк... (____) стоит на краю деревн... (____). Около дач... (____) растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушк... (____) утопает в яркой зел...н... (____). Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными яг...дками. 

Подставляем вместо слов

1 скл.

2 скл.

3 скл.

земля

окно

степь

Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши склонение.

   Летом к дедушк... (_____) Илье Петровичу приехал внук Миша из Астрахан.... (_____)

Мальчик ехал на поезде по железной дорог... (____), потом плыл по ш...рокой реке Волг... (____) на лодк... (____). От пристан... (____) до деревн...(____) он ехал на лошад... (____). 
  Дача дедушк... (____) стоит на краю деревн... (____). Около дач... (____) растут яблони, груши и густые кусты сирени. Небольшой домик дедушк... (____) утопает в яркой зел...н... (____). Перед домом кусты малины со сладкими и вкусными яг...дками. 

Памятка

Правописание

безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Ф.И.________________________________________________________________

Памятка

Правописание

безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Ф.И.________________________________________________________________

Памятка

Правописание

безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

Ф.И.________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку(4 класс) по теме "Правописание Ь в окончании глагола 2 лица единственного лица"

Проверочная работа по русскому языку(4 класс) по теме "Правописание Ь в окончании глагола 2 лица единственного лица" включает в себя диктант и грамматические задания на повторение материала по теме "Г...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о безударных гласных звуках в корнеПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое проверочное и проверяемое словаУметь писать безударные гласн...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....