Конспект урока по русскому языку Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гарина Олеся Игоревна

Предварительный просмотр:

Дата: ______________                                                                                Учитель: Давиденко Нина Геннадьевна

Школа: №2                                                                                        Методист:______________

Класс: 3-3                                                                                                Студентка: Гарина О.И. 43гр

Урок: 3

Конспект урока по  русскому языку

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе»

Цели урока: вспомнить безударные окончания существительных в единственном числе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку; 

  • Предметные: уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук, презентация, ромашка, карточки с заданиями.

№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Покажите мне с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно удачи. 

Учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в предложении существительное 2 скл.;
учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное 3 скл.;
учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное 1скл.;

-Вы готовы? Тогда приступаем:
Бежала по улице собака (3)
Ярко светило солнце(1)

Ночь была тихой(2)
Я рада, что вы не ошиблись!

Открываем тетради, отступаем 2 линейки от предыдущей записи и записываем дату и классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Мотивационный этап:

- актуализация знаний учащихся

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог о тексте.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация.

2

Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. И тихонечко повторяйте за мной:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

Молодцы! Спасибо! Теперь вы готовы к работе!

Слушают учителя, повторяют установки под музыку.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Актуализация опорных знаний.

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

7 мин

Посмотрите на доску, там висит «Ромашка» с вопросами. Тот, кого я вызываю, срывает один лепесток, читает на обратной стороне вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

1.Как изменяется имя существительное? (число , падеж)

2. Как проверить безударное окончание имен сущ.? (1) поставить его в начальную форму им.п., ед.ч., и определить склонение 2) определить падеж)

3.Что значит просклонять имя существительное? (это значит, что сущ. нужно изменить по падежам )

4.Какие существительные относятся к 1 склонению? (сущ. ж.р (страна) и м.р (дядя) с окончаниями -а, -я )

5.Какие существительные относятся ко 2 склонению?(сущ. м.р. с нулевым окончанием (берег ,день ) и ср.р с окончаниями -о, -е в им.п , ед.ч. (слово, здание).

6.Какие существительные относятся к 3 склонению?(сущ. ж.р с нулевым окончанием (степь, дочь) в ед.ч.)

7. Для того, чтобы проверить безударные падежные окончания у имен сущ. необходимо подобрать слова помощники. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 1 склонения ? (весна, земля, стена)

8. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 2 склонения? (стол, конь, сон, колесо)

9. Какие опорные слова вы знаете для сущ. 3 склонения?(степь, рожь)

– Кто догадался какая тема у нас сегодня на уроке? ( Безударные окончания существительных в ед.ч.)

-Посмотрите на экран и прочитайте тему сегодняшнего урока.

Это первый урок по данной теме? (нет) 

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

Вы правы, сегодня мы повторим необходимые знания для углубления навыков по названной теме, а также закрепим и углубим навыки правописания падежных окончаний имён существительных.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Называют тему урока.

Ставят цели урока.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

4.

Решение частных задач.

Метод – словесный;

Прием – диалог.

10

 Итак, мы вспомнили все способы проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.числе.  Кто мне напомнит алгоритм проверки безударных окончаний имен сущ. в ед.числе?

  1. Ставлю существительное в начальную форму.
  2. Определяю склонение.
  3. Подбираю слово-помощник.
  4. Ставлю слово-помощник в ту же форму.
  5. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
  6. Обозначаю орфограмму.

Молодцы! А сейчас открываем стр 51 №52


Что требуется сделать в этом задании?
Списать текс;

Вставить пропущенные буквы;
Около существительных с пропущенными окончаниями в скобках укажи склонение и падеж;
Лялька лежит на постели,

Улыбаясь беззубым ртом.

В лапке полкарамели

И тигр с собачьим хвостом.


Чтобы определить падеж имени существительного, что нужно делать?  (найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.)


Лялька лежит (на чем?) на постели (3 склонение, Предложный падеж),
улыбаясь беззубым ртом.
(В чем?) В лапке (1 склонение, Предложный падеж)
кусок (чего?) карамели (3 склонение, Родительный падеж) и тигр с собачьим хвостом.

.

Повторяют алгоритм.

.

Выполняют задания из учебника у доски

     Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

 

5.

Физминутка

2 мин

А теперь немного отдохнем.

Видеоролик

Выполняют движения.

6.

7.

8.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

Метод – практический;

Приём – демонстрация.

Закрепление знаний и способов действий

Игра-соревнование.

Итог урока

Метод – словесный;

Приём – беседа

7 мин

6 мин

3 мин

 Я буду называть существительное. Если оно относится к 1-ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3-ему– прыгаете на месте.

Сирень, берег, молодость, старик, помощь, ученик, книга, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, подъём, велосипед, радость, осень, лето, весна, снежинка, метель.

Давайте теперь посмотрим кто хорошо сегодня усвоил урок

Для этого вы разделитесь по рядам. На слайде представлены задания для каждого ряда. Выполняем!

Для 1-го ряда: записать имена существительные, обозначающие животных (10 слов), указать склонение и просклонять слово корова.

Для 2-го ряда: записать имена существительные, обозначающие растения (10 слов), указать склонение и просклонять слово камыш.

Для 3-го ряда: записать имена существительные, обозначающие школьные принадлежности (10 слов), указать склонение и просклонять слово тетрадь.

Отлично! Теперь меняемся работами с соседом и проводим взаимопроверку. Кто выполнил безошибочно? Кто-то допустил ошибку? Пусть сосед объяснит.

Ребята, вспомните какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Скажите, что мы сегодня изучали? Что повторили? Какую орфограмму повторили? Какой алгоритм использовали на уроке?

Откройте дневник, запишите д/з стр 52 №54

Работа фронтальная

.

Выполнять задание по вариантам на усвоение знаний.

Отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

9.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

.

2 мин

А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На карточках вам необходимо выбрать и подчеркнуть ответ, который подходит вам.

На этом наш урок закончен! До свидания!

. Оценивают свою работу на уроке.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные окончания существительных в единственном числе" 3 класс. ПНШ...

Конспект по русскому языку «Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс

Класс: 3 Тип урока: Урок открытия новых знаний                  Программа: «Перспективная начальная школа»Тема: «Без...

Конспект урока по русскому языку «Безударное окончание существительных в единственном числе» УМК «Перспективная начальная школа»3 класс

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о правописании безударных окончаний существительных в единственном числе, формирование навыка правописания безударных падежных окончаний имён существи...

Конспект урока по русскому языку «Имя существительное. Безударные окончания существительных в единственном числе» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных окончаний имен существительных в единственном числе, отработка навыков последовательности действий при написании безударн...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...